Менеджмент как функция и процесс управления

Управление как особый вид деятельности зародилось примерносемь тысячелетий назад, с появлением общин и первичным разделением труда, но только в XVIII в. уп­равление выделилось в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию отличается от произ­водственной функции. Это было связано с появлением крупного машинного производства и зарождением капи­тализма. Именно тогда менеджмент отделился от собственности и выделился в особый вид профессиональной деятельности, отличный от других видов деятельности в организации.

Управление как функция реализуется через выполнение специфических управленческих действий, получивших на­звание функций управления. Состав первых универсальных функций управления был определен французским ученым А. Файолем. К ним были отнесены:

• предвидение;

• организация;

• распорядительство;

• согласование;

• контроль.

В последующем состав и содержание основных функ­ций не раз пересматривались вместе с развитием теории и практики управления, поэтому в современных работах можно встретить различные подходы к определению фун­кций управления.

Процесс выполнения основных функций управления называется процессом управления. Процесс предполагает взаимосвязь отдельных управленческих функций, их про­тяженность во времени и пространстве, интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку и их направленность на достижение це­лей организации. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных управленческих действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Процесс управления требует определенных затрат времени, материальных и других ресурсов.

Таким образом, процесс управления можно предста­вить как последовательность следующих действий.

1. Планирование (цели, стратегия, планы, программы).

2. Организация (организационная структура, порядок взаимодействия, распределение задач).

3. Мотивация (управление персоналом, стимулы к работе).

4. Контроль (управленческий и финансовый учет, от­четность, анализ выполнения планов).

5. Координация (управленческое действие, пронизы­вающее и связывающее все остальные).

Для того чтобы выполнить каждую функцию управ­ления, приходится решать целый ряд проблем управле­ния и принимать множество управленческих решений, в результате которых управляемый объект приводится в желаемое состояние. В сущности, все взаимосвязанные управленческие действия направлены на принятие реше­ний для реализации целей организации. Поэтому процесс управления также можно определить как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, разработкой, принятием и организацией выполнения уп­равленческих решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: