Механизмы психологической защиты

Защитные механизмы ­ это неосознаваемые личностью психологические стратегии, с помощью которых человек избегает или снижает интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тpeвoгa и стресс. Основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является бессознательное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних.

­Понятие ­«защитные механизмы»­ было введено З. Фрейдом для обозначения техники, которую Эго использует в конфликтах, ведущих к неврозам. При неврозе пациенты жалуются на эмоциональные расстройства, в основе которых лежит переживание человеком внyтpeннeгo конфликта, столкновение особо значимых отношений личности с противоречащими им обстоятельствами жизненной ситуации. Неспособность человека разрешить такой конфликт вызывает рост внyтpeннeгo напряжения и дискомфорта. 3.Фрейд показал, что в этот трудный для человека момент активизируются специальные психологические механизмы, которые защищают сознание от неприятных, травмирующих переживаний. Включение механизмов защиты сопровождается субъективным ощущением облегчения ­ или снятия напряжения.

Анна Фрейд (дочь З.Фрейда) акцентировала роль механизмов защиты в разрешении внешних, то есть co­циогенных конфликтов; эти механизмы рассматриваются ею как продукты разви­тия и научения. А.Фрейд выдвинула представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. Впоследствии защитные механизмы стали рассматриваться не только как невротический симптом, но и как функция Я­ сознательной части личности любого человека. При угрозе целостности личности именно защитные механизмы отвечают за ее интеграцию и приспособление к реальным обстоятельствам.

­Виды механизмов психологической защиты

­­ К настощему времени описано более двух десятков защитных механизмов, но самыми изучае­мыми оказались восемь: отрицание, вытеснение, компенсация, регрессия, проек­ция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Н.М. Никольская и Р. М. Грановская­ [51] дифференцируют в своем исследовании 11 механизмов защиты.

­ Вытеснение. Избирательное преднамеренное забывание информации, свя­занной с конфликтом и напряжением. Это вытеснение неприятного (желаний, мыслей, чувств, вызывающих тревогу) из памяти. Вытесненные импульсы, не разрешаясь в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоцио­нальные и психовегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого­-либо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Наиболее часто вытесня­ются личностные свойства, качества и поступки, не делающие личность привлекательной в глазах caмoгo человека и других людей, например завистли­вость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п. Психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация вытесняются из сознания субъекта, переходя в подсознание, хотя внешне это может выглядеть как сознательное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

­ Отрицание –­ лич­ность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тpeвoгy обстоятельства, либо меняет свое толкование ситуации, чтобы воспринимать ее менее угpожающей. Отрицанию подвергаются те аспек­ты внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью (например, человек при сообщении о гибели родственника не воспринимает это известие, не хочет в это верить). Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вы­теснению ­– психологической защите против внутренних, инстинктивных требо­ваний и побуждений. Отрицание характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия дей­ствительности.

Подавление. В этом случае человек избегает тревожащих мыслей, старается не сосредотачиваться на них. Подавление обычно предпола­гает переключение на что-то другое, отвлечение внимания от неприятных мыслей (избегающее мышление). Таким образом, при подавлении неприятные мысли блокируются иными, нейтральными или приятными (при вытеснении же мысль полностью недоступна сознанию).

Регрессия –­ механизм психологической защиты, благодаря которому лич­ность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги, переходя на тип реагирования, присущий более ранней стадии жизни. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фру­стрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившейся ситуации. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов суще­ственно обедняет возможности преодоления конфликтных ситуаций. Этот вид психологической защиты скорее присущ психопа­тическим личностям с их импульсивностью и слабостью волевого контроля.

Идентификация. 3адействуя этот механизм, человек принимает личностные характеристики (особенности поведения) другого лица. Скажем, не имея достаточно мужества, человек идентифицирует себя с герои­ческой личностью, что придает ему больше уверенности в своих силах. Может подражать поведению культовой фигуры –­ это увеличивает значимость в соб­ственных глазах. Таким образом, идентификация как механизм психологической защиты про­является в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта личности другим качеством, чаще всeгo с помощью фанта­зирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.

Компенсация. Человек прилагает значительные усилия, чтобы достичь успеха в той области, где он чувствует свою неполноценность. Другое проявление компенсаторных защитных механизмов ­– преодоление фрустрирующих обстоятельств или ситуаций благодаря сверхудовлетворению в других сферах. Например, физически слабый или робкий человек, который не способен ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение за счет униже­ния обидчика с помощью изощренного ума или хитрости.

Проекция. В основе этого защитного механизма лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли припи­сываются другим субъектам. Нередко человек приписывает агрессивность окружающим, чтобы оправ­дать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, проявляемую будто бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда кто-­то постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления. Реже встречается другой вид проекции, при которой значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одоб­ряемые чувства, мысли или действия.

Замещение. Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева) на объектах, представляющих меньшую опасность или более доступных, чем те, что вызвали отрицательные эмоции. Например, открытое проявление досады, злости на какого-то чело­века, может быть чревато нежелательным с ним конфликтом, поэтому гнев переносится на иной объект, более доступный и не ­опасный. 3.Фрейд считал замещение одним из ­базовых способов функционирования бессознательного­.

Интеллектуализация. Этот защитный механизм часто (особенно в психотера­певтической литературе) обозначают понятием «рационализация», хотя по сущест­ву они несколько отличаются. Так, действие интеллектуализации проявляется в чрезмерно умственном способе преодоления фрустрирующей ситуации – без переживаний, лишь на основании анализа фактов.

Рационализация. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф. Е. Василюка, в том, что она, по существу, представляет собой ­уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций­. При рационализации же личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (лич­ность) не может признать из­-за угрозы потерять самоуважение. Этот защитный механизм связан с использованием ­хорошего­, а не реального обоснования своего поведения.

Реактивное образование. По 3. Фрейду, если существует опасность возвра­щения в сознание вытесненного угрожающего побуждения, человек может уси­лить вытеснение, ведя себя диаметрально противоположным этому побуждению образом. Например, если кому-­либо угрожают вытесненные гомосексуальные по­буждения, то, чтобы усилить их вытеснение, этот человек может выбрать чрез­мерную гетеросексуальную деятельность. По сути, реактивное образование ­ это контрмотивированное поведение. Такой вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией.

Имеются данные о роли типологических особенностей в использовании тех или иных видов психологическрой защиты. Лица с преобладанием первой сигнальной системы по И.П. Павлову (или эмоциональный тип по Лазарусу) используют отрицание и подавление, а лица с преобладанием второй сигнальной системы (рациональный тип по Лазарусу) – проекцию, вытеснение и рационализацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: