Водные ресурсы

В соответствии с Водным кодексом РФ, объектом водных отношений (отношений в области использования и охраны вод) является водный объект или его часть. Даны следующие определения водных объектов:

водный объект — это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо недрах, имеющих грани­цы, объем и черты водного режима;

водохозяйственный объект — это сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов;

обособленный водный объект (замкнутый водоем) — это не­большой по площади и непроточный искусственный во­доем, не имеющий гидравлической связи с другими по­верхностными водными объектами.

В зависимости от физико-географических гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяют на несколь­ко категорий:

поверхностные водные объекты — постоянное или вре­менное сосредоточение вод на поверхности суши в фор­мах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты вод­ного режима;

внутренние морские воды — морские воды, расположен­ные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;

территориальное море Российской Федерации — при­брежные морские воды шириной 12 морских миль, отме­ряемых в соответствии с нормами международного пра­ва и российским законодательством;

подземные водные объекты — сосредоточение находящих­ся в гидравлической связи вод в горных породах, имею­щие границы, объем и черты водного режима.

Водные объекты подразделяют также на водные объекты об­щего пользования и водные объекты особого пользования, которы­ми пользуется ограниченный круг лиц.

В России находится более 2,5 млн рек и 2,7 млн озер, что составляет более 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Их неравномерное территориальное распре­деление, большая внутригодовая и многолетняя изменчивость речного стока, который составляет 11% от мировых запасов, затрудняют необходимое обеспечение населения и хозяйствен­ной деятельности водой.

Основой водообеспечения и важней­шим условием эксплуатации гидроэнергетических объектов и судоходства являются поверхностные воды. Из общего их ко­личества около 44% потребляет промышленность (главным образом электроэнергетика — около 70%), 20% — жилищно-коммунальное хозяйство, 26% — сельское хозяйство (в основ­ном орошаемое земледелие — более 80%). Стоимость продук­ции с 1 га орошаемых земель в 3—5 раз выше, чем на неороша­емых. Выполняющий внутренние грузоперевозки водный транспорт экономичней автомобильного в 10 раз и железнодо­рожного — в 1,5-2 раза.

В России установлена государственная собственность на вод­ные объекты, которые не подлежат передаче в собственность му­ниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.

К государственной собственности относятся водные объек­ты, принадлежащие Российской Федерации (федеральная соб­ственность) и ее субъектам, причем водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъек­тов права государственной собственности.

Согласно Водному кодексу РФ, в федеральной собственно­сти находятся:

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны ко­торых расположены на территории двух и более субъек­тов Федерации;

подземные водные объекты, расположенные на территори­ях двух и более субъектов Федерации;

водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетичес­ких систем, федерального транспорта и иных государ­ственных нужд, реализация которых отнесена к полномо­чиям Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

трансграничные (пограничные) водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море РФ;

водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природны­ми территориями федерального значения или представля­ющие собой часть этих территорий;

♦ иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

В собственности субъектов Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъек­та Федерации и не отнесены к федеральной собственности. Пруды и обводненные карьеры могут быть в собственности субъекта Федерации, муниципального образования, физичес­кого и юридического лица. Водные объекты государственной и обособленные водные объекты муниципальной собственности находятся в общем пользовании, если в водоохранных, эко­логических и иных интересах законодательством не предусмот­рено иное, а полоса суши вдоль берегов таких водных объектов (бечевник) предназначается для общего пользования.

Для регулирования оборотоспособности водных объектов в целом и как объектов недвижимости в Водном кодексе РФ установлено:

продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не до­пускаются;

обособленные водные объекты могут переходить от одного лица другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;

отношения по поводу обособленных водных объектов регули­руются водным законодательством в той мере, в какой они не урегулированы гражданским и земельным законо­дательством.

Таким образом, только обособленные водные объекты как отдельные объекты недвижимости или в составе имуществен­ных комплексов могут быть полноправными объектами граж­данского оборота, свободно отчуждаться в рамках действую­щих норм рыночных отношений в пользу физических и юри­дических лиц любых форм собственности.

Помимо регулирования оборотоспособности водных объек­тов в Водном кодексе РФ установлены механизмы приобрете­ния и прекращения прав пользования водными объектами раз­личных видов, осуществления и защиты прав пользования ими. Продажа, залог и другие сделки, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Однако находя­щиеся в государственной собственности водные объекты могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в дол­го- и краткосрочное пользование в зависимости от целей при­менения ресурсного потенциала и экологического состояния этих объектов. Право краткосрочного пользования водным объектом установлено на срок до 3 лет, долгосрочного пользо­вания — от 3 до 25 лет. Законом предусмотрено также право ограниченного пользования водным объектом (публичный и частный водный сервитута).

Предоставление в пользование находящихся в собственно­сти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований водных объектов происходит на основании дого­вора, который в зависимости от их принадлежности заключа­ют исполнительные органы власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Они же устанавли­вают ставки оплаты объектов водопользования, обусловленные целью их эксплуатации: забор (изъятие) водных ресурсов, ис­пользование акватории водных объектов (в том числе для рек­реационных нужд), потребление водных ресурсов (без их изъя­тия) для производства электроэнергии.

Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает: плату за пользование водными объектами (водный налог) и плату, направляемую на восстановление и ох­рану водных объектов. Эти платежи поступают в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, на территории кото­рых используют водные объекты, однако вторую плату можно также частично перечислять и в местные бюджеты.

5. имущественные комплексы

В собственности государства находится имущество бо­лее 3500 государственных унитарных предприятий, доли в 2950 акционерных обществах, около 1,7 млн объектов недви­жимости страны, 20% всех основных фондов.

Методически важные выводы следуют из определения пред­приятия как недвижимости, которое исходит из трактовки предприятия как имущественного комплекса. В его состав включены различные виды движимого и недвижимого имуще­ства, а также другие виды объектов гражданского права, орга­низационно, технологически и т. д. связанные между собой и необходимые для обеспечения деятельности данного предпри­ятия. Здесь к недвижимым вещам — компонентам имуществен­ного комплекса предприятия относятся земельные участки, зда­ния и сооружения; к движимым — оборудование и инвентарь, продукция и сырье и др.; тогда как права на обозначения, ин­дивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (например, название фирмы, торговая марка), являют­ся объектами нематериальных благ. Все названные компонен­ты в совокупности необходимы для нормального функциони­рования предприятия, имущественный комплекс которого в результате трактуют как сложную вещь с важными правовыми последствиями, такими, что действия сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Все компоненты имущественного комплекса не обязатель­но должны быть в полной собственности, а могут находиться в различных формах владения и пользования. Так, необходи­мые для обеспечения деятельности предприятия земельные участки, участки недр, водные объекты чаще всего находятся во временном пользовании, и отношения собственности при­менительно к ним регулируют специальными нормами земле-, лесо-, водо- и недропользования. В свою очередь, требуемое по технологии производства уникальное оборудование могут ис­пользовать в рамках арендного договора или по схемам ли­зинга с правом выкупа (или без такового) по окончании срока договора. Аналогичная схема временного возмездного пользо­вания возможна применительно к торговой марке, наименова­нию предприятия.

Введение и использование в системе определений недвижи­мости понятий имущественных комплексов как сложных ве­щей весьма конструктивно. Именно понятие сложной вещи позволяет объединять разнородные виды вещей и объектов права, такие как: различные недвижимые и движимые вещи,

результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага.

Тогда, наряду с отмеченными в ГК РФ предприятиями, к подобной правовой схеме представления имущественных комплексов можно привести такие сложные объекты, как: па­мятники истории, культуры и архитектуры; природные охран­ные зоны; городские ландшафтные комплексы и т. п. При этом общей для приведенного перечня имущественных комплексов является неразрывная организационно-технологическая, архи­тектурная, функциональная и т. д. связь компонентов, из ко­торых они составлены, а именно:

♦ отдельные объекты недвижимости (земельные участки, здания и сооружения, монументы, парковые ансамбли, ограждения, искусственные водные объекты, инженерно-технические сооружения и коммуникации и др.);

♦ движимые вещи (выдающиеся художественные элементы интерьера, культурные ценности в помещениях объектов-памятников, исторические предметы, уникальные биб­лиотеки и коллекции, необходимое для эксплуатации оборудование и т. д.);

♦ именные знаки принадлежности (например, Завод «Серп и молот», МГУ им. Ломоносова, усадьба Л. Н Толстого «Ясная Поляна», Киево-Печерская лавра и др.).

Как важную разновидность имущественных комплексов, находящихся в государственной собственности напрямую или опосредованным образом (через владение 100% или конт­рольным пакетом акций в акционерных обществах с государ­ственным участием), следует выделить системы производ­ственной и социальной инфраструктуры. В их числе: сети же­лезных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральные трубопроводные системы, имущественные комплексы сферы здравоохранения, образования, социальной защиты населения и другие. Это, с одной стороны, одни из наиболее капиталоемких и, с другой стороны, жизненно необ­ходимых для общества (и потому требующих особо качествен­ного управления) объектов государственной собственности. Их качественное содержание и отвечающее растущим требовани­ям общества развитие является важной задачей государственного управления. Решение проблемы своевременного (в ряде случаев — опережающего) инфраструктурного обеспечения является определяющим, например, в освоении новых терри­торий, их ресурсного потенциала. И здесь государство должно выступать активным участником, инициатором и полноцен­ным партнером во взаимодействиях с частным сектором.

В процессах приватизации, проводимых рыночных реформ и государственной регистрации прав на недвижимое имуще­ство и сделок с ним в российской практике получила распро­странение и признание такая модификация понятия имуще­ственного комплекса предприятия, как производственно-тех­нологический комплекс (ПТК). При этом ПТК отличают от имущественного комплекса предприятия целенаправленным включением в его состав более узкого и конкретного перечня движимых и недвижимых вещей, а именно, совокупности тех­нологически, организационно и экономически связанных объектов, непосредственно предназначенных обеспечить фун­кционирование данной технологической линии, цеха, авто­номного производства. Так, в отраслях топливно-энергетичес­кого комплекса это могут быть, например, ПТК, выделенные из общего состава компаний и специализирующиеся на добы­че, транспортировке, хранении и поставке топлива и энергии его конечным потребителям. При этом указанное целевое вы­деление имущества ПТК может быть продиктовано перспекти­вами производимых в компаниях реформ, потребностями при­влечения инвестиций в конкретные проекты, а также возмож­ностями автономного вовлечения данного ПТК в гражданский оборот именно за счет его вычленения из общего, более гро­моздкого и менее оборотоспособного имущественного комп­лекса предприятия в целом.

Существенно, что крупномасштабные ПТК, в свою очередь, могут состоять из серии ПТК — производственно-технологи­ческих комплексов следующих уровней организационно-тех­нологической и функциональной детализации. При этом ко­личество и состав конкретных ПТК на каждом из уровней опре­деляют исходя из характерных отраслевых особенностей и целевого назначения подобного многоуровневого представления, например, для обеспечения процедур государственной регис­трации или обоснования адресного привлечения инвестиций в развитие ПТК соответствующего уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: