Основные подходы к определению понятия «Менеджмент»

Термин «менеджмент» пришел в Россию вместе с кар­динальными изменениями в экономике и жизни общества, отразив необходимость создания принципиально новой системы управленияв России, адекватной рыночным от­ношениям. Таким образом, управление в условиях рынка получило название менеджмента.

Слово «менеджмент» (англ. — management) означает уп­равление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Несмотря на то, что эти термины обычно принимаются как синонимы, сущес­твуют определенные различия в содержании понятий «менеджмент» и «управление».

Управление является более широким, обобщающим понятием по отношению к понятию менеджмент. Управ­ление как целенаправленная деятельность человека вклю­чает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике. Например, если речь идет о государственных ор­ганах любого уровня, то более правильно использовать термин «государственное управление».

Менеджмент, в свою очередь, предполагает управление именно рыночной организацией, организацией, которая нацелена на получение прибыли. Поэтому отличительны­ми особенностями менеджмента являются:

• ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка;

• ориентация на постоянное повышение эффектив­ности производства;

• децентрализация и свобода в принятии решений;

• разработка стратегических целей и программ и их постоянная корректировка в зависимости от состо­яния рынка.

До сих пор не существует единой точки зрения на определение понятия менеджмента. В настоящее время наиболее распространенной позицией является взгляд на менеджмент как на процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Эта точка зрения отра­жает подход к определению понятия менеджмент как к процессу. Кроме этого подхода, в определениях часто под­черкивается, что менеджмент — особый вид деятельности человека, т.е. функция по управлению самостоятельным видом деятельности, которая реализуется через выполнение управленческих действий — функций управления. Наряду с этими подходами, наиболее часто используются подходы к определению менеджмента как искусства управления; как науки, т.е. совокупности научных знаний и практического опыта; как аппарата управления и группы людей, управ­ляющих организацией.

Суммируя вышесказанное, управление — это:

• широкое понятие, используемое как в социальных, так и в технических системах;

• обособленная функция некоторых членов организа­ции, возникающая в социальных системах;

• особый, специфический вид профессиональной деятельности;

• взаимоотношение с людьми;

• с одной стороны — искусство управления, с другой — ре­гулярный технологический процесс;

• процесс, характерный для любой организации, поскольку ор­ганизация невозможна без управления.

Менеджмент — это:

• понятие, вошедшее в российскую теорию и практику управления 25 лет назад;

• во многом — синоним «управления»;

• особый тип управления, характерный для коммерчес­ких организаций, ориентированных на прибыль;

• более широкое понятие в современный период, распространяется на некоммерческие организации, административную сферу;

• американизированный тип управления;

• понятие, в настоящее время чрезвычайно популяр­ное и конъюнктурное, что является отражением большой общественной потребности.

Понятие «менеджмент» включает в себя следующее содержание, это:

• управление рыночной организацией;

• самостоятельный вид деятельности, функция, про­цесс;

• совокупность научных знаний и практического опыта;

• искусство управления;

• группа высших руководителей организации.

Рис. 1. Подходы к изучению менеджмента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: