Дополнительный модуль «Из истории русской письменности»

Деятельность Кирилла и Мефодия. Славянские азбуки, их происхождение. Кириллическая азбука: История русской графики (реформы).

Дополнительный модуль «Русские словари»

Лексикография как раздел науки о языке. Типология словарей русского языка. Виды словарей современного русского языка. Исторические и этимологические словари русского языка

Дополнительный модуль «Из истории русской письменности».

Деятельность Кирилла и Мефодия Деятельность Кирилла и Мефодия. Славянские азбуки, их происхождение. Кириллическая азбука: История русской графики (реформы).

Дополнительный модуль «Русские словари»

Лексикография как раздел науки о языке. Типология словарей русского языка. Виды словарей современного русского языка. Исторические и этимологические словари русского языка

Планы занятий

Входной модуль (4 часа):

Занятие 1.

1. Знакомство

1). Сведения о преподавателе.

Ф.И.О.___________________________________________________

Степень, звание, должность __________________________________

Тел. __________________, e-mail ___________________

Сведения на сайте ВУЗа: главная страница, работнику, университет – подразделения, кафедры, филологический факультет – кафедра общего языкознания, персоналии – Ф.И.О.

2). Знакомство со студентами проходит в ходе занятий.

2. Особенности стандарта 3-его поколения (беседа).

Самостоятельная работа, модульно-рейтинговая система, компетентностный

подход. Самообучающий характер классно-урочной системы.

3. Работа в Малых группах. Разбить состав группы на т.н. малые группы (по 5 человек?), выбрать тьютора (по желанию группы он может меняться). Тьютор организовывает работу малой группы, информирует преподавателя о готовности группы к занятиям, осуществляет проверку некоторых заданий.

Ф.И.О. тьютора Дата Ф.И.О. членов МГ Домашнее задание Дополнительная подготовка
     
             
             
             
             
             

Сведения о готовности малой группы к занятиям

4. Диагностический диктант

Нормы оценок: 1). Орфографические ошибки и пунктуационные считаются вместе. 2). Оценки «5» – 0/0, 0/1, 1/0 (от 0 до 1); «4» – 1/1 – 2/2, 4/0, 0/4 (от 2 до 4); «3» – 5/0, 0/5, ¾, 7/0, 0/7 (от 5 до7); «2» – 8/0, 0/8, 4/4 (от 8).

5. Домашнее задание: 5.1. Прочитать «Пояснительную записку» и «Методические рекомендации» настоящего пособия. 5.2. Подготовиться к ответу на вопрос: «Что такое риторика?», используя учебники: 1). Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.Р. Львов. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 272 с. (Введение, с. 3 – 7). 2). Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 2-е изд., с измен. М.: Дрофа, 2001. - 496 с. (разделы «Введение: Сила слова и особенности современного красноречия», с. 3 – 14). 3). Барахович И.И. Коммуникативная компетентность педагога // Барахович И.И. Решение стратегических и тактических задач в становлении коммуникативности будущего педагога: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. 256 с. С.12 – 20 и др. источники – самостоятельный поиск.

Занятие 2.

1. Итоги диагностического диктанта.

2. Сведения тьюторов о подготовке к занятию.

3. Диагностическое тестирование (фиксируется % правильно выполненных заданий) – см. в Приложении: 1. Памятки для работы в Интернет 2. Памятка студенту для контрольного центрального тестирования по русскому языку и культуре речи (2.4.) или Памятка для тестирования в системе «Абитуриент» (2.5).

4. Требования к курсу и мотивация (беседа): выбор студента – зачёт по вопросам для зачёта или по заданиям к занятиям. Автомат (за неделю до окончания курса) при следующих условиях: первые 10 мест по баллам рейтинга, 3 контрольных тестирования, 3 домашних тестирования, контрольный диктант, документы: характеристика на ученика (написанная по схеме самостоятельно, не скачанная из Интернет), приглашение родителям на первое родительское собрание в учебном году; автобиография, резюме, портфолио.

5. Система баллов рейтинга (к сведению студентов)

Диктанты: 5 – 3 балла 4 – 2,5 балла 3 – 1,5 балла Присутствие 1 занятие – 0, 25 балла Опросный лист + 0,4 балла + – 0,3 балла – 0,1 балла ! 0,2 балла Самостоятельная работа Фонодиктант диктант или тест – 2.5 балла Устный ответ 5 – 3 балла 4 – 2,5 балла 3 – 1,5 балла + – 0,5 балла ! – 0,2 балла Тьютьюторство 1 занятие – 0, 5 балла Проверка домашнего тестирования: 1 работа – 3 балла Домашняя работа 1 упраж. – 0,5 балла Тестирование контрольное 80% – 5 баллов 70% – 4,5 балла 60% – 4 балла 50% – 3 балла 40% – 2 балла 30% – 30% – 1,5 балла 20% – 1балл Домашнее тестирование от 2 до 5 баллов    

(Обсуждение в группе, коррекция).

6. Домашнее задание: 6.1. Подготовить выступление по теме «Риторика в античном мире» (конспект, тезисы, план, аннотация), используя учебники: Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.Р. Львов. - 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 272 с. (Глава 1, с.8-24, глава 3, с.22-27). Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., с измен. М.: Дрофа, 2001. - 496 с. (раздел «Риторический идеал античности»,§ 176 -. 193) и др. источники – самостоятельный поиск. Материал распределить по малым группам (отв. староста). 6.2. Практическая работа:1). Выполнить работу над ошибками в диагностическом диктанте по схеме: слово или предложение, правило, дополнительные примеры (2-3). 2). Практическое задание: Ознакомиться с тематической структурой центральных тестов (Приложение 4.2.6.1).. Ознакомиться с образцами заданий центральных тестов (Приложение 4.2.6.2, с разделамиРиторика. 1..Риторика как наука. 1.1. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Логические основы речевого общения. 1.2. Принципы организации вербального взаимодействия.2. Оратор и его аудитория.3. Подготовка речи и публичное выступление. 3.1. Риторический канон). 6.3. Самостоятельная работа: фонодиктанты и тестирование (Приложение: Памятки для работы в Интернет 2.1. и 2.2 и 2.5).

7. Подготовка к занятию: иметь при себе схему из Приложения 3 .1. «Рецензия на выступление на занятии».

Базовый модуль 1. Общая риторика (10 часов).

Занятие 1. Общие сведения о риторике. Риторика в античном мире.

1. Итоги диагностического тестирования.

2. Сведения тьюторов о подготовке к занятию.

3. Риторика Древней Греции (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование).

4. Риторика древнего Рима (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

5. Выставка работ студентов по истории риторики.

6. Домашнее задание. 6.1. Подготовить выступления по теме «Риторика средних веков, Возрождения и Просвещения». «Риторика XIX века, кризис риторики» (конспект, тезисы, план, аннотация), используя учебники: Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 272 с. ( Глава 2, с. 14-22; Глава 4, с.39-43). Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., с измен. М.: Дрофа, 2001. - 496 с. (раздел «Изменения риторического идеала после падения республики в Риме» §193) и др. источники – самостоятельный поиск. Материал распределить по малым группам (отв. староста). 6.2. Практическое задание: найти в тематической структуре центральных тестов раздел «Риторика» (Приложение .4.2.6). 6.3. Самостоятельная работа: фонодиктанты и тестирование.

Занятие 2. Из истории риторики. Риторика XIX века, кризис риторики

1. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

2. Риторика в средние века (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

3. Риторика в эпоху Возрождения и Просвещения (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

4. Риторика XIX века, кризис риторики (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

5. Домашнее задание: 5.1. Подготовить выступления по теме «Риторика в России. Неориторика», используя учебники: Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 272 с. ( Глава 4, с. 34-43; глава 9, с. 108-141). Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 2-е изд., с измен. М.: Дрофа, 2001. 496 с. (раздел «Истоки и особенности древнерусского риторического идеала» §§ 194 – 201). Аннушкин В.И. История русской риторики. Источники, идеи, авторы. // История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2002. 416 с. – Приложение (диск) или Библиотека КГПУ 4Р А68 и др. источники – самостоятельный поиск. Материал распределить по малым группам (отв. староста).5. 2. 5.2. Самостоятельная работа: фонодиктанты и тестирование.

6. Подготовка к занятию: 4.1.5. Бланк рационального конспектирования«Создание устного текста на основе письменного как основной вид речевой деятельности учителя. Перекодирование».

Занятие 3. Риторика в России. Неориторика.

1. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

2. Риторика в России. Этапы развития. Риторика М.В. Ломоносова (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование).

3. Расцвет риторики в России XIX века. Виды ораторского искусства (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование).

4. Неориторика в Европе и в России. Трансформация риторического канона (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

5. Виды освоения теоретического материала (фрагмент лекции).

6. Заполнение бланка рационального конспектирования (сдать на проверку).

7. Домашнее задание. 7.1. Подготовить выступление по теме 1). «Специальные средства выразительности. Тропы и фигуры», используя учебники: Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 272 с. ( Главы 14, 15, с. 184- 210). Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., с измен. М.: Дрофа, 2001. 496 с. (§ 85. Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры). Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / Под ред. А.П. Сковородникова. М.: Флинта: Наука, 2005. 480 с. и др. источники – самостоятельный поиск. 2). «Значение риторики в современном обществе», используя учебники: Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., с измен. М.: Дрофа, 2001. - 496 с. (раздел «Русские традиции красноречия и современность, § 202). Приложение. Диск: Аннушкин В.И. Современное состояние риторики в России и СМИ –и др. источники – самостоятельный поиск. 7.2. Практическая работа: Подготовить таблицы по истории риторики по следующей ориентировочной схеме:.1) период,2) государство, 3) представители, 4) направления, школы, 4) достоинства, 5) недостатки.7.3. Самостоятельная работа: фонодиктанты и тестирование.

Занятие 4. Специальные средства выразительности. Тропы и фигуры. Значение риторики в современном обществе.

1. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

2. Итоги проверки бланков рационального конспектирования.

3. Таблицы по истории риторики сдаются на проверку.

4. Риторический канон. Динамика его развития. Элокуция и риторические средства выразительности. Тропы и фигуры речи (беседа, которую ведут студенты одной из малых групп под руководством тьютора).

5. Риторика в наши дни. Достоинства и недостатки (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование).

6. Красноярская риторическая школа. Демонстрация монографий и словарей (лекция).

7. Домашнее задание. 7.1. Подготовить выступление по теме «Общая и частные риторики», используя учебники и монографии: Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторический приёмов. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 320с. (§2. Общая и частные риторики. Виды красноречия). Риторика: учеб./ Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 448с. (Глава 1. Специфика педагогического общения, с. 8-23). Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с. (глава3. 331. Педагогический дискурс, с. 251 – 266) др. источники – самостоятельный поиск. 7.2. Практическая работа: Подготовить индивидуальный терминологический словарик «Тропы и фигуры речи» – 30 единиц по следующей схеме: термин, значение, примеры (1-2). 7.3. Самостоятельная работа: фонодиктанты и тестирование.

Занятие 5. Общая риторика и частные риторики.

1. Итоги проверки таблиц по истории риторики.

2. Заполнить выписку из 1-ого рейтинга группы по входному и первому модулям.

3. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

4. Понятие общей и частных риторик. Виды риторик (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование).

5. Место риторики в педагогическом общении. Специфика педагогической речи (беседа).

6. Взаимопроверка знания тропов и фигур в малых группах (по подготовленным индивидуальным словарикам).

7. Сдать на проверку индивидуальные словарики по тропам и фигурам.

8. Домашнее задание. 8.1. Подготовить выступление по теме «Из истории русского языка. Формы существования национального языка», используя материалы учебных ресурсов КГПУ (см. в Приложении памятку 2.3. Обращение к учебным ресурсам КГПУ) и учебники: Н.А. Лукьянова. Истоки русского языка. Этапы его развития // Русский язык и культура речи: хрестоматия / сост. Е.Г. Шестернина: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 208 с. С.14 – 27, а также в учебных ресурсах КГПУ. Штекер Н.Ю. Формы существования языка // Русский язык и культура речи: хрестоматия…. С.27 – 32, а также в учебных ресурсах КГПУ и др. источники – самостоятельный поиск.. 8.2. Подготовить доклад на тему «Русский язык в современном мире» (с опорой на статью О.В. Фельде «Русский язык в современном мире» – Приложение, диск; статью О.В. Фельде «Русский языке в ближнем и дальнем зарубежье» – Русский язык и культура речи: хрестоматия…. С.84 – 108, а также в учебных ресурсах КГПУ и др. самостоятельно подобранные источники). 8.3. Практическая работа: Ознакомиться с образцами заданий центральных тестов (Приложение 4.2.6.Фигуры речи и Тропы). 8.4.Самостоятельная работа: фонодиктанты и тестирование.

7. Подготовка к занятию: 4.1.1. Опросный лист. « Из истории русского языка»

Рейтинг № 1, занятия 1-7, даты_________________

диагностич. диктант диагностич. тестир. присутствие. тропы, фигуры (словарь) таблица по истор. Ритор. бланк рац. конспект. ответы, дополн. рец. доклад, дом. зад. самост. Раб. общий балл место в рейтинге гр.
                     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: