Особенности адаптации детей к условиям детского учреждения

При поступлении в д/у происходит переход ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от условий семьи.

Особенностями дошкольных учреждений являются,

во-первых, длительное совместное пребывание большого числа детей, увеличивающее возможность пере­крестного инфицирования и более сильного утомления ре­бенка;

во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции.

Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптацион­ного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблаго­приятное влияние на состояние здоровья ребенка. Адаптация создает условия для наиболее оптимального су­ществования организма. Если человек здоров и его физиоло­гические системы работают в оптимальном режиме, то его состояние определяется как физиологическая адаптация.

Рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятель­ности всех основных систем организма – кровообращения, дыхания, пищеварения, невозможной без соответствующего врожденного уровня готовности адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях.

Система адаптационных механизмов созревает и совершенствуется в течение роста и развития ре­бенка. Неблагополучная беременность, повреждения при ро­дах, заболевания в первые месяцы жизни снижают адапта­ционные возможности ребенка.

После рождения у ребенка формируются стереотипы пове­дения, связанные с особенностями микросреды, в которой он воспитывается. С воз­растом у ребенка расширяются возможности сознательно воспринимать впечатления от окружающего мира и активно действовать, но опять же с помощью взрослого, постоянно находящегося с ним. Этот механизм лежит в основе форми­рования привязанностей, которые имеют колоссальное зна­чение для дальнейшей жизни человека. Поступление ребенка в детское учреждение требует переделки сформировавшихся стереотипов. Для него меняются все основные условия сре­ды: изменяется материальная обстановка (интерьер группы), приемы обращения и воспитания, происходит встреча с но­выми взрослыми и детьми. В связи с возрастными особеннос­тями высшей нервной деятельности детей (малая подвиж­ность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.) приспособление к пребыванию в дет­ском учреждении представляет значительные трудности, осо­бенно в возрасте с шести месяцев до полутора лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: