Лекция 9: «предпосылки для разработки П. Ф. Лесгафтом системы физкультурного образования»

Улучшение экономической и политической ситуации в России (про­изводство, торговля, военное дело, внешние связи) было результатом про­ведения Петром I экономических и политических преобразований.

В целях подготовки специалистов для государственных учреждений, а также для армии и флота в России открывается ряд учебных заведений (Школа математических и навигацких наук, Артиллерийская школа, Мор­ская академия и др.).

В учебные планы этих заведений наряду с другими предметами были включены фехтование, верховая езда. За успехи в области овладения «ра-пирной наукой» учащимся даже прибавлялось денежное содержание, что было важным стимулом для занятий этим предметом.

В 50-х г.г. XVIII века физическое воспитание было включено в учеб­ные планы дворянских гимназий. Его содержание составляли фехтование и танцы. Позднее, с открытием лицеев в их учебные планы также было вве­дено физическое воспитание (фехтование и гимнастика). Таким образом, физическое воспитание в начале XVIII века в России уже становится обя­зательной частью дворянского образования.

Повышенный интерес к физической культуре в различных общест­венных кругах России был причиной возникновения ряда специальных физкультурных учреждений (школы плавания, фехтовальные и гимнасти­ческие клубы, стрелковые тиры), преимущественно в Москве и Петербур­ге, созданных частными лицами на коммерческой основе.

Хотя все эти учреждения, носившие коммерческий характер, были доступны довольно узкому кругу лиц из богатой среды, они все же сыгра­ли определенную роль в дальнейшем развитии физической культуры в России.

Однако, если физическая культура как вид культуры господствую­щего класса поднялась на новый уровень по сравнению с предыдущим пе­риодом, то физическое воспитание трудящихся по-прежнему шло само-


стоятельно, самобытным путем по инициативе народных масс и в форме, по преимуществу, народных праздников, игр и развлечений, стихийным, неорганизованным путем.

В крестьянской среде и среди городских ремесленников была рас­пространена «молодежная забава» - кулачные бои. По своей организации, содержанию, правилам они мало отличались от кулачных боев предыду­щих периодов и сохранили в себе старые русские традиции.

Дальнейшее развитие получили различные аиды борьбы, в том чис­ле, национальные виды борьбы различных народов, населяющих Россию (северные, кавказские, сибирские и др.), а также многочисленные игры, со­стязания, развлечения во время праздников и в быту (игра в бабки, свайки, городки, «шаровки», лапта и др.). Все эти виды физических упражнений, игр и развлечений, составляющие содержание самобытного воспитания, способствовали формированию у народа двигательных навыков, необхо­димых ему в процессе труда и военного дела.

Большое значение они имели для формирования и сохранения бое­вых качеств личного состава русской армии. Поскольку она комплектова­лась в процессе рекрутских наборов из крестьян, ремесленников, рекруты приходили в армию уже достаточно физически подготовленными в про­цессе труда и «молодецких» забав.

Эти качества достаточно полно проявились в период крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачева (1773 - 1775), а также в боевых действиях партизан - крестьян, когда они, вооруженные вилами, копьями, топорами, успешно сражались с французскими солдатами. В этих боевых действиях крестьяне показали высокие волевые и физические каче­ства, волю к победе, народную смекалку, силу, выносливость, ловкость и мужество.

Значительный интерес к физическому воспитанию проявлялся со стороны прогрессивной русской интеллигенции. В работах русских ученых появляется информация по вопросам физического воспитания. Один из ос­нователей военно-гимнастической команды балтийского флота, профессор Л. А. Загорский опубликовал свою работу «Руководство к познанию чело­веческого тела», в которой изложил анатомо-физиологические основы


строения человеческого тела и, тем самым, сделал важный вклад в анато-мо-физиологическое обоснование теории физического воспитания в буду­щем. Он был основателем первой анатомической школы в России, сторон­ником функционального направления в анатомии.

Профессор военной гигиены, врач М. Я. Муров (1776 -1831) в своем
труде «Слово о пользе и предметах военной гигиены или науки сохранять
здоровье военнослужащих» указывал на большое значение физических уп­-
ражнений для укрепления здоровья солдат и офицеров. Он доказывал воз-­
можность их использования, наряду с физическим трудом, в качестве про-
филактического средства против заболеваний и средства для лечения неко-
торых заболеваний.

В 1846 г. вышла книга Кондратия Ивановича Грума «Образование фи-

зическое, умственное, нравственное», в ней он доказывал, что физические

упражнения являются важным средством укрепления здоровья человека, его развития и совершенствования. В его книге совершенно конкретно говорится о физкультурном образовании, которое стоит в одном ряду с образованием умственным. Впоследствии П. Ф. Лесгафт назовет свою систему системой физического (а точнее физкультурного) образования.

Интересы формирующейся нации в XVIII - XIX в.в. требовали раз­вития наук - технических, естественных, гуманитарных. Все это создавало предпосылки и стимулировало дальнейшее развитие русской националь­ной культуры и органичного ее вида - физической культуры. Необходи­мость воспитания разносторонне подготовленных специалистов для армии, флота, государственных учреждений требовала включения физического воспитания в систему образования. Формируются и развиваются естест­веннонаучные и педагогические основы будущей теории физического вос­питания. Этому способствовало развитие производительных сил и про­мышленности, расширение торговли, государственное преобразование но­вого уровня потребностей в подготовке разносторонне физически разви­тых людей. Это находило отражение в идеях передовых русских ученых, педагогов, общественных деятелей.

Представители русской педагогики излагали свои представления по поводу целей, задач, содержания и средств физического воспитания, а


также по проблемам укрепления здоровья и закаливания в соответствии с возрастными особенностями организма занимающихся. Они обращали внимание на необходимость использования игры и различных «телодви­жений», способствующих физическому развитию детей.

Представитель русской дворянской педагогики И. И. Бецкой (1704 -1795), основатель воспитательных домов в России, в своих произведениях излагал идеи по проблемам физического воспитания и закаливания детей, большое значение придавал гигиене. Игры он рассматривал, прежде всего, в качестве важнейшего средства развития самостоятельности детей и подростков и их разностороннего физического развития.

Один из видных общественных деятелей России XVIII века, издатель «Московских ведомостей» Н. И. Новиков (1744 - 1818) в своей работе «О воспитании и настроении детей для раскрепощения общешкольных знаний и всеобщего благополучия» оказывал, что подвижные игры в детском воз­расте - важнейшее средство физического воспитания. В содержание физи­ческого воспитания он включал активное движение, ходьбу, подвижные игры, бег, а также закаливание, режим питания и отдыха. Он советовал не просто использовать физические упражнения, но и разъяснять их пользу, роль и значение для физического развития, укрепления здоровья и закали­вания. Другими словами, он предлагал в процессе занятий физическими упражнениями осуществлять и элементарное физкультурное образование. Для детей старше 12 лет он рекомендовал занятия борьбой.

Сын солдата лейб-гвардии Семеновского полка, академик А. П. Про­тасов (1784 - 1796), в 1765 г. выступил в учебном собрании Российской Академии Наук с двумя докладами - «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья». Нельзя не согла­ситься с тем, что в настоящее время на заседаниях Российской академии наук маститые академики нечасто выступают с докладами по проблемам физического воспитания и физической культуры как вида культуры, а для России XVIII в. это было, в известной мере, знаменательное, знаковое яв­ление. По проблемам физического воспитания выступали не только пред­ставители педагогического и естественного направления в науке, но и фи­лософы, просветители.


Русский философ-материалист и просветитель А. Я. Радищев (1749-1802) в своих сочинениях решительно выступал против практики дворян­ского воспитания, рассчитанного на подготовку высокомерных щеголей, на внешний лоск дворян, и настаивал на осуществлении единства умст­венного, нравственного и физического воспитания.

Революционный демократ В. Г. Белинский (1811-1848) подверг рез­кой критике внешний лоск и формализм буржуазной системы гимнастики. Он критиковал представителей господствующих классов России за подра­жание западноевропейским странам и призывал использовать огромное богатство средств физического воспитания российских народов. По словам В.Г. Белинского, в играх и развлечениях русского народа отражались «... простодушная сущность его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств» (В. Г. Белинский. Статьи и рецензии. М: 1946. С. 161). Он го­ворил: - «Поезжайте в киргизские степи, и там вы увидите свои олимпий­ские игры». Он имел в виду состязания и различные игры верхом на лоша­дях, различные виды борьбы, метания аркана, скачки, стрельбу из лука.

В. Г. Белинский обращал внимание на то, что физическое воспитание нельзя рассматривать в отрыве от социальных условий жизни человека и общества. Под всесторонностью воспитания он понимал единство умствен­ного, нравственного и физического воспитания. К его средствам он относил бег, прыжки, «гимнастические забавы», и, особенно, народные игры, раз­влечения, состязания, ибо, по его мнению, другие физические упражнения не воспитывали так хорошо активность, инициативу, волю, сообразитель­ность и не способствовали физическому развитию человека как это делала игра.

Таким образом, в XVIII веке в России благодаря активному осмыс-­
лению роли и значения двигательной деятельности человека в его всесто-­
роннем развитии закладывались основы наиболее прогрессивной, передо-­
вой теории неспециального (непрофессионального) физкультурного обра-­
зования. Зарождающиеся в этот период гимнастические системы в Запад-
ной Европе носили сугубо прагматический характер и военную направ-­
ленность, были ориентированы в основном на формирование отдельных
военно-прикладных двигательных навыков.


Идеи русских ученых, педагогов, просветителей были ориентирова­ны более широко: на воспитание и образование человека, личности в це­лом, в единстве умственных, нравственных и двигательных форм его про­явления и поведения. Все это, в конечном счете, впоследствии привело к созданию самой обоснованной с точки зрения науки (педагогики, психоло­гии, естественных наук) системы неспециального (непрофессионального) физкультурного образования, которая нашла свое оформление в деятель­ности П.Ф.Лесгафта.

Положение народных масс в рассматриваемый период было весьма тяжелым. Гнет, жестокость помещиков вызывали протест народа. Вспыхи-вали восстания, в которых участвовали крестьяне, ремесленники, мелкие служащие, работники мануфактур. В классовой борьбе и боях за независи­мость Родины проявлялось мужество, стойкость, бесстрашие народа. Осо­бенно ярко это проявлялось в ходе Отечественной войны 1812 года, когда русский народ единодушно встал на защиту родной земли.

Несмотря на жестокую эксплуатацию, народ в редкие часы свобод­ного времени, в праздники, в межсезонье полевых работ предавался раз­влечениям: «молодецким забавам», играм и состязаниям в силе, ловкости, сообразительности, сноровке, народ высоко ценил проявление силы, бес­страшия, выносливости, особенно в соединении с добротой.

Среди сельского и городского населения весьма популярными были кулачные бои, различные виды борьбы - русской на поясах, грузинской, армянской, азербайджанской, джигитовка и игры на лошадях, стрельба из лука. На севере были популярными гонки на оленьих упряжках, лыжные состязания, катание на санках и на коньках, летом - плавание, гребля, прыжки в воду с откосов, с деревьев, с мостов и т. п.

Одним из основных и распространенных народных средств физиче­ского воспитания были игры с мячами различной величины, в том числе, с небольшими мячами (лапта), деревянными шариками и деревянным «чи­жиком», в которые играли с помощью деревянных бит (шаровки, лапта), игры с костями («бабки») и многие другие.

Среди детей были популярны сюжетные игры типа «гуси-лебеди», «волки и овцы», «горелки», «салки» и т.п., все они способствовали общему


физическому развитию, требовали развития быстрой сообразительности, смекалки, быстроты движений и действий, выносливости и координации.

Суровые условия жизни, частые боевые столкновения с неприяте­лем, боевые походы заставляли уральских, терских и украинских казаков уделять большое внимание физической подготовке, основными средствами которой были скачки, джигитовка, преодоление препятствий на коне, руб­ка лозы, плавание, гребля, среди уральских и сибирских казаков большой популярностью пользовалось «взятие снежной крепости» на коне. Военно-прикладной характер всех этих игр, казачья удаль на фоне сравнительно воль­ной жизни способствовали формированию сильных и свободных людей.

Распространение в народе различных физических упражнений, игр и развлечений имело большое значение для формирования физических ка­честв рекрутов. Крестьянская молодежь приходила в армию достаточно физически подготовленной, прошедшей школу трудового физического воспитания, в которую входили народные средства гигиены и закаливание (бани, купание), использование средств народной медицины.

В 1800 г. уральский мастеровой Артамонов изобрел, и сам построил первый в мире велосипед, на котором в 1801 г. совершил первый в мире «велопробег» до Москвы от Верхотурья (на Урале) и обратно, протяжен­ностью более 5000 км.

Физическое воспитание в дворянской среде частично осуществля­лось в процессе занятий в учебных заведениях и частично - в процессе са­модеятельных занятий. Дворяне не создали новых, оригинальных средств физического воспитания. Они адаптировали народные средства к своим потребностям и возможностям их реализации в процессе деятельности. В дворянской среде были популярны верховая езда, конные соревнования, скачки. Появляются ипподромы, школы верховой езды, вольтижировки, учителя, тренеры верховой езды. Со временем это приобретает коммерче­ский характер. Устойчиво сохранялся интерес к фехтованию. Формирует­ся отечественная школа фехтования, в развитии которой большую роль сыграли такие учителя и тренеры, как Данилов, Тарасов. В 1796 г. учитель фехтования Фишер опубликовал книгу «Искусство фехтовать». В 1852 г. появилось «Руководство к изучению фехтования на рапирах» Сивербрнка.


Среди средств физического воспитания пользуется вниманием пла­вание. В 1808 г. вышло первое пособие - «Искусство плавать» с рассужде­нием Тевенота. Одна из первых школ плавания была открыта французом де Паули в 1834 г. на Неве, недалеко от Летнего сада. Культивировались среди дворян игры с мячом с помощью ракетки («же де пак» и «волан»). Де Паули кроме школы плавания открывает в 1830 г. так называемый, «Гимнастический институт», в котором гимнастика использовалась в ле­чебных целях. Это коммерческое заведение посещали богатые люди.

Физическая подготовка в русской армии осуществлялась не всегда и не везде последовательно, на основе потребностей военного дела, сформи­рованных на основе опыта прошедших войн. Характер комплектования русской армии, ее вооружение и тактика были основными условиями для возникновения и развития прогрессивной русской системы боевого обуче­ния войск в начале XVIII века. В основу обучения войск были положены требования Воинского устава 1716 г.: «Учить яко самому делу», «непре­станно тому обучать, как в бою поступать». Поэтому в содержание обуче­ния войск были включены маршевая, строевая, тактическая подготовка, стрельба, штыковой бой и морские упражнения (для флота).

Эта система впоследствии оказала огромное влияние на формирова­ние военно-педагогических взглядов А.В. Суворова. Но во второй четверти XVIII века к управлению русским государством были допущены ино­странцы, которые стали особенно усиленно насаждать иностранные по­рядки в России и, прежде всего, пытались перестроить русскую армию на прусский манер.

Попытки насадить иностранную манеру вызвали недовольство в среде передовой части русских генералов и офицеров, последователей Петра Первого. Богатый боевой опыт подсказывал необходимость отказа от шаблона и муштры, посредством которых было невозможно подгото­вить сильного, выносливого, смелого и сообразительного воина.

Выдающимся военным педагогом второй половины XVIII века был великий русский полководец генералиссимус А. В. Суворов (1730 - 1800). Он был глубоко убежден в огромном значении физических упражнений для укрепления здоровья и сохранения работоспособности организма в


старости. Сам Суворов был образцом твердой воли, закаленности, физиче­ской выносливости и ловкости. В результате систематических упражнений и закаливания он приобрел способность легко переносить трудности бое­вой и походной жизни. Он создал систему индивидуальной гимнастики и закаливания, которая была первой в мире системой такого рода, почти на целое столетие, опередив возникновение подобных систем в Европе.

Теоретические взгляды Суворова на вопросы физического воспита­ния и физической подготовки войск нашли свое отражение в его военно-педагогической системе, основы которой отражены в инструкции по обу­чению Суздальского полка («Полковое учреждение» 1764 - 1768). Суворов определяет основную цель обучения как подготовку солдат к тому, что нужно на войне («на сражении со всяким неприятелем»). Впоследствии в «Науке побеждать» эта система получила законченную форму.

Суворов ввел в распорядок дня Суздальского полка в период 1763 -1765 г.г. утренние физические упражнения для солдат, в содержание кото­рых включались медленная и ускоренная ходьба, повороты, изготовка к стрельбе. Главная цель этих утренних военно-физических упражнений -углубление и совершенствование прикладных навыков, умений солдат и их закаливание.

Важным средством физической подготовки солдат были тактические учения и маршевая подготовка, которые проводились в любое время года и суток, на пересеченной местности, при любой погоде. Такие учения и марши способствовали воспитанию выносливости у солдат и их закалива­нию. В процессе тактических учений и походов широко практиковалось форсирование водных рубежей вброд и вплавь с помощью подручных средств, преодоление естественных и искусственных препятствий (рвов, канав, ям, изгородей, заборов и т. п.).

Важными условиями боевого обучения, воспитания и физической тренировки были требования Суворова учить солдат без «жесткости и то­ропливости», с «подробным растолкованием и показанием» каждого прие­ма или действия. Доступность изучаемых действий и последовательное повышение нагрузки на организм солдат способствовали постепенному и эффективному развитию их физических и волевых качеств. Успешное вы-


полнение носильных для солдата учебных заданий воспитывало в нем «на себя надежность».

Крупнейший флотоводец XVIII века. Ф.Ф. Ушаков, который по сути дела является одним из создателей русского флота, оставил богатое насле­дие в области обучения и воспитания матросов, Под его командованием русский флот одерживал не только морские победы, но и ряд блестящих сухопутных побед. Командуя флотом, который уступал в количестве фло­там противника, Ушаков стремился покрыть эти недостатки за счет высо­кой боевой выучки и тренированности личного состава. В процессе боево­го обучения основное внимание было направлено на совершенствование физических и волевых качеств матросов, на выработку необходимых на­выков, инициативности и умения взаимодействовать.

Средствами физической тренировки на флоте были: гребля, хожде­ние под парусом, бег по вантам и реям. Очень интересна тренировка в стрельбе с качелей, введенная Ушаковым для артиллеристов флота. Важ­ный вклад в теорию и практику физической подготовки на флоте сделал врач Бахерахт. Ведя борьбу против заболеваемости на флоте, Бахерахт ре­комендовал в качестве предупредительных средств гигиенические меро­приятия, физические упражнения, способствующие укреплению и закали­ванию организма. Он считал, что физические упражнения и, в частности, плавание не только укрепляют тело, но и помогают бороться с целым ря­дом заболеваний. Говоря о моментах, «когда без работы матрос», Бахерахт рекомендует «... самое лучшее предохранительное средство - всякие про­извольные движения, яко скакание, плясание, лазка по мачтам и все игры». Он впервые поставил вопрос о применении физического воспитания на флоте, рассматривая его в единстве с воспитанием нравственным.

Для физической подготовки русской армии первой половины XIX века характерно наличие двух противоположных направлений. Первое на­правление характеризовалось стремлением распространить и упрочить в армии созданную Суворовым национальную систему военной и физиче­ской подготовки. Его сторонники - Кутузов, Багратион и др. стремились всемерно укрепить армию как национальную боевую силу. Сторонники


второго направления насаждали прусскую систему муштры и палочкой дисциплины.

Последовательными сторонниками суворовской системы обучения и физической подготовки войск были лучшие ученики Суворова: великий русский полководец, фельдмаршал - М.И. Кутузов, генералы - Багратион, Неверовский, Платов и др. Все они, так же как и Суворов, отличались вни­мательным и гуманным отношением к солдату, знанием его национальных качеств, заботой о его быте, службе, обучении.

Великий полководец М. И. Кутузов боролся против формализма в обучении русских войск, против насаждения чуждых русскому националь­ному духу иностранных методов муштры. Он требовал закалять войска и обучать их на пересеченной местности, воспитывая в них ловкость, вынос­ливость, смелость, умение ориентироваться в сложных условиях боевой обстановки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: