В соответствии с Водным кодексом РФ, объектом водных отношений (отношений в области использования и охраны вод) является водный объект или его часть. Даны следующие определения водных объектов:
♦ водный объект — это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо недрах, имеющих границы, объем и черты водного режима;
♦ водохозяйственный объект — это сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов;
♦ обособленный водный объект (замкнутый водоем) — это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
В зависимости от физико-географических гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяют на несколько категорий:
♦ поверхностные водные объекты — постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима;
♦ внутренние морские воды — морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;
|
|
♦ территориальное море Российской Федерации — прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и российским законодательством;
♦ подземные водные объекты — сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющие границы, объем и черты водного режима.
Водные объекты подразделяют также на водные объекты общего пользования и водные объекты особого пользования, которыми пользуется ограниченный круг лиц.
В России находится более 2,5 млн рек и 2,7 млн озер, что составляет более 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Их неравномерное территориальное распределение, большая внутригодовая и многолетняя изменчивость речного стока, который составляет 11% от мировых запасов, затрудняют необходимое обеспечение населения и хозяйственной деятельности водой.
Основой водообеспечения и важнейшим условием эксплуатации гидроэнергетических объектов и судоходства являются поверхностные воды. Из общего их количества около 44% потребляет промышленность (главным образом электроэнергетика — около 70%), 20% — жилищно-коммунальное хозяйство, 26% — сельское хозяйство (в основном орошаемое земледелие — более 80%). Стоимость продукции с 1 га орошаемых земель в 3—5 раз выше, чем на неорошаемых. Выполняющий внутренние грузоперевозки водный транспорт экономичней автомобильного в 10 раз и железнодорожного — в 1,5-2 раза.
В России установлена государственная собственность на водные объекты, которые не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.
|
|
Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.
К государственной собственности относятся водные объекты, принадлежащие Российской Федерации (федеральная собственность) и ее субъектам, причем водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права государственной собственности.
Согласно Водному кодексу РФ, в федеральной собственности находятся:
♦ поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов Федерации;
♦ подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Федерации;
♦ водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
♦ водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
♦ трансграничные (пограничные) водные объекты;
♦ внутренние морские воды;
♦ территориальное море РФ;
♦ водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
♦ иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
В собственности субъектов Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Федерации и не отнесены к федеральной собственности. Пруды и обводненные карьеры могут быть в собственности субъекта Федерации, муниципального образования, физического и юридического лица. Водные объекты государственной и обособленные водные объекты муниципальной собственности находятся в общем пользовании, если в водоохранных, экологических и иных интересах законодательством не предусмотрено иное, а полоса суши вдоль берегов таких водных объектов (бечевник) предназначается для общего пользования.
Для регулирования оборотоспособности водных объектов в целом и как объектов недвижимости в Водном кодексе РФ установлено:
♦ продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются;
♦ обособленные водные объекты могут переходить от одного лица другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;
♦ отношения по поводу обособленных водных объектов регулируются водным законодательством в той мере, в какой они не урегулированы гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, только обособленные водные объекты как отдельные объекты недвижимости или в составе имущественных комплексов могут быть полноправными объектами гражданского оборота, свободно отчуждаться в рамках действующих норм рыночных отношений в пользу физических и юридических лиц любых форм собственности.
Помимо регулирования оборотоспособности водных объектов в Водном кодексе РФ установлены механизмы приобретения и прекращения прав пользования водными объектами различных видов, осуществления и защиты прав пользования ими. Продажа, залог и другие сделки, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Однако находящиеся в государственной собственности водные объекты могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в долго- и краткосрочное пользование в зависимости от целей применения ресурсного потенциала и экологического состояния этих объектов. Право краткосрочного пользования водным объектом установлено на срок до 3 лет, долгосрочного пользования — от 3 до 25 лет. Законом предусмотрено также право ограниченного пользования водным объектом (публичный и частный водный сервитута).
|
|
Предоставление в пользование находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований водных объектов происходит на основании договора, который в зависимости от их принадлежности заключают исполнительные органы власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Они же устанавливают ставки оплаты объектов водопользования, обусловленные целью их эксплуатации: забор (изъятие) водных ресурсов, использование акватории водных объектов (в том числе для рекреационных нужд), потребление водных ресурсов (без их изъятия) для производства электроэнергии.
Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает: плату за пользование водными объектами (водный налог) и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Эти платежи поступают в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, на территории которых используют водные объекты, однако вторую плату можно также частично перечислять и в местные бюджеты.
5. имущественные комплексы
В собственности государства находится имущество более 3500 государственных унитарных предприятий, доли в 2950 акционерных обществах, около 1,7 млн объектов недвижимости страны, 20% всех основных фондов.
Методически важные выводы следуют из определения предприятия как недвижимости, которое исходит из трактовки предприятия как имущественного комплекса. В его состав включены различные виды движимого и недвижимого имущества, а также другие виды объектов гражданского права, организационно, технологически и т. д. связанные между собой и необходимые для обеспечения деятельности данного предприятия. Здесь к недвижимым вещам — компонентам имущественного комплекса предприятия относятся земельные участки, здания и сооружения; к движимым — оборудование и инвентарь, продукция и сырье и др.; тогда как права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (например, название фирмы, торговая марка), являются объектами нематериальных благ. Все названные компоненты в совокупности необходимы для нормального функционирования предприятия, имущественный комплекс которого в результате трактуют как сложную вещь с важными правовыми последствиями, такими, что действия сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.
|
|
Все компоненты имущественного комплекса не обязательно должны быть в полной собственности, а могут находиться в различных формах владения и пользования. Так, необходимые для обеспечения деятельности предприятия земельные участки, участки недр, водные объекты чаще всего находятся во временном пользовании, и отношения собственности применительно к ним регулируют специальными нормами земле-, лесо-, водо- и недропользования. В свою очередь, требуемое по технологии производства уникальное оборудование могут использовать в рамках арендного договора или по схемам лизинга с правом выкупа (или без такового) по окончании срока договора. Аналогичная схема временного возмездного пользования возможна применительно к торговой марке, наименованию предприятия.
Введение и использование в системе определений недвижимости понятий имущественных комплексов как сложных вещей весьма конструктивно. Именно понятие сложной вещи позволяет объединять разнородные виды вещей и объектов права, такие как: различные недвижимые и движимые вещи,
результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага.
Тогда, наряду с отмеченными в ГК РФ предприятиями, к подобной правовой схеме представления имущественных комплексов можно привести такие сложные объекты, как: памятники истории, культуры и архитектуры; природные охранные зоны; городские ландшафтные комплексы и т. п. При этом общей для приведенного перечня имущественных комплексов является неразрывная организационно-технологическая, архитектурная, функциональная и т. д. связь компонентов, из которых они составлены, а именно:
♦ отдельные объекты недвижимости (земельные участки, здания и сооружения, монументы, парковые ансамбли, ограждения, искусственные водные объекты, инженерно-технические сооружения и коммуникации и др.);
♦ движимые вещи (выдающиеся художественные элементы интерьера, культурные ценности в помещениях объектов-памятников, исторические предметы, уникальные библиотеки и коллекции, необходимое для эксплуатации оборудование и т. д.);
♦ именные знаки принадлежности (например, Завод «Серп и молот», МГУ им. Ломоносова, усадьба Л. Н Толстого «Ясная Поляна», Киево-Печерская лавра и др.).
Как важную разновидность имущественных комплексов, находящихся в государственной собственности напрямую или опосредованным образом (через владение 100% или контрольным пакетом акций в акционерных обществах с государственным участием), следует выделить системы производственной и социальной инфраструктуры. В их числе: сети железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральные трубопроводные системы, имущественные комплексы сферы здравоохранения, образования, социальной защиты населения и другие. Это, с одной стороны, одни из наиболее капиталоемких и, с другой стороны, жизненно необходимых для общества (и потому требующих особо качественного управления) объектов государственной собственности. Их качественное содержание и отвечающее растущим требованиям общества развитие является важной задачей государственного управления. Решение проблемы своевременного (в ряде случаев — опережающего) инфраструктурного обеспечения является определяющим, например, в освоении новых территорий, их ресурсного потенциала. И здесь государство должно выступать активным участником, инициатором и полноценным партнером во взаимодействиях с частным сектором.
В процессах приватизации, проводимых рыночных реформ и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в российской практике получила распространение и признание такая модификация понятия имущественного комплекса предприятия, как производственно-технологический комплекс (ПТК). При этом ПТК отличают от имущественного комплекса предприятия целенаправленным включением в его состав более узкого и конкретного перечня движимых и недвижимых вещей, а именно, совокупности технологически, организационно и экономически связанных объектов, непосредственно предназначенных обеспечить функционирование данной технологической линии, цеха, автономного производства. Так, в отраслях топливно-энергетического комплекса это могут быть, например, ПТК, выделенные из общего состава компаний и специализирующиеся на добыче, транспортировке, хранении и поставке топлива и энергии его конечным потребителям. При этом указанное целевое выделение имущества ПТК может быть продиктовано перспективами производимых в компаниях реформ, потребностями привлечения инвестиций в конкретные проекты, а также возможностями автономного вовлечения данного ПТК в гражданский оборот именно за счет его вычленения из общего, более громоздкого и менее оборотоспособного имущественного комплекса предприятия в целом.
Существенно, что крупномасштабные ПТК, в свою очередь, могут состоять из серии ПТК — производственно-технологических комплексов следующих уровней организационно-технологической и функциональной детализации. При этом количество и состав конкретных ПТК на каждом из уровней определяют исходя из характерных отраслевых особенностей и целевого назначения подобного многоуровневого представления, например, для обеспечения процедур государственной регистрации или обоснования адресного привлечения инвестиций в развитие ПТК соответствующего уровня.