Компоненты методологии менеджмента | Управление как наука | Управление как практическая деятельность |
Основной субъект деятельности | Исследователь | Менеджер |
Объект деятельности | Реально существующая хозяйственная практика во всем многообразии отношений и взаимосвязей | |
Предмет деятельности | Отношения управления | Информация |
Процесс деятельности | Процесс исследования: подготовительный этап (разработка программы исследования); основной этап (проведение исследования); завершающий этап (обработка и анализ данных, формулирование выводов) | Процесс управления (планирование, организация, мотивация, контроль) |
Формы деятельности | Исследования, конференции, семинары, научные | Распорядительная, организационная, инновационная, инвестиционная и т.д. |
Методы деятельности | Методы исследования: общефилософские, общенаучные и частные | Методы управления: экономические, административные, социально-психологические. Методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений |
Результат деятельности | Теория | Управленческое решение |
Традиционно принято методологию относить к философии. Так, в библиотечных классификаторах соответствующий раздел так и именуется: «Философия и методология». Действительно, философия – основание методологии. Более того, методология долгое время рассматривалась как философское учение о методах деятельности (метод и «логос» - учение). В дальнейшем она выделилась из философии в самостоятельную теорию рационального познания и зафиксировалась как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности.
|
|
Развитие познавательной деятельности позволило адекватно понять характер отношений между теорией и методологией, а также роль её в познании. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология – способ достижения и построения этой теории.
Результаты методологических разработок существенно отличаются от результатов теоретических, эти результаты говорят не об устройстве мира, а о способах нашей организации и самоорганизации, поэтому они часто имеют особую форму схем, предназначенных для организации нашего мышления и деятельности.
Важнейшее отличие методологии от науки в том, что наука дает свои прогнозы и рекомендации для повторяющихся явлений, в то время как методология стремится рассматривать любую ситуацию как уникальную и неповторимую.
Существенное различие науки и методологии состоит также в том, что наука организована предметно, а одна и та же методология может использоваться различными науками. Особое влияние на развитие науки в настоящее время оказывают процессы дифференциации и интеграции научного знания, коренные преобразования классических и появление множества новых дисциплин, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Возникает необходимость не только связать воедино усилия специалистов разного профиля, но и объединить различные представления и решения в условиях принципиальной неполноты и неопределенности информации о комплексном объекте. Эти задачи обусловили разработку таких методов и средств, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие и синтез методов различных наук.
|
|
Таким образом, если раньше понятие методологии охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах познавательной деятельности, то теперь ему соответствует внутренне дифференцированная и специализированная область знания. От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом и прежде всего его содержательного основания, методологию отличает акцент на методах, путях достижения знания. От науковедения методология отлична свое направленностью на внутренние механизмы, логику движения и организации знания.
Методология как самостоятельная наука занимает определенное место в системе научных знаний. Методологию относят к практическим наукам. Она тесно связана с технологическими науками, системным анализом, организацией труда и производства, с управлением проектами и др.