Базовый модуль 2. Пояснительная записка

Для учителя основным орудием его деятельности является язык: он работает с текстами – производит и воспринимает тексты (письменные и устные). Курс педагогической риторики – это профессиональный курс в педагогическом вузе, этот курс по своим задачам тесно связан с дидактикой (раздел педагогики). Компетентностный подход в современном образовании предполагает, прежде всего, коммуникативную компетенцию учителя, которая опирается на владение навыками общения в определённом коллективе, умениями, которые обеспечивают решение задач, составляющих суть той или иной профессиональной деятельности. Специфика педагогической работы в самом общем виде обусловлена характером главных целей обучения, а именно:

1. вооружение учащихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);

2. формирование у школьников необходимых умений и навыков на базе полученных знаний (практическая цель);

3. воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).

При этом учитывается в полной мере ещё одна особенность профессиональной деятельности учителя: достижение названных целей обучения, успешное решение разнообразных учебно-методических и воспитательных задач возможно лишь в том случае, если учитель знает специфику педагогического общения, владеет профессиональной речью, нормами речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность деятельности педагога. «Говорить и писать как учитель для педагога одновременно означает утвердить себя как личность в данной социальной среде, а самое главное, на наш взгляд, обеспечить себе как в профессиональном, так и в межличностном плане равноправный контакт во взаимодействии с партнёрами» (Антонова Л.Г. Письменные жанры речи учителя. Ярославль, 1998. С.4). Сфера обучения является сферой «повышенной речевой ответственности», так как слово (речь) становится важнейшим (если не самым основным) инструментом деятельности учителя, главным средством реализации всех задач собственно методического и дидактического характера.

Курс педагогической риторики имеет практическую направленность, в конечном итоге студенты должны быть ориентированы в конкретных жанрах и стандартах педагогического общения. Предлагаемый курс опирается на имеющуюся немногочисленную литературу по предмету, но в значительной части является авторским. Курс состоит из 25 занятий, заданий для самостоятельной работы и систему индивидуальной и групповой работы со студентами. Макет пособия состоит из двух частей: печатный вариант и материалы на диске (фрагменты из труднодоступных изданий по педагогической риторике, опирающихся на большой фактический материал и дающих конкретные рекомендации, а также примеры студенческих работ). Базовыми учебниками при этом являются: Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 272 с. Библиотека КГПУ 4Р Л89; Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., с измен. М.: Дрофа, 2001. - 496 с. Библиотека КГПУ 4Р М69; Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 509 с. Библиотека КГПУ 4Р(075.3)Р89. Русский язык и культура речи: хрестоматия / сост. Е.Г. Шестернина: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 208 с. Библиотека КГПУ 4Р Р104.

Настоящее пособие полезно не только для студентов, оно пригодится вам и в дальнейшей работе в образовательных учреждениях.

Методические рекомендации.

Педагогическая риторика – важнейшая филологическая и педагогическая дисциплина, обеспечивающая профессиональную подготовленность учителя как коммуникативного лидера. Принципиально важно положение курса после «русского языка и культуры речи», поскольку нормативные аспекты речи считаются изученными ранее волюнтативных и эстетических. «Учитель решает значительное число постоянно возникающих коммуникативных задач, регулирует процесс общения, стимулирует процесс участия в нём школьников..., ищет соответствие методики воздействия и системы общения» (Канн-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Чеч. кн. Изд-во, 1976. С.167). Поскольку любая предметная, педагогическая или методическая идея реализуется изначально в качестве речевой, а каждая ситуация профессионального взаимодействия есть прежде всего общение, данный курс – один из тех, что необходим вне зависимости от узкой предметной специальности.

Студенты знакомы с УМКД. Один из видов работы в курсе – лекции. Преподаватель предлагает литературу и распечатки труднодоступного материала по курсу к предварительному ознакомлению. Форма работы над текстами может быть разной: прочтение к сведению, выписка тезисов, аннотация, план, конспект, формулировка спорных вопросов, вопросы к тексту, критический разбор. Во время лекции идёт процесс размышления над темой, выявление спорных моментов, неразработанных тем. Студенты должны включатся в беседу, в диалог с преподавателем, используя не только прочитанный материал, но и личные жизненные наблюдения. Они должны использовать в ходе беседы подготовленные к каждой теме презентации. Филологическая и психолого-педагогическая обращённость курса формирует научно-методическую базу дисциплины и способствует правильному представлению о целях и задачах, выработке терминологического аппарата. Теоретический характер лекций предполагает необходимость адаптированности фактов к зоне ближайшего развития аудитории, её формирующимся профессиональным интересам. Творческое взаимодействие преподавателя и аудитории обусловлено также проблемностью вопросов, включением в текст методических задач, сюжетных иллюстраций. Активность студентов на занятии фиксируется тьюторами и делится на общие и индивидуальные развёрнутые высказывания, что включено в модульно-рейтинговую программу курса.

Студентам предлагаются темы и формы самостоятельной работы, где особое место занимают риторический тренинг, самотестирование и фонодиктанты. Часть работы контролируется тьюторами, часть – преподавателем. Выделяются входной и итоговый модули, базовые модули. В плане занятий не даются вопросы. Это сделано потому, что студент должен самостоятельно выстраивать композицию своего выступления (диспозицию); если он использует для выступления один источник и пользуется чужой диспозицией, то должен самостоятельно составить план, осознав замысел автора. Особо значимы в курсе глоссарий и рефераты как форма самостоятельной работы студентов и добора баллов в рейтинге. Форма отчётности – зачёт.

Тематический план.

Входной модуль:

1. Знакомство. Требования к курсу. Мотивация.

2. Диагностический диктант.

3. Диагностическое тестирование.

Базовый модуль 1 .Общая риторика.

Тема 1. Общие сведения о риторике.

1.1. Из истории риторики. Риторика в античном мире, в средние века, в эпоху Возрождения и Просвещения. Кризис риторики. Риторика в России. Неориторика.

1.2. Значение риторики в современном обществе.

1.3. Общая риторика и частные риторики. Специфика педагогической речи.

Место риторики в педагогическом общении.

Базовый модуль 2. Общие сведения о русском языке.

Тема 1. Из истории русского языка. Формы существования национального языка. Элементы речевой деятельности учителя.

2.1. Из истории русского языка.

2. 2. Русский национальный язык.

2.3. Русский литературный язык.

2.4. Формы речи. Устный и письменный язык; монолог, диалог. Типы речи. Повествование, описание. Рассуждение.

2.5. Речевая деятельность учителя в свете общей теории речи.

Тема 2. Учебно-научная речь. Жанры учебной речи.

2.1. Научный стиль.

Стилеобразующие черты научного стиля. Библиографический стандарт и рубрикация научного текста.

Терминосистемы каждой науки. Язык символов. Научная графика.

Языковые признаки научного стиля речи: лексические, морфологические, синтаксические. Экспрессивные средства языка науки.

Подстили научного стиля речи: собственно научный, учебно-научный, научно-популярный. Ведущие жанры каждого подтипа.

2.2.Учебно-научная речь. Жанровое разнообразие и специфика. Перекодировка в учебной деятельности.

Базовый модуль 3. Культура речи учителя.

Тема 1. Нормы современного русского литературного языка. Виды норм, их динамический характер.

Тема 2. Основные принципы правописания

2.1. Основные орфографические принципы.

2.2.Основные принципы пунктуации. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, предложение, ССЦ. Виды знаков препинания. Роль знаков препинания в тексте. Тема 3. Текст. Понятие и признаки текста. Текст с точки зрения орфографии и пунктуации. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитация.

Тема 4. Орфоэпические, грамматические и лексические нормы русского языка.

Базовый модуль 4. Педагогическое говорение.

Тема 1. Диалогическая речь. Способы организации усвоения знаний, формирования речевых умений и навыков учащихся.

1.1. Профессионально-личностное общение учителя и ученика. Типичные ситуации профессионально-личностного общения. Комплементарность в профессиональной педагогической речи. Речевые жанры – обращение, порицание, замечание, поощрение и т.д. Варианты речевых стандартов.

1.2. Профессионально-личностное общение учителя с родителями, с представителями органов образования, с представителями внешних организаций (милиция, пожарники, медицинские работники, работники военкоматов и т.д.). Жанры, варианты речевых стандартов.

1.3. Техника речи учителя.

Тема 2. Монологическая речь.

2.1. Педагогическое говорение на уроке. Приёмы подготовки устной речи. Риторическая модель подготовки педагогической речи.

Объяснительный монолог как ведущий педагогический жанр. Беседа.

2.2. Выступление на родительском собрании.

Тема 3. Речевое поведение учителя.

3.1. Профессиональный речевой этикет.

3.2. Ролевые ожидания.

3.3. Индивидуальный речевой имидж.

3.1. Типология педагогических конфликтов.

3.2. Педагогическая требовательность и педагогическая агрессия.

3.3. Языковые пути достижения бесконфликтности.

Тема 4. Учитель как коммуникативный лидер.

Базовый модуль 5. Восприятие речи.

Тема 1. Требования к устным развёрнутым ответам учащихся.

1. 1. Система требований.

1. 2. Оценка в устах учителя. Рецензия.

Тема 2. Педагогическое слушание. Виды, способы и приёмы.

Тема 3. Чтение в профессиональной деятельности учителя.

3.1. Приёмы смысловой обработки текста.

3.2. Создание вторичных текстов.

3.3. Общие сведения о приёмах чтения.

3.4. Работа с педагогической документацией. Личностная документация.

Итоговый модуль:

1. Контрольный диктант

2. Тестирование.

3. Зачёт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: