Лекция 11: «физическая культура - вид западноевропейской культуры XIX века - начала XX века»

Основными причинами развития физической культуры в Западной Европе в XIX веке - начале XX века были: развитие капиталистических В1аимоотношений, стремление богатейшей части общества к захвату госу­дарственной политической и экономической власти, захват колоний, борьба ia рынки сбыта и сырья, войны за удержание порабошенных народов в по-


виновении. Характерными чертами культуры зарождающегося капитализма в период нового времени были индивидуализм, прагматизм, рационализм.

Историки и философы различают три этапа в развитии капитализма.

Первый этап - классический капитализм, основанный на принципе свободного предпринимательства, накопления первоначального капитала за счет захвата колоний, ограбления колониальных народов, расширения торговли в глобальных масштабах.

Второй этап - государственный монополистический капитализм, связанный с некоторыми попытками государственного регулирования сво­бодного предпринимательства, развитием противоречий между общест­венной формой производства и частным способом присвоения его резуль­татов.

Третий этап - возникновение и господство капиталистических моно­полий в международных масштабах, формирование государственного мо­нополистического капитализма.

Общей идеологической, политической, экономической платформой капиталистической культуры является индивидуальный успех предприим­чивой личности, в той или иной мере лишенной чувства общественного сознания, чувства долга, честности, порядочности, беспристрастности об­щения, сострадательности. Мерой оценки социальной значимости лично­сти и результатов ее деятельности являются деньги.

Крайний прагматизм, рационализм убивает романтизм восприятия окружающей действительности, ее эстетические и поэтические формы проявления и выражения.

Капитализм представляет собой не общность, не соборность людей, деятельность которых объединена общей социальной, политической це­лью, а, скорее всего, конгломерат, механическое соединение, совокупность людей, целью которых является борьба за удовлетворение их собственных желаний и равнодушие к общественным проблемам и задачам. Наиболее ярко, более жестко (а порой жестоко) прагматизм капиталистической куль­туры представлен в Америке. Там деньги - высшая социальная, культурная ценность, по сути дела, единственное мерило степени преуспевания в жиз-


ни, положения в обществе на ступенях его иерархии. Ценность личности определяется величиной ее годового дохода.

Одной из причин развития физической культуры в качестве вида культуры капитализма является развитие наук (в частности, медико-биологических, естественных, психологических, педагогических, исторических, физико-математических, технических, развитие которых, в свою очередь, стимулировалось потребностями капиталистического производства) социальные потребности в активизации деятельности, в подготовке всесторонне развитых людей, необходимых для вооружения и капиталистического производства.

Развитие философских концепций биосоциальной сущности человека которого было положено в эпоху античности, развитие в XIX веке идей единства человека и среды, связи умственного и физического воспитания, взаимосвязи объективного и субъективного в процессе развития человека создавали необходимые предпосылки для формирования в будущем теории физического воспитания. Однако представление о сущности капитализма рассматривалось более прагматично, «приземленно», чем в философии античности и Ренессанса.

В начале XIX века создавались теоретические предпосылки разработки классических физических упражнений. В 1807 г. вышла книга Песталоцци (1745-1825) «Элементарная гимнастика», в которой он сгруппировалвольные упражнения в зависимости от форм подвижности суставов. Песталоцци выступал за многосторонность физического воспитания.

В конце XVIII в. - начале XIX в. в Западной Европе появились филантропины - своеобразные школы-интернаты, созданные нарождающейся Немецкой буржуазией, заинтересованной в развитии промышленности и торговли в Германии. Филантропины положили начало школьной гимнастикитики. Представителями этого направления были Г. Фит (1763-1836), И. Гутс-Мутс (1759-1839). В содержание физического воспитания включали детские упражнения и народные игры, боевые и трудовые приемы и другие физические упражнения.


В этих школах использовали современные достижения медицины. Широко использовались спортивные соревнования. Общей целью школь­ной гимнастики была подготовка к труду.

Во второй половине XVIII в. формировались основы школьного фи­зического воспитания с элементами спортивной и игровой деятельности в Англии. Сторонниками этого направления в школьном физическом воспи­тании был Ч. Кингсли (1819-1875), который считал, что спортивные пра­вила честной игры станут нормой поведения взрослых, что необходимо сочетать светское и духовное воспитание, осуществлять совместные дей­ствия школы, церкви и спортивной идеологии.

В 50-х годах XVIII в. в Англии возникают любительские футбольные клубы, а затем - добровольные общества и Ассоциация футбола. В 60-х годах произошло размежевание любительского и профессионального спор­та, с конца XIX в. в связи с развитием международной торговли, промыш­ленности возрастает интерес буржуазии к спорту, зрелищам. Члены торго­вых и промышленных миссий в интересах проведения собственного досуга создают клубы гребли, гольфа, парусного спорта. Увеличилось количество и масштабы городских и региональных соревнований, проводятся отдель­ные международные встречи любительских и закрытых клубов.

В конце XVIII в. на основе потребностей промышленного произ­водства и необходимости совершенствования двигательных навыков, а также необходимости рекреационных, наряду с профессиональными, фи­зических упражнений в европейских школах вводится физическое воспи­тание (гимнастика). Этому также способствовали потребности, связанные с развитием военной техники и вооружения, устремления в ряде стран к национальной независимости, достижения в области медицины, здраво­охранения, а также педагогики, которая доказывала необходимость введе­ния физического воспитания в школах как одного из важнейших средств воспитания в целом членов общества. Большая заслуга в этом датчанина Ф. Нахтегаля (1777-1847), француза Ф. Амороса (1770-1848), Ф. Яна (1778-1852), А. Шписса (1810-1858), шведа Пер Линга (1776-1839)

В 1813 г. в Стокгольме открылся Центральный гимнастический институт, в 1848 г. - Берлинский институт гимнастики, в 1852 г. - военное училище гимнастики в Жуанвиль-де-Пант (Франция).

Пер Линг первым в Европе разработал содержание гимнастики, исходя из жизнедеятельности человеческого организма. Он внимательно изучил физическую культуру Древней Греции, Древнего Китая, народное содержание самобытной физической культуры, отраженной в скандинавских мифах и легендах, элементы физической культуры мореплавателей, изучил рисунки китайской лечебной гимнастики, книгу Гутс-Мутса «Гимнастика для молодежи». Он посещал курсы анатомии и физиологии в Лундском университете. В своих теоретических разработках опирался на труды| Песталоцци и Гутс-Мутса. Его гимнастика отвечала потребностям шведской военной реформы и зарождающейся шведской буржуазии. Его система создана с позиции капиталистического индивидуализма. Системы упражнений в гимнастике не только были главным направлением в школьном физическом воспитании в Европе в XIX в., но и проникли в другие страны (Австралию, Японию).

Однако по мере того, как капитализм переходил в свою следующую стадию развития, гимнастика перестала удовлетворять его запросы в подготовке мобильных, инициативных людей. Многие европейские педагоги стали критиковать гимнастику (Г. Спенсер, А. Мосс, Ж. Демини). П. Ф. Лесгафт, опираясь на современные результаты, открытия в областях анатомии, физиологии, педагогики, психологии, социологии, теории игр, старался «выставить как полезные, так и вредные» стороны гимнастики. Кроме того, гимнастика перестала удовлетворять потребности новых генераций людей в организации досуга и развлечений.

В связи с этим классическая гимнастика как совокупность определенных традиционных движений полностью не отмирает, а продолжает развиваться уже в новых формах - художественная, лечебная, основная, позднее - производственная, военно-прикладная, спортивная.

Вместе с тем, мощный импульс в своем развитии в ответ на потреб­ности буржуазии приобретает спорт. Он уже рассматривается не только

кик чабава, развлечение, но и как не явное средство воспитания, укрепле-


ния здоровья, военной подготовки. Развивается плавание, туризм, альпи­низм, спортивные игры.

Однако на пути развития спорта встречались и препятствия. Запре­щался футбол и другие игры с мячом, против участия женщин в спортив­ных выступлениях протестовали некоторые педагоги. Врачи и педагоги предостерегали молодежь от занятий спортом в связи с опасностью для здоровья и возможностью формирования негативных моральных качеств (жестокость, нечестность в игре, эгоизм и т.п.).

На основе достижений педагогики, психологии, медико-биологических наук совершенствуются естественнонаучные и психолого-педагогические основы будущей теории физического воспитания. В конце XIX в. и начале XX в. великий русский ученый И.М. Сеченов (1829-1905) научно обосновал единство человеческого организма и среды, комплекс­ность воздействия физических упражнений на организм человека в целом. И не только на биологическую его сферу, но и на умственное развитие, на необходимость соотносить физические нагрузки с полом, возрастом, сте­пенью физического развития и состоянием здоровья занимающихся, на важность использования в процессе физического воспитания естественных сил природы. Он научно обосновал необходимость перемены вида дея­тельности для отдыха и восстановления израсходованных в процессе дви­гательной деятельности сил. Впоследствии это легло в основу теории фи­зической рекреации и активного отдыха.

Идеи И.М. Сеченова легли в основу научно-педагогической деятель­ности Ж. Демени, П.Ф. Лесгафта.

По вопросам физического воспитания выступали выдающиеся фило­софы XIX в., основоположники теории научного коммунизма К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1821-1895).

Они рассматривали физическое воспитание в качестве органичной части общего воспитания и образования и в качестве важного средства воспитания всесторонне развитых людей.

В конце XIX в. в содержание физического воспитания в странах Ев­ропы, Америки, Японии вошли спортивные игры.


В гимнастике появляются такие направления, как художественная гимнастика Ф- Дельсарта (1811-1871), ритмическая Ж. Далькроза (1805-

Потребности городских жителей в перемене вида деятельности и в получении удовольствия от движения породили самодеятельные рекреационные деятельности. Вместе с тем, зажиточные слои населения поняли роль и значение спорта, игр и различных видов двигательной деятельности для укрепления здоровья. Кроме того, самодеятельные, порой спонтанные занятия различными играми и другими видами двигательной деятельности помогали укреплению здоровья, обеспечивали восстановление физических и духовных сил. Занятия проводились в индивидуальных или групповых формах. В последнем случае они способствовали расширению сферы общения людей (прогулки, простейшие состязания).

Организацией занятий по физической рекреации занимались религиозные, еврейские, различные полувоенные, а также заводские организации, деятели международного рабочего движения.

Последняя четверть XIX в. и начало XX в. - период интенсивного развития международного спортивного движения, проведения спортивных соревнований по легкой атлетике, лыжам, конькам, велосипеду, боксу. Создаются спортивные общества и секции в Англии, Бельгии, Венгрии, Германии, России. В конце XIX в. создаются международные федерации по видам спорта. Первой в 1881 г. была зарегистрирована федерация гимнастики (ФИЖ), затем- гребли (1892), конькобежная и др.

Возникает необходимость в разработке правил проведения спортивных соревнований и определения нормативов спортивной техники в различных видах спорта, совершенствовании организации и методов тренировки разработке зачатков ее теории.

До конца XIX в. роль тренера была весьма невелика. Он помогал спортсменам, опираясь либо на интуицию, либо на собственный опыт.

В начале 1890-х г.г. в Англии было впервые создано научно-щисследоватепьское общество по легкой атлетике. Первыми работами по | теории спортивной тренировки были книги Моссо и Тисье (А. Моссо. Физическое воспитание молодежи. Будапешт. 1900, MAC).


Некоторые спортсмены занимались несколькими видами спорта, причем круглый год, например, летом - плаванием, легкой атлетикой, зи­мой - гимнастикой, коньками.

В начале XX в. появляются спортивные врачи.

В самом конце XIX в. стали проводиться соревнования на первенст­во Европы (плавание, 1899), позднее стали проводиться чемпионаты мира и отдельных стран.

Идеи возрождения древнегреческих Олимпийских игр возникли еще в эпоху Ренессанса (работы государственного деятеля Матео Палмиери (1405-1475), затем - И. Меркуриалис). Позднее многие исследователи вы­сказывали свое мнение об Олимпийских играх, о необходимости их воз­рождения, и даже были попытки проводить спортивные соревнования, по­хожие на игры древних греков (в Хельсинки, 1820; Монреале, 1848; Гре­ции 1838, 1870, 1875, 1888,1889 и др.).

В 1829 г. были осуществлены первые раскопки на месте древней Олимпии, обнаружены находки времени древних Олимпийских игр.

Во второй половине XIX в. в связи с бурным развитием промышлен­ности и торговли, потребностей в международном общении возросла роль международных общественных организаций, торговых и промышленных выставок, конгрессов деятелей искусства, литературы. Возникли Спортив­ные Интернационалы, Международный Красный Крест, Межпарламент­ский союз и т.п. Развивалось международное спортивное движение. Воз­никла потребность в координации его и, в частности, деятельности различ­ных спортивных федераций, а также в организации и проведении таких международных соревнований, которые охватили бы все основные виды спорта, и где фиксировались бы спортивные достижения.

По примеру античности идеальным спортсменом должен считаться тот, кто стремиться достичь высочайшего уровня физических, моральных, духовных качеств и продемонстрировать их в благородной, честной спор­тивной борьбе.

В 1880 г. французские энтузиасты во главе с бароном Пьером де Ку-бертеном учреждают Национальную Лигу физического воспитания, целью которой в начале была организация школьного физического воспитания в


стране, позднее Лига была реорганизована в комитет по пропаганде физи-ческого воспитания.

Кубертен серьезно стал изучать историю и современные западноевропейские системы физического воспитания (Яна, Линга, Амороса), взгляды Песталоцци по вопросам физического воспитания, английский спорт, посетил Англию, Америку. Он выступает в печати с идеи организации международных соревнований по типу древнегреческих Олимпийских игр, выступает с лекцией в Сорбонском университете в связи с пятилетием создания французского легкоатлетического союза. В 1892 г. он вносит предложение о возрождении Олимпийских игр, а весной 1893 г. организует комитет по подготовке к созыву учредительного конгресса Олимпийских игр. И в 1894 г., в Сорбонне, был учрежден Международный олимпийский комитет, в который вошли представители 9 стран, в том числе, и Россия, от которой в МОК был избран генерал А.Д. Бутовский, историк, теоретик, организатор физвоспитания в России, лично знакомый с Кубертеном.

Была разработана и утверждена Хартия МОК, первым президентом МОК стал Деметрис Викелас (Греция), а генеральным секретарем - Пьер де Кубертен (Франция). В состав МОК вошло 15 человек, в том числе, от России А.Д.Бутовский. Первые современные Олимпийские игры были проведены в Афинах с 5 по 15 апреля 1896 г.

В них участвовали представители 13 стран, хотя приглашения были разосланы в 34 страны. Среди участников не было женщин. Общее количество участников было 285 человек, в программу были включены 9 видов спорта, общее количество соревнований по ним - 42. В неофициальном зачете 1-е место заняла Греция, 2-е место - США, 3-е место - Германия. В дальнейшем летние ОИ проводились один раз в 4 года (исключая годы войны ).

В связи с развитием капитализма, развитием промышленности и торговли, расширением деловых, политических, экономических, государственных связей до уровня международных формируются новые личностные и общественные потребности в сфере культуры, воспитания, образования и в области физической культуры как органичной части буржуазной культуры.


Философы, ученые, педагоги, в целом, правильно оценивали роль и значение физического воспитания в качестве одного из важных средств подготовки людей к активной деятельности в условиях зарождения и раз­вития капиталистических отношений, которые требовали подготовки предприимчивых, инициативных, волевых людей. Они опирались на от­крытия биологических, педагогических, психологических наук, положи­тельно относились к соревновательным и игровым методам физического воспитания. Некоторые из них считали необходимым проведение врачеб­ного контроля за занимающимися физическими упражнениями, соблюде­ние пропорций работы и отдыха. И. Кант вводит в научную культуру по­нятие «физическое совершенствование» как культуру вообще всех способ­ностей человека для содействия достижению поставленной разумом цели. (Л.К. Круглова, с. 13).

Представление о соотношении духовного и телесного в условиях развития капитализма приобретает более прагматичный характер по срав­нению с античностью и эпохой возрождения.

Физическое воспитание вводится в учебные заведения, в Западной Европе возникают гимнастические системы, в основе которых лежит праг­матичная идея военно-прикладной подготовки детей и юношей, заклады­ваются предпосылки теории и методики физического воспитания.

Возникают спортивные состязания, формируются сторонники и про­тивники гимнастического (Ж. Демени) и спортивного направления в физи­ческом воспитании, Развитие спорта не только в отдельных странах, но и в международном масштабе приводит к организации международных Ассо­циаций, Федераций, Комитетов, к организации Международного Олим­пийского и Национальных комитетов. Возрождаются древнегреческие олимпийские игры.


Особенность эпохи состоит в том, что, с одной стороны, развивался капитализм и все связанные с ним процессы. С другой стороны - в мире появляется общество и государство совершенно нового типа, и возникает культура народно-демократического, социалистического типа. Социальные потребности, в целом, в этих разных по своим идеям обществах радикально различаются. В социалистическом обществе - ориентация на создание общественных благ и защиту от внешних врагов, в капиталистическом обществе – обогащение наиболее предприимчивых, мобильных людей. Главная забота человека - обогащение. Основы жизнедеятельности: индивидуализм, рационализм, прагматизм, личная выгода. Это снижает, а порой глушит положительную эмоциональность, высушивает личность до параметров, поддающихся количественным измерениям. Жесткий прагматизм заглушает романтизм, поэтическое восприятие окружающего; отсюда – дикая чувственность, мистика, бездумное предательство, разгул животных страстей, разрушающих и душу, и тело. Величайшая культурная ценность человека - общение, доверительное, свободное, непринужденное, сужается до деловых размеров. Некогда ради удовольствия, время - деньги! За пределами деловых разговоров возникает некоммуникабельность как следствие прагматизма, жесткая жажда получения прибылей, стремление делать деньги. (М. Горький. «Город желтого дьявола»). Погоня за богатством, за вещами (машины, виллы, дворцы) подавляет чисто личностные, лирическиe качества души.

Над душой человека постоянно висят три главные проблемы:

состояние здоровья, деловой престиж, работа (угроза увольнения, безработицаl). Каждая из них означает крах надежд.

Крайний рационализм жизни ведет к смещению культурных обще-

человеческих ценностей.

11редпринимательство, погоня за прибылями, жесткая, а порой жес­токая конкуренция требует от человека инициативы, активности, сообра-


зительности. Отсюда - постоянное чувство нависающей опасности, изну­ряющая необходимость внимательности, настороженности, недоверия, необходимость постоянного самокопания, самовоспитания воли, сообрази­тельности, предусмотрительности. Сделай себя сам. Будь и субъектом и объектом творчества, «самообработки», «самовозделывания».

Отсюда поиски путей и средств выживания во враждебном общест­ве, в сфере конкуренции, поиски путей ухода в себя, попытки отчуждения от общества, от людей, которым не доверяешь.

Модным, а порой необходимым является потребность в изучении древневосточных направлений философии (Древней Индии, Японии, Ки­тая), использование в интересах самосовершенствования и выживания в современных условиях восточных видов физической культуры (ушу, йога).

В условиях беспощадной конкуренции человек в каждом индивиде видит потенциального врага, готового оттолкнуть его в сторону и занять его место. В конкурентной борьбе, в «крысиных бегах» победителя не ин­тересует судьба проигравших, они уже выпадают из борьбы и поэтому безопасны как враги и не интересны как друзья, партнеры. Они достойны только презрения.

Ожесточенная борьба идет не только «наверху», среди магнатов, во­ротил бизнеса, но и внизу, среди клерков, где каждый рвется к «месту под солнцем» любым способом, не гнушаясь ничем.

В этих условиях увеличился социальный вес и значение физической культуры не только как инструмента «обработки тела», но и как одного из средств формирования личности в целом, расширения общекультурных, политических, педагогических, психологических функций.

В новейшее время значительно шире стали использоваться ее рек­реационные, реабилитационные, релаксационные возможности. Изучение влияния физических упражнений на психическое состояние человека под­нимало престиж физической культуры в аспекте сохранения и укрепления психического здоровья человека. Драматизм спортивных соревнований, их непредсказуемость, демонстрация беспредельных физических и волевых возможностей человека вывела их на уровень искусства.


физическое воспитание заняло прочное место в школьном образовании подготовке, в боевой подготовке личного состава вооруженных сил во всех странах мира. Сформировалась теория физического воспитания и спорта, базирующаяся на новейших достижениях естественно-биологических, психолого-педагогических, медицинских наук, биомеханики, кибернетики.

В научный оборот введены такие понятия, как «спортивная форма», «предстартовое состояние», «разминка», «аутогенная тренировка», исследуются соотношения нагрузки и отдыха в аспекте различных видов спорта, пола занимающихся.

Стали разрабатываться теории видов физической культуры (теория физической рекреации, спорта, неспециального физкультурного образования физической культуры). Совершенствуются методы, содержание и формы организации спортивной тренировки, основанные на достижениях современных наук, методики спортивной тренировки позволили невероятно улучшить достижения в различных видах спорта и создать новые виды (фристайл, синхронное плавание, бодибилдинг и др.). Огромное международное политическое значение получил спорт как важное средство взаимопонимания между народами, интеграции, политических связей, как средство борьбы за мир, против расизма, наркомании, терроризма.

Значительно расширились международные границы спорта, во всем мире в сознании людей возник глубокий интерес к рекордам, к проблемам возможности их беспредельного роста. Появились на международной арене виды спорта, не связанные непосредственно, напрямую с двигательной деятельностью человека (автомобильный, водно-моторный, и др.), которые отражали общественные потребности в совершенствовании технических средств передвижения.

В связи с высочайшим напряжением в процессе спортивной тренировки возникали проблемы поиска оптимального соотношения объемов и интенсивности нагрузки в её процессе и необходимости смены ритмов (Например, в циклических видах спорта). Научные поиски, теоретические изыскания, обобщение передового опыта тренировки и спортивные высту-


пления позволили с достаточной мерой уверенности определять соотно­шение работы и отдыха и способы повышения нагрузки в процессе трени­ровки; появились методы повторной и интервальной тренировки.

Во многих видах спорта, особенно игровых остроту приобрела про­блема тактики, а значит и тактической подготовки.

К сожалению, резко снизился возраст детей, начинающих заниматься изнурительными тренировками. Уже с 4-5 лет дети стали тренироваться по 4-5 раз в неделю, по 2-3 раза в день и по 2-3 часа в каждой тренировке. Та­ким образом, по существу, дети лишаются детства, возможности свобод­ного волеизъявления в реализации свободного времени, досуга (детских игр и развлечений, чтения книг, занятий музыкой, посещения музеев, теат­ров, участия в экскурсиях и т. п.).

В международном спорте кроме летних и зимних Олимпийских игр (начались с 1924 г.) возникли международные региональные игры (Пана­зиатские, Панамериканские, Балканские, игры Британской империи).

Существенные результаты в новейшее время были достигнуты в сфере школьного физического воспитания. Здесь определилось два основ­ных направления - гимнастическое и спортивное, игровое. В Европе вна­чале преимущество было у первого направления, в Америке - у второго. В 1920 г. в англосаксонских государствах стало быстро развиваться спортив­но-рекреационное направление, в большей степени отвечающее потребно­стям формирования «свободного» (в буржуазном представлении), пред­приимчивого, инициативного человека, его индивидуалистическим запро­сам. Кроме того, спорт отражает возросшие темпы жизни людей в связи с развитием промышленного производства, средств передвижения, с по­требностями мобильного буржуазного общества.

Расширилась сфера внешкольных рекреационных занятий физиче­скими упражнениями в форме игр, двигательных развлечений, экскурсий, туристических походов. Этого требовало развертывание производства на новейшей основе, которое было характерно небольшим, ограниченным на­бором профессиональных движений при выполнении действий рабочих на конвейере. Это хорошо показано в фильмах Ч. Чаплина «Новые времена», «Огни большого города».


На основе научного исследования физиологии труда и его влияния на организм человека была выявлена потребность в необходимости перемены непосредственно в процессе производства вида двигательной деятельности в интересах скорейшего и более эффективного восстановления работоспособности. Поэтому рекреационные занятия вводятся в перерывы рабочего дня, но они не пользовались большой популярностью. Роль и значение занятий физическими упражнениями для повышения производительности труда изучали социологи, психологи, педагоги и постепенно пришли к выводу о том, что все виды производственной гимнастики не обязательно должны строиться на принципе «похожести» двигательных действий в гимнастике и производственном процессе. Значительно большее значение имело развитие психических процессов, связанных с физическими упражнениями, особенно, в форме игр и занятий различными видами спорта.

Проблемами физической рекреации занимались рабочие организа-ции, которые фирмы, церковные организации, и даже государственные органы, в некоторых странах (Англия, Германия, США, Япония и др.). В 1935 г. в Англии даже был организован Центральный совет физической культуры, целью которого было физическое воспитание в школах и на предприятиях, в Италии была создана организация «Деятельность после работы», в Германии - «Сила через радость», деятельность которой активизировалась фашистскими организациями.

Активную работу проводили бойскаутские организации, созданные в различных странах Западной Европы (Англия, Германия, Италия, Польша), в которых занимались по преимуществу дети состоятельных родителей. Деятельность бойскаутов носила замаскированную военную направленность и финансировалась родителями.

После разгрома фашистской Германии полувоенные физкультурные организации в Западной Европе распались. Однако собственно рекреаци-онные и школьные формы физического воспитания продолжали совершенствоваться на основе новых научных достижений в области биологических, педагогических, психологических наук, развития кибернетики, теле-механики, космонавтики. Снизились в 1948 - 1952 г.г. спортивные показа-


тели на уровне Олимпийских игр и чемпионатов мира по различным видам спорта. Расширялись масштабы профессионального спорта, увеличивалось количество и драматизм драк, скандалов, подкупов, спекуляций, доходив­ших порой до криминализации, мафиозного влияния.

Исследования, проведенные в ряде стран (США, Япония, ФРГ), по­казали резкое снижение уровня физического развития населения и, в част­ности, допризывной молодежи. Они проводились не только в учебных за­ведениях, но и по линии «самодеятельности», активизировалась борьба за «здоровый образ жизни». В США был брошен клич: «На велосипеде к фи­зической закалке», в ФРГ был разработан «Золотой план» развития физи­ческой культуры, и эта работа была поставлена под контроль МВД, в Япо­нии работа в области спорта была объявлена делом всей нации, в Швеции было создано 5 тысяч групп по физическому воспитанию и физической рекреации. Почти треть населения была вовлечена в занятия физическими упражнениями в той или иной форме. Во многом это предопределило ус­пехи этих стран в Олимпийских играх и чемпионатах мира последующих лет. Во многом активизировались научные исследования медико-биологических, психологических, социологических, теоретико-методологических аспектов физи­ческого воспитания и спорта, а так же исследования проблем отбора и прогнозиро­вания в спорте.

Обеспечение удовлетворения потребностей людей в физической рекреации было поставлено на промышленную основу, формировалась «индустрия отдыха», «промышленность свободного времени», однако, по ценам далеко не доступная всем (тренажерные залы, бассейны, сауны, гор­нолыжные базы и др.).

Повышение престижа личности спортсменов-профессионалов вы­звало развитие профессионализма в спорте, купли-продажи спортсменов, огромных гонораров выдающимся спортсменам (бокс, хоккей, футбол). Огромный вес в этом плане приобрела деятельность средств массовой ин­формации, особенно телевидения. Возникают модные и порой скоро про­ходящие увлечения (хула-хуп, джокинг, катание на роликах и досках), по­является традиция увеличения, усиления жестокости в спорте (борьба, бокс без правил, бокс и борьба женщин, карате и др.). В поисках отключе-


ния от жестокой реальной действительности люди прибегали к алкоголю, огромный размах получает наркомания и наркобизнес, которые захватывали сферу, прежде всего, подростков и даже детей, школьников, в том числе, и из «благополучных» семей.

В послевоенные 1950-е годы наряду с борьбой за политическую независимость в странах «третьего мира» стало развиваться спортивное движение, поддерживаемое национальной буржуазией.

На него оказывали воздействие различные силы - местная буржуа-зия, представители мировой капиталистической буржуазии и демократиче-ских, социалистических государств (СССР, ГДР, ЧССР и др.), каждая из которых преследовала свои политические цели. Вузы стран социалистиче-ского содружества участвовали в подготовке профессиональных кадров по физическому воспитанию и спорту среди представителей стран «третьего мира», присылали своих специалистов в эти страны для оказания конкретной практической помощи, в результате чего представители этих стран стали добиваться высших результатов в Олимпийских играх и чемпионатах мира. Так, например, выдающихся успехов добились 10 африканских спортсменов в 1960 г. на Олимпийских играх в Токио, а позднее – представители этих стран и на других Олимпийских играх. Спорт помогал практической реализации национального и международного единства в борьбе с колониализмом. В 1950 г. в СССР был создан национальный олимпийский Комитет (НОК). В 1951 г. он был признан международным Олимпийским Комитетом, а в 1952 г. советские спортсмены впервые приняли участие в Олимпийских играх. В этот год 3 -е и 2-е места поделили команды США и СССР, на следующих ОИ команда СССР неизменно занимала первое место (за исключением XIX ОИ, где они были вторыми), а команда США занимала 2-е и 3-е места. Вторые места занимали команды соцстран (ВНР, ГДР, БНР). Советские спортсмены занимали первые места и в зимних ОИ в 1950, 1960,1964, 1976 г.г.

Во второй половине XX в. изменилось соотношение сил в международном спортивном движении, прежде всего, в связи с выходом на между- } народную спортивную арену Советского Союза, стран социалистической


народной демократии и «третьего мира», вступлением в члены МОК но­вых стран.

Советский союз предложил МОК оказывать развивающимся странам помощь в развитии у них спортивных достижений. В 32-х странах были организованы курсы тренеров, которые насчитывали боле 7000 слушате­лей, более 300 из них получили стипендию «олимпийской солидарности*). Советские специалисты выступали с лекциями в различных странах. Кро­ме того, такие курсы были организованы в Москве, так же как в Риме, Со­фии, Лейпциге и других городах. Проводились консультативные встречи спортивных руководителей Европы. Была учреждена Межправительствен­ная комиссия по физической культуре и спорту. На очередной сессии МОК в 1979 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между МОК, ЮНЕСКО и Межправительственной комиссией.

В 1971 г. Москва выдвинула свою кандидатуру для проведения XXII Олимпийских игр 1980 года. При обсуждении этой кандидатуры и, осо­бенно в 1980 г. американцы приложили много усилий для бойкотирования Московских ОИ. Но МОК при поддержке представителей стран народной демократии провел в жизнь свое решение о проведении ОИ в Москве.

XXII ОИ состоялись и благополучно прошли в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 г. Советские люди сделали все, чтобы ОИ прошли на высо­ком организационном и техническом уровне, чтобы были строго соблюде­ны все положения Олимпийской хартии, все благородные традиции олим­пийского движения. Под постоянным контролем советского правительства была построена олимпийская деревня, построены, отреставрированы и ос­нащены современной техникой стадионы, спортивные площадки, бассейны и другие спортивные сооружения.

Для олимпийцев на все дни соревнований была представлена гран­диозная культурная программа, в содержание которой входило посещение театров (оперы, балета, драматических, камерных, цирки, музеи в Москве, Ленинграде, Минске, Таллинне).

Во второй половине XX в. возродилось студенческое спортивное движение, чему способствовало стремление студентов всего мира к интер­национальной сплоченности. Международный Союз Студентов (МСС) ор-


ганизовал и провел в 1947 г. зимние студенческие игры, а в 1949 г. - летние. Затем произошел раскол, и наряду с МСС образовалась Международная Федерация Университетского спорта (МФУС). В 1959 г. обе эти организации объединились в одну - ФИСУ, которая стала проводить летние и зимние универсиады.

В послевоенные годы проводятся (до настоящего времени) региональные игры - Азиатские, Панафриканские, Тихоокеанские.

ЛЕКЦИЯ 12: «ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ ТЕОРИИ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ К ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: