В воспитательной работе с детьми работники д/у должны помнить об охране зрения ребенка, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, чтобы своевременно выявлять и предупреждать их.
Предупреждение нарушений зрения начинается еще до рождения ребенка – забота о здоровье беременной женщины очень важна для правильного формирования зрительного анализатора. Со второго месяца жизни у ребенка формируется предметное зрение – его кроватку надо располагать в самой светлой части комнаты, но следить, чтобы свет солнца или лампы не слепил глаза. С полутора лет необходимо приучать ребенка правильно сидеть за столом во время настольных игр, при лепке, рисовании. Каждые 15 минут надо делать перерыв и занимать малыша подвижными играми. Общая продолжительность таких занятий не должна превышать для детей до 3 лет 30 минут в день, с 3 до 5 лет – 40 минут, в 6–7 лет – одного часа. В перерывах между занятиями полезно предложить ребенку подойти к окну и в течение 2–3 минут смотреть вдаль.
Любое заболевание организма может повлиять на зрение, часто отмечается связь между травмами и развитием близорукости. После любой травмы, особенно сотрясения мозга. Дополнительные зрительные нагрузки – просмотр видео- и телепередач, компьютерные игры – в значительной степени влияют на состояние зрения. Продолжительность просмотр для детей 3–4 лет не более 10–15 мин, для детей 5–7 лет – не более 25–30 мин.
Одно из существенных требований гигиены слуха – предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного, длительного раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные. Мир звуков может быть источником сильных положительных эмоций и одной из основ эстетического воспитания. Развитию слуха способствуют не только обучение пению и музыке или прослушивание музыкальных произведений, но также наблюдения над звуками окружающей природы. Шелест листьев, журчание ручья, шум морского прибоя, чрезвычайно разнообразная перекличка птиц – все это обогащает, изощряет слух ребенка, приучает его искать и распознавать звуки.
Большое значение имеет тренировка в распознавании направления, откуда раздается звук, или, как принято говорить, пространственной локализации источника звука. Такой тренировке способствуют игры в жмурки, прятки, палочку-выручалочку и др.
В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте – одно из важных правил гигиены.
Выделяемая железами в наружном слуховом проходе ушная сера защищает ухо от проникновения пыли и микробов, однако ее избыток приводит к образованию серной пробки и может вызвать ослабление слуха. Если скопилось много серы, следует обратиться к отоларингологу, чтобы он удалил серные пробки.