Тема 4. 1. Федеральный округ как центральное звено государственного управления и региональной политики

Регион как хозяйственная система представляет собой сложное образование – совокупность разных отраслей хозяйства и социальной сферы, охватывающих производство. Распределение, обмен и потребление материальных благ и духовных благ и услуг.

Экономическое пространство имеет сложную структуру. Непрерывный характер имеют только связи, а материально-вещественные элементы дискретны. Производительные силы распределяются в пространстве не равномерно, а в форме определенных «сгустков», которые представляют собой ядра формирования регионов – локальных систем, характеризующихся двумя качествами: спецификой по отношению к остальной территории и общностью составляющих их элементов. Первое качество – специализация региона, второе – комплексность, внутренняя взаимосвязь, позволяющая рассматривать регион как систему, а не как случайный конгломерат различных элементов.

Специализация хозяйства территории – преимущественное развитие производства товаров и услуг для внешнего потребления: на экспорт, для общероссийского или внутрирайонного рынка (в зависимости от масштаба территориального разделения труда). Специализация хозяйства в основном зависит от следующих факторов: а) местных природных ресурсов и условий; б) преимуществ экономико-географического положения; в) сложившейся материально-технической базы производства; г) трудовых и этнических особенностей населения.

Специализацию хозяйства региона определяют следующие основные показатели:

- абсолютные объемы производства продукции (товаров или услуг) отдельных отраслей хозяйства;

- доля региона в производстве продукции данной отрасли в соответствующем районе более высокого иерархического ранга или по стране в целом;

- удельный вес продукции, вывозимой за пределы региона, во всей продукции региона по этой отрасли;

- доля региона по продукции данного вида, поступающей в межрайонный обмен;

- удельный вес отрасли в хозяйстве или группе отраслей данного региона;

- индекс локализации (см. тему 1.3).

Комплексность хозяйства региона характеризует степень развития региона как целостного территориально-хозяйственного образования. Она обеспечивает эффективность функционирования отраслей специализации и автономность хозяйства региона в удовлетворении внутренних потребностей хозяйства и населения определенными видами товаров и услуг. Комплексность хозяйства региона определяется степенью согласованности между ресурсами, производством и внутренними потребностями данного региона, взаимосвязанностью всех отраслей хозяйства.

Комплексность хозяйства зависит от уровня развития отдельных «функциональных» групп отраслей региона, среди которых выделяют:

- главные: определяют место региона в системе территориального разделения труда, т.е. это отрасли специализации хозяйства района. Расположение центров с главными отраслями в первую очередь формируют его границы;

- базисные: поставляют сырье и топливо главным производствам, они уточняют границы региона. Часто являются также отраслями специализации хозяйства региона;

- сопутствующие: образуют боковые ветви главных производств на основе комплексного использования сырья или переработки отходов, которые усиливают взаимосвязь производств в регионе, способствуют эффективности производства и комплексности хозяйства региона;

- дополнительные: не связаны с главными или сопутствующими производствами, то также вывозят свою продукцию из региона и являются отраслями специализации. По историческим, национально-традиционным и другим причинам сформировались в пределах данного региона;

- внутрирайонные: удовлетворяют своей продукцией потребности своего региона и существуют независимо от его специализации;

- обслуживающие (инфраструктура): снабжают электроэнергией, теплом, водой, стройматериалами, ремонтной базой весь регион.

Таким образом, главные, базисные и дополнительные отрасли и производства региона определяют его хозяйственную специализацию. Главные и базисные отрасли, кроме того, отвечают за формирование границ региона.

Структуру региона можно охарактеризовать с различных точек зрения: экономической, социальной, отраслевой, территориальной, природно-ресурсной, организационной и т.д. Множественность (полиструктурность) структурной организации является качественным свойством региона. Выделение функциональных подсистем обусловлено многообразием функцией и связей, характерных для социально-экономической территориальной системы, а также необходимостью упростить ее сложную структуру для возможности управления.

Основой формирования и развития отраслевых подсистем являются территориальные сочетания элементов соответствующей отраслевой принадлежности с их внутренними и внешними связями. Анализ влияния отраслевой структуры на уровень развития отдельных территорий показал, что функциональные подсистемы отображаются в первичных территориальных элементах и составляют основу социально-экономического развития отдельных населенных пунктов и их совокупностей.

Совершенствование отраслей и территориальной составляющей хозяйственного комплекса региона является важнейшим фактором экономического роста и основным условием формирования регионального хозяйственного комплекса – системы, имеющей более высокий уровень сопряженности, связанности, взаимозависимости между элементами и обладающей повышенной устойчивостью по отношению к внешней среде.

Развитие отраслевой и территориальной структур регионального хозяйственного комплекса тесно взаимосвязаны. Первая представляет собой совокупность отраслей, образующих региональную экономику и социальную сферу: вторая – структурные элементы региона. Рациональное управление должно предусматривать постоянную взаимосвязь между развитием отраслевой и территориальной структурами, согласовывать характер изменений как в отраслевой, так и в территориальной форме регулируемого экономического и социального развития.

Федеральный округ как звено государственноного управления. В мае 2000 г. была проведена реформа государственного управления, связанная с созданием федеральных округов и установлении института полномочных представителей Президента РФ в этих округах. Ее цель – восстановление жесткой вертикали центральной власти, что позволило в дальнейшем укрепить государственность, предотвратить распад страны, ограничить чрезмерную суверенизацию субъектов Федерации, которая особенно интенсивно шла в начале 1990-х годов. Подтверждением усиления роли центра стало выделение в январе 2010 г. Северо-Кавказского федерального округа. Перечень федеральных округов и их состав приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1.

Федеральные округа Российской Федерации и их состав

Округ Субъекты Федерации
Центральный Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г. Москва
Северо-Западный Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий автономный округ; г. Санкт-Петербург
Южный Республики Адыгея, Калмыкия – Хальмг Тангч; Краснодарский край; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области
Северо-Кавказский Республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания, Чеченская; Ставропольский край
Приволжский Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Пермский край; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области
Уральский Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский – Югра, Ямало-Ненецкий автономные округа
Сибирский Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайский, Забайкальский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области
Дальневосточный Республика Саха (Якутия); Камчатский, Приморский, Хабаровский края; Амурская, Магаданская, Сахалинская области; Чукотский автономный округ; Еврейская автономная область

Миссия нынешних федеральных округов состоит в защите территориальной целостности России.

Занимая огромную площадь (по территории самый маленький федеральный округ – Северо-Кавказский, больше таких европейских стран как Греция, Болгария), федеральные округа приблизили федеральные власти к управлению регионами, усилили оперативность и конкретность работы федеральной власти с ними, соблюдая при этом права и полномочия последних.

Правовое основание для реформирования территориального деления и управления дает российская Конституция, согласно которой:

- в ведении федерации находятся федеративное устройство и территория страны, установление системы федеральных органов власти (ст. 71);

- федеральная исполнительная власть может создавать свои территориальные органы и назначать туда соответствующих должностных лиц (ст. 78);

- назначает своих полномочных представителей в территориальных образованиях и Президент Российской Федерации (ст. 83).

Полномочия центра и полномочия, находящиеся в совместном ведении, перечислены в статьях 71 и 72 Конституции. Наличие сферы совместного ведения центра и субъектов федерации позволяет менять баланс экономической власти без внесения поправок в Конституцию. Содержательный характер разграничения полномочий между уровнями власти в России позволяет сделать вывод о доминировании центра.

1. Как и в других странах, Центр выполняет геоэкономическую функцию, контролируя основную часть полномочий, связанных с внешними связями государства. К сфере совместного ведения, в которой ограниченные права имеют и регионы, отнесены частные вопросы внешней политики, которые могут затрагивать интересы регионов (координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, выполнение международных договоров, режим пограничных зон).

2. Под контролем центра находятся национальные финансы. В сферу его компетенций входят установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

3. В соответствии с «классической» схемой российский центр занимается определением общих принципов функционирования социально-экономической сферы. К исключительному ведению федерального центра относится создание наиболее общих «правил игры» в экономике и управление федеральными экономическими активами – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

4. Наконец, центр резервирует за собой контроль над отдельными стратегически важными отраслями экономики. В России в качестве таковой определена ядерная энергетика.

Все эти особенности российского законодательства определяют – на уровне доминирующей тенденции – перевес центра над регионами и соответствуют мировой практике.

Однако реальное соотношение экономической власти требует подробного анализа совместного ведения, к которому отнесены следующие вопросы.

· Разграничение государственной собственности (что предполагает наличие региональной государственной собственности наряду с федеральной государственной собственностью, конкретное соотношение объемов одной и другой определяется на практике).

· Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (происходит распределение налоговых поступлений между центром и регионами, формируется многоуровневая бюджетная система, в которой соотношение уровней опять-таки подвержено изменениям).

· Значительная и очень важная часть совместных полномочий связана с природными ресурсами. В соответствии с Конституцией, к сфере совместного ведения относятся земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Закономерно, что в эту же группу попадает и круг вопросов экологического характера – законодательство об охране окружающей среды, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

· Социальная сфера в России тоже в значительной степени оказывается на пересечении полномочий центра и регионов. В сферу совместного ведения включаются: трудовое и жилищное законодательство, социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, семейное законодательство, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства.

Анализ российской практики разграничения полномочий в сфере совместного ведения позволяет говорить о корректировке ситуации в 2000-е гг. в пользу центра. Центр обычно забирает себе стратегические полномочия (типа лицензирования месторождения углеводородного сырья), тогда как менее значимые полномочия могут передаваться регионам.

В каждом федеральном округе президентом назначается полномочный представитель, который формирует свой аппарат управления округом и в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

à Обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти с региональными органами. Органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными организациями.

à Разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа.

à Организует контроль за реализацией федеральных программ в округе.

à Принимает действенное участие в решении кадровых назначений в субъектах Федерации, входящих в федеральный округ.

à Организует и проводит согласительные процедуры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, находящихся в пределах округа.

Задачей полномочного представителя президента в федеральном округе является недопущение противоречий законов РФ и законов субъектов РФ.

Учреждение федеральных округов и института полномочных представителей Президента РФ предполагает решение целого ряда задач в рамках определенных территорий:

● реализация органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

● контроль за исполнением решений федеральных органов власти;

● реализация кадровой политики главы государства;

● регулярное представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в округ

В современной России разработка и реализация региональной экономической политики может проводиться для макрорегионов, субъектов федерации, местных административно-территориальных единиц.

Огромные размеры страны, несоответствие деления страны на субъекты федерации реальному социально-экономическому делению (Россия в этом отношении, скорее, правило, чем, нежели, исключение) порождает все больший интерес к изучению именно макрорегионов.

В зарубежных исследованиях понятие «макрорегион» редко встречается, так как понятие «регион» толкуется очень широко. В отечественной литературе последние годы понятие «макрорегион» нашло широкое применение, что связано прежде всего с появлением новых территориально-административных единиц в виде федеральных округов, однако четкого определения этого территориального образования пока еще нет.

Макрорегион – это объединение субъектов федерации, имеющих общие особенности в виде экономико-географического положения, природно-климатических и иных условий, более тесных хозяйственно-рыночных и другие связи внутри объединения, чем вне его.

Необходимость выделения федерального округа как объекта и центрального звена региональной политики продиктована реальным положением дел не только в сфере экономики (табл. 4.2), но и во многих других сферах жизнедеятельности страны, а также неутешительными прогнозами долгосрочного развития страны по многим ключевым социально-экономическим показателям.

Таблица 4.2.

Место, занимаемое ныне действующими федеральными округами России в основных социально-экономических показателях в 2008 г.*

Показатели ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДВФО
Площадь территории Численность населения Валовой региональный продукт Продукция промышленности Продукция сельского хозяйства Строительство Инвестиции в основной капитал                                                                

* Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат.сб./Росстат. – М., 2009.

Федеральный округ – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс и инфраструктурой.

Рассматривая в качестве центрального звена (объекта) региональной политики федеральные округа, государство может использовать свои возможности более эффективно при решении важнейших проблем макрорегионов и их территорий с учетом геополитических и геостратегических интересов страны, в числе которых:

· демографический кризис почти во всех федеральных округах страны, особенно в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Во всех федеральных округах страны наблюдается в последние годы снижение численности населения. Для решения демографической проблемы необходимо разработать для каждого федерального округа отдельно. Комплексную федеральную целевую программу с учетом специфики и особенностей данного макрорегиона и его территорий, обеспечивающую геостратегические интересы страны в развитии макрорегиона.

· необходимость регулирования и управления внутренними и внешними потоками миграции. Для успешного решения этой задачи федеральные округа должны разрабатывать собственные комплексные программы исходя из своих потребностей и возможностей, при этом в указанных программах должна быть заложена возможность для взаимодействия и сотрудничества между разными федеральными округами на взаимовыгодных началах;

· необходимость улучшения качества экономической и социальной среды во всех макрорегионах в условиях глобального экономического кризиса;

· создание и развитие опережающими темпами элементов инфраструктуры до уровня развитых государств как необходимое условие сохранения экономического единства страны и ее макрорегионов с учетом размеров нашей территории, а также привлечение инвестиций в регионы;

· обеспечение условий для свободного перемещения товаров и услуг, рабочей силы и капиталов по всей территории Российской Федерации для расширения межрегионального взаимодействия. Федеральный округ может служить оптимальным объектом и мощным инструментом региональной политики для обеспечения этого фундаментального конституционного права на территориях, входящих в него;

· стимулирование перемещения товаров и услуг. Рабочей силы и капиталов в нужные регионы России исходя из геополитических и геостратегических интересов страны. Федеральные округа могут оптимально координировать эти процессы при условии создания в каждом федеральном округе специальных служб с учетом позитивного опыта из мировой практики.

Поэтому в плане социально-экономического развития и размещения производительных сил перед федеральными округами стоит задача укрепления взаимосвязей между субъектами Федерации данного округа; создание в округе такой социально-экономической системы, которая бы обеспечивала по возможности потребности населения в пределах округа, укрепляла рыночную специализацию округа, обеспечивала комплексное развитие, создавала развитую производственную и социальную инфраструктуру и укрепляла экономические связи с другими округами РФ и с зарубежными странами.

Литература:

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983.

2. Егоров Е.Г. О новой концепции региональной политики в Российской Федерации // Региональная политика: теория и практика. 2009. № 14.

3. Конституция Российской Федерации. Российская газета, 21 января 2009 г.

4. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. – М.: Издательство ЛКИ, 2007.

5. Общественная география России (экономическая, социальная и политическая география России): учебное пособие / Под общей ред. В.П. Дронова и В.Г. Глушковой. – М.: Классикс Стиль. 2003.

6. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2005.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат.сб. / Росстат. – М. 2009.

8. Решиев С.С. Федеральный округ как центральное звено государственной региональной политики // Региональная политика: теория и практика. 2009. № 15.

9. Селиверстов В.Е. Новая концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. // Регион: экономика и социология. 2008. № 4. С. 3-14.

10. Скатерщикова Е. Федеральные округа – новые экономико-географические и социально-экономические образования. // Вопросы экономики. 2000. № 12.

11. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации. / Под ред. Акад. А.Г. Гранберга. – М.: Наука, 2004.

12. Экономическая и социальная география: Основы науки. – М.: ВЛАДОС, 2003.

13. Экономическая география России: учебник / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы определяют специализацию хозяйства региона?

2. Что такое «комплексность хозяйства региона»?

3. Какие задачи поставлены перед полномочным представителем президента РФ в федеральном округе?

4. Чем, на Ваш взгляд, обусловлено увеличение числа федеральных округов?

5. Насколько соответствует понятие «макрорегион» федеральному округу?

6. В чем причина столь разительных различий между федеральными округами РФ?

Тема 4.2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Значение ЦФО в экономическом пространстве России. Центральный федеральный округ (ЦФО) включает 18 субъектов федерации, относящиеся к Центральному и Центрально-Черноземному экономическим районам.

Здесь находится историческое ядро страны, где когда-то объединились в единое централизованное государство разрозненные феодальные княжества. Расположенный компактно в самом центре Европейской России макрорегион оказался в узле всех транспортных путей, пересекающих его в различных направлениях. Удобство транспортно-географического положения и длительное историческое развитие способствовали формированию здесь самого мощного и сложного в России территориально-хозяйственного комплекса. Центр стал основной экономической опорой государства (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Удельный вес Центрального федерального округа

в общероссийских социально-экономических показателях в 2008 г.*

Показатель Удельный вес, %
Территория 3,80
Численность населения 26,16
Валовой региональный продукт 36,47
Основные фонды 33,77
Объем отгруженных товаров собственного производства: полезные ископаемые обрабатывающие производства производство и распределение электроэнергии, газа и воды   11,21 31,46 29,63
Продукция сельского хозяйства 21,57
Строительство 26,84
Инвестиции в основной капитал 24,56
Экспорт 45,46
Импорт 60,09
Поступление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ – всего В том числе в федеральный бюджет   33,02 25,69

*Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат.сб./Росстат. – М., 2009. С.30-31.

ЦФО расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины, его административным центром является г. Москва. С севера округ граничит с Северо-Западный федеральным округом, с востока – с Приволжским федеральным округом, с юга – с Украиной и Южным федеральным округом, с запада – с Республикой Беларусь.

Экономико-географическое положение ЦФО можно оценить как выгодное для развития хозяйства, особенно для отраслей обрабатывающей промышленности и непроизводственной сферы. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

· на территории округа проживает значительное количество населения, имеются высококвалифицированные трудовые ресурсы;

· здесь расположена столица Российской Федерации, сосредоточившей функции государственного управления и политики;

· на его территории сходятся главные транспортные магистрали;

· в ЦФО сконцентрировано большое количество центров науки и высшего образования;

· это крупнейший культурный центр страны.

Среди недостатков, затрудняющих социально-экономическое развитие округа можно выделить отсутствие выхода к побережью Мирового океана, бедность природными ресурсами, значительное число предприятий с устаревшим оборудованием.

ЦФО играет исключительно важную роль в экономике страны, имеет высокий уровень социально-экономического развития. Особенно выделяется производственная составляющая округа, концентрируя в Центральном районе индустриальную мощь, сочетающуюся с высокими технологиями, а в Центральном Черноземье находится один из крупнейших в стране АПК, дополняемый эффективной черной металлургией полного цикла на базе самой масштабной в РФ добычи железной руды. Центр России также располагает самой густой в стране сетью железных и автомобильных дорог.

ЦФО выделяется большим вкладом во внешнюю торговлю России. В общероссийском обмене и экспорте участвует около 3/4 произведенной продукции машиностроения, до 1/2 химической, более 2/3 металлургической и почти 1/3 текстильной промышленности.

Ресурсный потенциал округа и особенности его размещения. Среди ресурсов округа прежде всего следует выделить его природно-ресурсный и демографический потенциалы.

Природно-ресурсный потенциал. Природные условия на территории ЦФО благоприятны для развития большинства отраслей экономики: в целом преобладает равнинная территория и лишь в отдельных районах на юге расчлененный рельеф (Среднерусская возвышенность) затрудняет развитие сельского хозяйства и транспортного строительства.

Климат умеренный, умеренно-континентальный с теплым летом (средняя температура июля около +20° С) и нехолодной зимой (средняя температура января –8° - -12°С). На большей части округа избыточное увлажнение и только на юге – недостаточное. Природные зоны сменяются от тайги на северо-востоке до степей на юге, поэтому широко распространены плодородные черноземные, серые лесные почвы и относительно плодородные дерново-подзолистые почвы.

ЦФО беден природными ресурсами, особенно в соотношении с большими потребностями экономики и многочисленным населением. Исключение составляют лишь запасы железных руд Курской магнитной аномалии. По геологическим запасам железных руд КМА занимает первое место а мире, а по балансовым – первое место в России (57% общероссийских разведанных запасов железных руд по категориям А+В+С1). Месторождения – КМА – находятся преимущественно в Белгородской области (Лебединское, Стойленское, Яковлевское и др.), а также в Курской области (Михайловское). Есть также месторождения бурого угля (преимущественно в Тульской области – Подмосковный бассейн), на заболоченных территориях Тверской, Ярославской, Ивановской, Владимирской областей – торфа. Из нерудных полезных ископаемых выделяются запасы фосфоритов (Егорьевское месторождение в Московской обл., Полпинское – в Брянской обл.), известняка (в основном в Белгородской и Воронежской обл.) и других строительных материалов. Однако значительная часть потребляемых в округе минеральных ресурсов завозится из других регионов России.

Несмотря на наличие водных ресурсов: на севере – Волга и ее притоки, на юге – Дон, на западе – Днепр, во многих регионах ощущается нехватка водных ресурсов или из-за большого потребления (Московский регион), или из-за незначительных абсолютных запасов (южные области округа).

Лесные ресурсы представлены малоценными породами древесины (береза, осина), которые в связи с длительной эксплуатацией не подлежат промышленной эксплуатации. На юге округа лесов практически нет.

Население. По численности населения ЦФО занимает первое место среди регионов России. При этом распределение его внутри округа отличается значительной региональной дифференциацией. Здесь находится крупнейший мегаполис Европы – г. Москва, в котором число жителей превышает 10 млн. человек и регионы, где проживает менее чем по 1 млн человек (Костромская, Орловская, Смоленская, Псковская и Новгородская области, республики Мордовия и Марий Эл).

В 1990-е гг. численность населения округа начала сокращаться и в настоящее время здесь проживает 97% к уровню 1990 г. Рост населения зафиксирован лишь в Москве и Белгородской области. Главная причина депопуляции – низкая рождаемость и высокая смертность во всех регионах округа. Особенно сложная ситуация сложилась на северо-западе (ЕП в Тверской –10,0, Смоленской –9,8‰) и в южной части округа (Тульская область –11,4, Рязанская –8,5‰).

Среди округов России ЦФО выделяется многочисленными трудовыми ресурсами, отличительной чертой которых является высокий образовательный и профессиональный уровень. При общем сокращении населения в ЦФО численность его экономически активного населения растет, как и численность занятых в экономике, а уровень безработицы постепенно сокращается. Центростремительные миграционные потоки со всей страны в ЦФО, прежде всего в его основные города во главе с Москвой, определяют относительно высокую обеспеченность округа трудовыми ресурсами.

ЦФО имеет положительное сальдо при миграционном обмене со всеми остальными федеральными округами России, особенно большое – с Приволжским и Южным округами. Значителен прирост населения за счет миграций из бывших советских республик, особенно из Украины, Узбекистана и Казахстана. Большое количество мигрантов из бывших республик СССР проживает преимущественно в Москве и Московской области без регистрации, нелегально.

Главная причина миграций населения в настоящее время – различная ситуация на рынках труда разных территорий. Наиболее обобщенным показателем этой ситуации является уровень безработицы – доля безработных от экономически активного населения. По данным на 2008 г. уровень безработицы в ЦФО был минимальным среди других федеральных округов – 1,0%, хотя и отличается значительной региональной дифференциацией: самый низкий уровень безработицы был зафиксирован в Москве (0,4%), Московской и Калужской областях (0,7%), самый высокий – в Ивановской и Владимирской областях (2,2%), в 9-ти субъектах он превосходит данные средних по округу, что способствует миграциям населениям, особенно молодежи. В более благополучные с экономической точки зрения соседние регионы.

Население ЦФО выделяется в стране и более старым возрастным составом жителей. Во всех регионах округа (по сравнению с общероссийскими показателями) доля детей ниже, а доля людей старше трудоспособного возраста – выше аналогичных показателей по стране в целом. В Тульской, Тверской, Рязанской областях самая высокая доля пенсионеров среди всех субъектов Российской Федерации. Следствием этого будет сокращение численности трудоспособного населения, что затормозит развитие экономики регионов.

В расселенческой структуре ЦФО значительно преобладает городское население (80,6%), главным образом за счет Московского региона. Здесь находится 308 городов (28%) и 320 ПГТ (23,5%). В 1990-е гг. в большинстве городов округа численность населения стала сокращаться и лишь в Москве оно продолжало бурно расти (с 1990 г. оно возросло на 18%), составив 28% населения ЦФО.

По плотности населения (57, 1 чел./кв.км – почти в 7 раз выше среднего показателя по стране) ЦФО занимает первое место среди федеральных округов России. Помимо Московского региона (145,7) более 50 чел/кв.км имеют Тульская (61), Белгородская (56), Ивановская (50,4), что для развитых стран является достаточным для интенсивного социально-экономического развития, самая низкая плотность населения в Костромской области (11,6), где наименее благоприятные природные условия для проживания населения.

Территориально-хозяйственный комплекс ЦФО. Здесь исторически сложился крупнейший макрокомплекс промышленности и сельского хозяйства. В территориальном разделении труда России округ выделяется наукоемкими и трудоемкими отраслями машиностроения и металлообработки, химической, полиграфической, легкой, пищевой промышленности, производством строительных материалов. Основными отраслями рыночной специализации ЦФО в промышленности являются – многопрофильное машиностроение. Химическая, легкая (текстильная) промышленность, в сельском хозяйстве – выращивание сахарной свеклы, подсолнечника, зерновых, овощных культур и молочно-мясное скотоводство.

В структуре ВРП, на долю которого приходится более 1/3 всего продукта РФ, явное преобладание имеют отрасли сферы услуг, среди которых выделяются торговля и коммерческая деятельность. При этом в Москве прочное лидерство удерживает третичная сфера экономики (сфера услуг), в Липецкой, Белгородской, Владимирской, Тульской областях преобладает промышленное производство. Наибольший удельный вес сельскохозяйственного производства характерен для Орловской, Тамбовской, Курской областей.

Главные отрасли промышленности, поставляющих в больших объемах свою продукцию в другие регионы России являются: 1) машиностроение; 2) черная металлургия; 3) химическая промышленность; 4) легкая промышленность; 5) пищевая промышленность. Выделяются также электроэнергетика и промышленность строительных материалов.

Машиностроение. Его развитию способствовали выгодное ЭГП, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, близость научных центров, крупное производство черных металлов. Но в кризисные 90-е гг. ХХ в. производство многих видов машиностроительной продукции сильно сократилось – станков (сохранилось лишь в Рязани и Сасово), выпуску автомобилей в Москве, сельскохозяйственных комбайнов в Туле, Рязани, Бежецке, Люберцах, электротехники в Москве, Владимире и Курске, артиллерийских и стрелковых вооружений в Туле и Коврове. В то же время еще в значительных масштабах производятся автобусы (Ликино-Дулево. Голицино), локомотивы (Коломна. Муром), вагоны (Тверь, Мытищи, Брянск. Орехово-Зуево), энергетическое оборудование (Подольск, Белгород), тракторы (Липецк, Владимир), авиационно-космическая техника (Москва. Королев. Воронеж). Налаживается производство с участием иностранных компаний легковых автомобилей (Москва. Калуга), телевизоров (Александров), вычислительной техники (Москва) и др.

Металлургия представлена крупнейшим Новолипецким металлургическим комбинатом, в состав которого входят ферросплавное, доменное, электросталеправильное, агломерационное, коксовое и другие производства, а также чугунолитейный завод «Свободный Сокол» (Липецк) и Оскольский электрометаллургический комбинат. Все они опираются на мощную рудную базу КМА, которая идет также на металлургические предприятия Урала и на экспорт.

Химическая промышленность получила развитие благодаря наличию многочисленных потребителей продукции. Развитому НТ потенциалу, присутствию некоторых видов сырья. В 1990-е гг. также произошло сокращение производства по многим видам продукции, но затем за счет экспортных поставок и увеличения внутрироссийского потребления произошло увеличение объемов производства. Здесь производятся преимущественно азотные удобрения (Новомосковск. Щекино в Тульской обл., Россошь – в Воронежской обл., Верхнеднепровский – в Смоленской обл., г. Липецк), фосфорныее – в Воскресенске и Брянске.

Легкая промышленность наиболее сильно пострадала в годы экономического кризиса, а рост производства носил неустойчивый характер, хотя является ведущей в России по производственным мощностям. Самая крупная отрасль – текстильная промышленность: 90% выпуска хлопчатобумажных тканей (Иваново, Кинешма, Шуя, Вичуга). Мощные предприятия сохранились в Твери. Коврове, Муроме (Владимирская область), Ногинске. Серпухове, Орехово-Зуево, Егорьевске (Московская область).

Пищевая промышленность – ее развитие обусловлено высокой концентрацией населения, являющегося потребителей этой продукции и наличием некоторой сырьевой базы, которая также не устояла в 1990-е гг. из-за неконкурентоспособности. После финансового кризиса 1998 г. начался рост производства, строительство новых предприятий с участием иностранного капитала (кондитерская промышленность – производство шоколада, конфет, жевательной резинки).

Промышленность строительных материалов, занимая первое место в России инесмотря на бурное развитие, не обеспечивает потребности округа. Выделяется производством цемента (Белгородская, Брянская, московская области), стекольной и фарфоро-фаянсовой продукцией.

Электроэнергетика, хотя и отличается значительными объемами производства, но не может покрыть всех потребностей округа. Преобладают ТЭС (Костромская, Рязанская), есть АЭС (Курская, Смоленская. Нововоронежская. Тверская) и небольшие ГЭС (Рыбинская, Угличская, Иваньковская).

Главные отрасли сельского хозяйства. ЦФО – один из ведущих сельскохозяйственных районов страны. Однако сельское хозяйство не обеспечивает потребности своего населения. Главными отраслями являются выращивание зерновых, сахарной свеклы, картофеля и овощей. А также молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство.

В степных и лесостепных районах на юге округа выращивают пшеницу и ячмень, севернее – рожь и овес, но в меньших количествах. Производство зерна сократилось примерно в 4 раза, что обусловлено как неблагоприятными климатическими условиями последних лет, так и следствием социально-экономического кризиса в отрасли.

ЦФО занимает первое место в стране среди других федеральных округов по сбору сахарной свеклы (примерна половина общероссийского производства), картофеля (около 30%) и льна (около 50%). Из других сельскохозяйственных культур в значительных масштабах на юге округа выращивают подсолнечник. В центре и на севере – кормовые культуры.

Животноводство – более затратная отрасль сельского хозяйства, чем растениеводства, поэтому сокращение объемов производства продолжается и за счет собственного производства население обеспечивается молоком и мясом менее чем наполовину.

Транспорт и отрасли непроизводственной сферы. Транспорт ЦФО – наиболее развитый в стране и представлен всеми видами (даже монорельсовой), кроме морского. Именно здесь началось интенсивное строительство железных дорог, появился авиационный и трубопроводный транспорт, массовое строительство магистральных и внутрирегиональных автодорог и твердым покрытием.

Отрасли непроизводственной сферы ЦФО являются наиболее развитыми в России. По некоторым показателям (количество занятых и др.) – это главный сектор занятости в округе. В первую очередь это так называемые столичные функции. Главные из которых – государственное управление и обеспечение дипломатических связей с иностранными государствами. Москва – крупнейший в стране центр финансов, торговли, науки, высшего образования, культуры и искусства. На Московский регион приходится примерно половина научных исследований в России, около 80% капитала банков, здесь расположено более 150 вузов, подготавливающих специалистов по всем направлениям знаний.

Относительно хорошо развиты в округе туризм и курортное хозяйство. Главные достопримечательности сосредоточены в древнерусских городах «Золотого кольца» – Москва. Владимир, Суздаль, Косторома, Ярославль. Углич, Ростов и другие.

Внутритерриториальные различия. В ЦФО выделяют три части, существенно различающиеся между собой в социально-экономическом отношении: 1) Московский столичный регион – Москва и Московская область; 2) южная часть округа – Брянская. Калужская, Орловская, Тульская, Рязанская, Курская, Белгородская, Воронежская. Липецкая и Тамбовская области; 3) северная часть округа – Смоленская, Тверская, Ярославская, Ивановская, Владимирская и Костромская области.

Московский регион – самый развитый в Российской Федерации, что обусловлено концентрацией здесь столичных функций и важнейших отраслей непроизводственной сферы.

Южная часть выделяется развитием черной металлургии, металлоемкого машиностроения и АПК.

Северная часть – наименее развитая, где концентрируется легкая промышленность. А природные условия неблагоприятны для жизни людей и ведения сельского хозяйства.

Основные проблемы развития регионов ЦФО. Развитие экономики ЦФО должно опираться на использование ряда преимуществ федерального округа, а именно:

- мощного производственного, научно-исследовательского, научно-технического потенциала и проектно-конструкторской базы;

- системы подготовки кадров всех уровней, определяющих развитие научно-технического прогресса в России;

- высокоразвитой инфраструктуры, в частности, высокого уровня транспортной освоенности территории в сочетании с выходом на западноевропейские транспортные коммуникации (международные аэропорты, магистральные автодороги, железнодорожные узлы Москвы и других городов);

- огромной емкости внутреннего рынка товаров;

- потенциала туризма в Москве и городах Золотого кольца;

- природно-климатических условий, благоприятных для развития сельского хозяйства, специализирующегося на производстве зерна, сахарной свеклы, технических культур;

- широкой гаммы производства по переработке сельскохозяйственной продукции;

- потенциала металлургической промышленности, развивающейся на местной железорудной базе.

В связи с перспективами социально-экономического развития предстоит решить ряд насущных проблем:

¨ сохранение и приумножение крупнейшего производственного, научно-технического и инфраструктурного потенциала макрорегиона;

¨ экологическое оздоровление крупных городов, организация в них (по примеру Москвы) промышленных зон и вывод особо вредных предприятий, более сдержанное развитие промышленности в перенасыщенных ею областях (Московской, Тульской, Владимирской, Ярославской);

¨ реконструкция систем расселения и промышленного производства, прежде всего городских агломераций, разгрузка больших городов с организацией филиалов головных предприятий в средних и малых городах, модернизация городской инфраструктуры (в том числе систем водоснабжения), формирование промышленных узлов, недопустимость создания дублирующих (параллельных) производств в смежных центрах и регионах;

¨ возрождение ныне деградирующих малых городов и сельских поселений, имеющих культурно-историческое, рекреационное и хозяйственное значение;

¨ жесткое ограничение развития крупных энерго-водо-землеемких промышленных комплексов – металлургических, химических и др. как противопоказанных для центральных регионов по соображениям дефицита ресурсов многоцелевого назначения (вода, энергия, земля и т.д.) и экологических норм;

¨ расселение и благоустройство в малозаселенных областях (Смоленская, Тверская) беженцев и мигрантов, а также воинских контингентов, выводимых из ближнего зарубежья;

¨ организация взаимодействия депрессивных, низкодоходных областей (Тверская, Рязанская, Ивановская, Владимирская, Брянская, Тамбовская и др.) с более развитыми, опорными (Москва и область, Ярославская. Тульская области) для выравнивания социально-экономических уровней; диверсификация хозяйственной структуры монопрофильных регионов и центров с целью их устойчивого развития;

¨ развитие крупных корпоративных (отраслевых и межотраслевых) производственных структур (концернов, корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп) преимущественно со смешанной и государственной собственностью. Наиболее эффективных в современной рыночной экономике.

Для большинства регионов ЦФО актуально также:

· сдерживание энерго-, водопотребления и материалоемкости продукции в целом;

· стимулирование и поддержка инновационного бизнеса;

· рациональное использование природно-климатического потенциала, благоприятного для развития сельского хозяйства;

· всемерная поддержка малого и среднего предпринимательства в товаропроизводящих отраслях промышленности и агропромышленном комплексе;

· снижение безработицы и повышение уровня жизни населения;

· контроль за состоянием окружающей среды и сохранение качества земли, особенно в районах, подвергающихся радиационному воздействию.

Для АПК округа актуальны проблемы:

à интенсификация сельскохозяйственного производства. В первую очередь более активного и повсеместного использования новых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, повышающих их продуктивность и качество;

à необходимость ликвидации диспропорций между объемами производства и объемами переработки сельскохозяйственной продукции, имеющих место из-за недостатка перерабатывающих мощностей, с одной стороны, и технической отсталости перерабатывающих отрасли в целом, с другой. Практически речь идет о необходимости создания новой современной отрасли переработки сельскохозяйственной продукции с безотходным использованием сырья и производством широкого ассортимента продуктов питания высокого качества;

à недостаточная эффективность всей системы хранения сельскохозяйственной продукции, приводящая к большим потерям.

Литература:

1. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учебное пособие/ под ред. Е.Л. Плисецкого. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.

2. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие.- М.: Высшее образование, 2007.

3. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат.сб./Росстат. – М., 2009.

5. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие / кол. Авторов; под ред. В.Г. Глушковой и Ю.А. Симагина. – М.: КНОРУС, 2009.

6. Экономическая география России: учебник / под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Контрольные вопросы:

1. Насколько экономико-географическое положение влияет на развитие Центрального федерального округа?

2. Каков природно-ресурсный потенциал округа?

3. Чем обусловлен столь высокий уровень урбанизации Центрального федерального округа?

4. В чем особенности размещения населения и трудовых ресурсов округа?

5. Какова структура хозяйственного комплекса округа?

6. Сформулируйте особенности размещения ведущих отраслей хозяйства округа.

7. Дайте характеристику внутрирегиональной дифференциации экономического пространства Центрального федерального округа.

8. С чем связаны перспективы развития Центрального федерального округа.

Тема 4.3. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Северо-Запад России: вопросы районирования, общая характеристика экономики. Северо-Западный федеральный округ территориально целиком включает два экономических района – Северо-Западный и Северный – и дополнительно Калининградскую область. При этом следует иметь в виду, что такое объединение (имеется в виду российский эксклав) допустимо лишь в административно-политических целях, для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти с региональными. Но включать эту особую часть России, оторванную от основной территории страны, в какой-либо из ее крупных экономических районов нелогично и ее нужно рассматривать особо, вне сетки экономических районов страны.

В экономическом районировании деление Европейского Севера страны неоднократно изменялось. До 1961 г. в официальной сетке выделялось два района – Северо-Западный, который в дополнение к современной территории включал Карелию и Мурманскую область, и Северный, состоящий только из Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми. В 1961 г. Северо-Западный и Северный районы были объединены в укрупненный Северо-Западный экономический район, а в 1982 г. одним из последних уточнений официальной сетки экономического районирования, действующей в пределах современной Российской Федерации, стало выделение Северо-Западного и Северного экономических районов в современном составе. В основе их разделения лежат глубокие объективные различия в их народнохозяйственной специализации.

Северо-Западный район, начав когда-то формироваться как «окно в Европу», в советское время стал опорной базой индустриализации страны и в последующем всегда отличался высоким уровнем экономического развития. Это старопромышленный район, специализирующийся на трудоемких отраслях обрабатывающей промышленности (сложное и точное машиностроение, легкая и химическая промышленность) и непроизводственной сфере (наука и научное обслуживание, высшей и среднее профессиональное образование).

Северный экономический район – крупнейшая в Европейской части России топливно-энернетическая база, а хозяйственный комплекс района находится еще в стадии формирования.

СЗФО включает 11 субъектов Федерации и играет важную стратегическую роль приграничной части России на Европейской Севере и западе страны. В его пределах находятся крупные промышленные и культурные центры, важные морские порты, уникальные объекты, включенные в список Всемирного культурного и природного наследия (в городах Санкт-Петербург и Великий Новгород, Соловецкие о-ва, о. Кижи).

Экономико-географическое положение округа имеет ряд преимуществ:

· выходы к морям – Балтийскому, Баренцеву и Белому – обеспечивают судоходные пути на запад (в сторону Западной Европы и восточного побережья Северной Америки), а также на восток (начальный отрезок кратчайшей внутренней морской коммуникации – Северного морского путия, ближайший к центру страны выход в открытый океан с прибрежной акваторией, доступной для иностранных военных флотов), и военно-морские базы определяют важное стратегическое положение этого округа;

· приграничное положение – общие границы со странами ЕС – Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей, способствует развитию экспортно-импортных связей и приграничного сотрудничества;

· соседское положение с экономическими развитыми Центральным и Уральским федеральными округами, с которыми растет взаимовыгодный товарообмен в силу кратчайших расстояний для перевозок товаров и предоставления услуг.

К недостаткам ЭГП следует отнести относительно суровые климатические условия северных регионов, снижающие комфортность проживания и значительно удорожающие технико-экономические показатели этих отраслей.

Роль СЗФО в территориальном разделении общественного труда выражается в показателях его удельного веса в общероссийских показателях (табл. 4.4).

Объем отгруженной продукции добывающих отраслей в округе пока не соответствует растущим возможностям использования ПРП и составляет 6.1%, в основном за счет Республики Коми и Ненецкого АО. Где наиболее активно осваиваются минерально-сырьевые. В первую очередь топливные ресурсы Тимано-Печорского комплекса.

Экологическая ситуация достаточно сложная, т.к. здесь формируется почти 1/5 всех загрязненных вод РФ и 1/10 выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Север округа имеет радиационное загрязнение, вызванное утилизацией выработавших ресурс судовых реакторов (побережье Кольского полуострова) и последствиями ядерных испытаний прошлых лет (архипелаг Новая Земля).

Таблица 4.4

Удельный вес Северо-Западного федерального округа

в общероссийских социально-экономических показателях в 2008 г.*

Показатель Удельный вес, %
Территория 9,87
Численность населения 9,49
Валовой региональный продукт 9,87
Основные фонды 9,66
Объем отгруженных товаров собственного производства: полезные ископаемые обрабатывающие производства производство и распределение электроэнергии, газа и воды   6,32 11,97 10,59
Продукция сельского хозяйства 4,64
Строительство 13,99
Инвестиции в основной капитал 11,39
Экспорт 11,10
Импорт 18,47
Поступление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ – всего в том числе в федеральный бюджет   9,82 8,07

*Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат.сб./Росстат. – М., 2009. С.30-31.

Ресурсный потенциал СЗФО в целом очень значительный, но распределяется он неравномерно, за исключением водных и лесных ресурсов, представленных повсеместно, которые составляют почти половину всех ресурсов европейской территории страны. Малая обеспеченность лесными ресурсами наблюдается в Мурманской и Калининградской областях и особенно в Ненецком АО.

Природные условия достаточно разнообразны. Республики Карелия и Коми, Архангельская и Мурманская области относятся к зоне Севера (средняя температура января от -10°С на границе с Норвегией до -22°С на востоке Ненецкого АО, июля до +13°С). В южной части округа разрыв в температурном режиме меньше (от –7 до +15 в Ленинградской области до –14+18 в Вологодской области).

Минерально-сырьевые ресурсы сосредоточены в пределах Европейского Севера. Здесь сосредоточено до 40% разведанных топливно-энергетических русурсов западной зоны страны. Крупные запасы руд черных и цветных металлов, а также неметаллических полезных ископаемых – алмазов, апатитов, слюды, плавикового шпата, строительных материалов.

В рамках СЗФО выделяют две зоны концентрации полезных ископаемых.

В Карело-Мурманской зоне сконцентрированы запасы железных (Ковдорское, Оленегорское, Костомукшское – 5% общероссийских запасов), медно-никелевых (пос. Печенга) руд, значительно выработанных, алюминий-содержащих апатитов и нефелинов (запасы апатитов – 2/3 общероссийских, нефелины – для Пикалевского глиноземного и Волховского алюминиевого завода в Ленинградской области). В этой зоне примыкает нефтегазоносный шельф западного сектора Арктики, где проведена разведка крупнейших запасов газа на базе Штокмановского месторождения (около 4 трлн куб.м), расположенного в 200 км севернее г. Мурманска.

В Двино-Печорской зоне на северо-востоке округа находится Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция, которая продолжается до Новой Земли (гигантское Приразломное м-ние нефти), Печорский угольный бассейн, бокситовые руды Северо-Онежского и Средне-Тиманского месторождений, начато освоение месторождений марганцевых (Р. Коми), титановых руд (Р. Коми), алмазов (Архангельская обл.).

Прибалтийская часть округа относительно бедна полезными ископаемыми – есть торф, строительный камень, огнеупорные глины. Горючие сланцы. В Калининградской области – крупнейшие в мире запасы янтаря.

Население составляет около 13,6 млн человек, отличается высоким уровнем урбанизации – более 82%, которая возрастает в северном направлении (Мурманская область – 90%) и имеет абсолютное значение для Санкт-Петербургского региона.

Размещено население в пределах округа не равномерно – средняя плотность населения составляет 8,2 чел/кв.км, но 2/3 всех жителей проживает в прибалтийских регионах, включая Калининградскую область, из них более половины – в С-Петербурге. Самый незаселенный – северо-восток округа: в Ненецком АО проживает примерно 40 тыс. человек при плотности 0,3 человека на 1 кв.км.

Естественный прирост уже многие годы имеет отрицательные значения во всех регионах, где особенно выделяются Псковская и Новгородская области (-11,2 и –9,4 на 1000 жителей), кроме Ненецкого АО, имеющего положительные значения естественного прироста (+3.0).

Большой демографической проблемой остается старая возрастная структура населения. Здесь лиц в пенсионном возрасте уже в 1.5 раза больше. Чем детей до 16 лет (по России в целом – примерно на четверть). Особенно этим выделяются Новгородская (24,4%) и Псковская (25%) области, что связано с многолетним оттоком молодежи из этих регионов в предшествующие десятилетия. Несколько лучше ситуация на севере, куда до начала 1990-х гг. был приток молодежи, но и здесь происходят негативные изменения (Карелия –20,1%, Вологодская – 21,1, Архангельская – 19,5%). Подобную возрастную структуру жителей имеют страны с самым старым населением в мире – Германия. Швеция и др., которые свою экономику уже давно развивают только за счет массового притока мигрантов.

Депопуляция характерна для всех регионов округа, кроме Калининградской области, что является серьезной демографической и социально-экономической проблемой данной территории, которая решается за счет притока мигрантов, главным образом в С-Петербург. Ленинградскую и Калининградскую области. Все остальные регионы СЗФО, как правило, имеют отрицательное сальдо миграционного баланса.

Экономический потенциал округа – один из крупнейших среди других округов, расположенных в Европейской части России. По масштабам материального производства он уступает только экономическому потенциалу Центрального, Приволжского, а также Уральского округов. Однако по сравнению с этими округами территория освоена значительно слабее и крайне неравномерно в хозяйственном отношении. Основной природно-сырьевой потенциал территории концентрируется на Крайнем Севере, а обрабатывающая промышленность размещена на юге и западе округа, в отрыве от сырьевой и топливно-энергетической баз. Неравномерна и транспортная освоенность территории: северные регионы крайне слабо освоены в этом отношении, хозяйственное освоение носит очаговый характер, значительные территории не вовлечены в хозяйственный оборот (Мурманская область, северная и восточная части Архангельской области, Ненецкий АО, большая часть Республики Коми, восток и север Республики Карелия).

Неравномерность размещения производительных сил обусловливает особую важность экономических связей, разрыв которых отрицательно сказался в последние годы на экономике субъектов Федерации, входящих в состав округа.

Экономический потенциал округа определяется в значительной степени промышленностью С-Петербурга, его высококвалифицированными специалистами. Научным и техническим персоналом. Создающим 10% научно-технических разработок в России.

Недостаточно благоприятные природно-климатические условия на значительной части территории округа, а на севере – экстремальные условия жизнедеятельности обусловили преимущественно индустриальное развитие хозяйства. Его ведущая отрасль – промышленность, доля которой в общероссийском объеме промышленного производства составляет почти 13%. В структуре промышленности, с одной стороны, значительное место занимают сырьевые отрасли: топливная (нефтяная, газовая, угольная – почти 9% всей промышленной продукции), черная (примерно 13%) и цветная (около 4%) металлургия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (свыше 12%). С другой стороны, мощное развитие в крупных промышленных центрах получили различные отрасли машиностроения и металлообработки (до 19%), а также пищевая (около 18%) промышленности.

Металлургический комплекс – ведущая отрасль рыночной специализации СЗФО, который является одним из крупнейших в России производителей и экспортеров черных и цветных металлов, в первую очередь стали, меди, алюминия, никеля.

Черная металлургия представлена тремя горно-обогатительными железорудными предприятиями: Ковдорским, Оленегорским и Костомукшским ГОК, а также металлургическим комбинатом полного цикла АО «Северсталь» в г. Череповце Вологодской области и передельным сталеплавильным и метизным заводом в г. Вяртсиля в Карелии. Из 8 млн т стали, произведенной в 2007 г. АО «Северсталь» примерно четверть была направлена на экспорт в США и страны Западной Европы, однако рост производства сдерживается антидемпинговой политикой стран-импортеров.

Цветная металлургия представлена добычей, обогащением нефелинов, бокситов, титановых руд, производством меди, никеля, кобальта. Выплавка алюминия осуществляется на заводах в Кандалакше (Мурманская обл.) и Надвоицах (Карелия), Медь, никель и кобальт выплавляют на комбинатах «Североникель» и «Печенганикель» в Мурманской области, работающих преитмущественно на сырье Красноярского края, доставляемого по Северному морскому пути.

Машиностроение представлено от сложного точного, трудоемкого до материалоемкого и в первую очередь приборостроение, электротехническое машиностроение, производство оборудования для различных отраслей хозяйства, судостроение и оборонное машиностроение.

СЗФО занимает одно из первых мест в России по производству морских судов разного типа (в том числе атомных ледоколов). Уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин, оптико-механической продукции.

В округе развито транспортное машиностроение: особенно судостроение в С-Петербурге (верфи Балтийского. Адмиралтейского, Канонерского заводов, завод «Северная верфь», где строятся ледоколы, пассажирские теплоходы, нефтеналивные и рыболовные траулеры), а также в Мурманске, Архангельске. Северодвинске, Калининграде, Сыктывкаре, Котласе; выпуск железнодорожного подвижного состава (С-Петербург – тепловозы, электропоезда, вагоны для метрополитена, спальные вагоны), развивается автомобилестроение.

Заводы «Электросила», «Ижорские заводы» (Колпино) выпускают паровые и гидравлические турбины, крупные электромашины. Кировский завод – мощные тракторы, ПО «Светлана» – продукцию электроники и т.д.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – одна из важнейших отраслей рыночной специализации. Здесь сложился крупнейший в России лесопромышленный комплекс, который отличается полной и глубокой переработкой древесины. Он получил наибольшее развитие в Архангельской области, республиках Коми и Карелии, а также в Ленинградской и Новгородской областях. На долю округа приходится почти 29% производства пиломатериалов, 35% клееной фанеры, 64,5% выпуска бумаги, 49% картона. В настоящее время комплекс находится в стадии технического перевооруже


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: