Финансовые методы регулирования международной торговли

Одним из финансовых методов торговой политики является субсидирование, т. е. предоставление денежных выплат производителям продукции, конкурирующей с импортом, либо экспортной.

По характеру выплат субсидии делятся на:

- прямые – непосредственные выплаты производителю на сумму разницы издержек и доходов;

- косвенные – скрытое датирование через предоставление льгот по уплате налогов, страхования, займов по ставке ниже рыночной и т.д.

также различают внутренние и экспортные субсидии.

Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

В малой стране внутреннее предложение товара составляет Sd, а спрос – Dd. Предложение из-за рубежа неограниченно и составляет Sw по цене Pw. При этом внутреннее производство составит Q 1, потребление – Q 3, импорт – Q 3 Q 1. при введении внутренней субсидии цена на субсидируемый товар уменьшается на размер субсидии и прямая внутреннего предложения передвигается на уровень Ss. Внутреннее производство возрастает до Q 2, импорт сокращается до Q 3 Q 2. при объеме производства Q 2 производитель получает за свой товар цену Ps, которая составит из цены, которую платит потребитель Pw и субсидии PwPs. Расход государства составляет PwPs * Q 2.

В результате введения субсидии возникают следующие экономические эффекты. Часть субсидии попадает в распоряжение более эффективных национальных производителей данного товара в форме производителя – сегмент a. Эффект защиты b возникает в силу того, что неэффективные производители получают возможность продавать свой товар. Как уже отмечалось, при введении внутренней субсидии не происходит повышение цен для потребителей, а, значит, отсутствует эффект потребления, что делает внутреннюю субсидию более предпочтительным инструментом торговой политики по сравнению с квотой или тарифом. Однако, внутренняя субсидия финансируется из бюджета, т.е. за счет налогов.

Экспортная субсидия – финансовый метод товарной политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке и увеличивать экспорт.

Предложение товара из-за рубежа составляет Sw, а спрос данной страны – Dd. Равновесие достигается в точке E – покупатели в импортирующей стране покупают Q 1 товара по цене P w.

Экспортная цена снижается, предложение товара из-за рубежа увеличивается, кривая предложения смещается на уровень S s, рыночное равновесие в точку F. При снижении экспортной цены до уровня Ps условия торговли экспортирующего государства ухудшаются, однако увеличивается количество экспортируемого товара до Q 2. из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок и внутренняя цена увеличивается до Pd. Для определения положительного или отрицательного результата от введения субсидии для экспортирующего государства необходимо соотнести выигрыш от увеличения объема экспорта с потерями от понижения экспортной цены. Кроме того, имеет место финансирование из бюджета (четырехугольник ABFD).

Также следует отметить, что экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО запрещены. Импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта, вправе ввести компенсационные пошлины.

В условиях обострения конкурентной борьбы средством подавления конкурентов может выступать демпинг.

Демпинг – финансовый метод торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может выступать в следующих формах:

- спорадический – эпизодическая продажа товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит в случае превышения внутреннего производства товаров емкости внутреннего рынка;

- преднамеренный – временное сознательное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов и последующего установления монопольных цен;

- постоянный – постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой;

- взаимной – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

В основе демпинга лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Допустим, что в экспортирующей стране I рынок данного товара относительно неэластичен по цене, тогда как в импортирующей стране II его эластичность выше (рис. 5.5).

Рисунок 5.5 – Дискриминация в ценах через демпинг

Пусть D I и D II – спрос на товар в странах I и II соответственно, а предельный уровень доходов составляет MR I и MR II.. На совокупном рынке стран I+II совокупный предельный уровень доходов составляет сумму предельного уровня доходов на каждом из рынков или MR I+II. Пусть предельные издержки у производителя будут равны MC. Оптимальный объем производства, максимизирующий прибыль, предлагает равенство MR и МС и составляет Q I+II.

Если у фирмы есть выбор, где продавать товар – внутри страны или за рубежом, то в целях максимизации прибыли MR должен быть равен МС на каждом из рынков. Если известен оптимальный объем производства на совокупном рынке, можно определить оптимальный объем производства на каждом из рынков. При этом справедливо то же правило: MR = МС. Построив прямую от оптимального уровня предельных издержек в т. Е на графике совокупного рынка, находим точки А и С, показывающие предельный уровень доходов MR I и MR II в каждой из стран. Точки А и С определяют, что для максимизации прибыли производителю выгодно продать Q I товара по более высокой цене РI на внутреннем, менее эластичном рынке и Q II товара по более низкой цене РII на внешнем, более эластичном рынке страны II. В результате возникает ценовая дискриминация местных потребителей, которые покупают товар по более высокой цене, и зарубежных производителей, которые сталкиваются с нечестной конкуренцией со стороны импортных товаров.

Таким образом, необходимыми условиями для осуществления демпинга являются следующие:

- различная эластичность спроса на товар в разных странах – внутри страны она должна быть ниже, чем за рубежом;

- ситуация несовершенной конкуренции, позволяющая производителю диктовать цены;

- сегментированность рынка, что позволяет отделить внутренний рынок от внешнего.

Следует отметить, что демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран. В случае подтверждения факта демпинга страны вводят антидемпинговые пошлины – сборы в размере разницы цен на внутреннем и внешнем рынках, компенсирующие негативные последствия нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: