Маркетинг играет важную роль в современной рыночной системе хозяйства. Можно рассматривать роль маркетинга для общества в целом, в деятельности организации, в жизни каждого человека.
Маркетинг для общества в целом:
1. Устанавливает и постоянно поддерживает свободный, конкурентный товарный и информационный обмен между продавцами и покупателями, что позволяет обеспечить согласование спроса и предложения и способствует макроэкономической стабилизации.
В рыночной экономике потребителям предлагается большое количество разнообразных товаров. Маркетинг помогает производителям создать и направить товары тем потребителям, которые в них нуждаются на основе непрекращающегося информационного обмена. При таком подходе к организации производства в рамках экономической системы можно некоторым образом сгладить колебания спроса и предложения за счет адресности товарных и информационных потоков.
2. Запускает благотворный цикл экономического развития общества и таким образом содействует экономическому росту.
|
|
Стадии благотворного цикла экономического развития представлены на рис.2. Маркетинг обнаруживает неудовлетворенные потребности рынка и разрабатывает товары, способные удовлетворить эти потребности. При помощи инструментов маркетинга создается и развивается спрос на эти новые товары. Растущий спрос приводит к снижению издержек, что дает возможность снизить цены, благодаря чему на рынок приходят новые группы потребителей.
Рис. 2. Благотворный цикл экономического развития [ 18 ]
Такое расширение рынка привлекает новые инвестиции, которые позволяют получить экономию на масштабе, стимулируют предпринимательскую деятельность и инновацию (разработку усовершенствованных или новых товаров).
3. Создает предпосылки для улучшения среды жизнедеятельности населения, что повышает благополучие общества в целом.
Производители, для того чтобы их товары были востребованы потребителями, вынуждены отказываться от загрязняющих окружающую среду технологий производства, хищнического использования природных ресурсов, т.к. для современного экономически развитого общества характерна трансформация ценностей, в том числе в результате глобальных экологических катастроф. Современные потребители отдают предпочтение товарам тех производителей, деятельность которых не приводит к разрушению среды человеческого обитания.