Интеллектуальная собственность представляет собой специфический объект управления, обладающий рядом характерных особенностей, значимость которых в условиях перехода к инновационной экономике возрастает. Интеллектуальная собственность — это совокупность правовых отношений по поводу владения, распоряжения и использования продуктов интеллектуальной деятельности, исключительные права на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации. Объектами интеллектуальной собственности признаются объекты промышленной и литературной (художественной) собственности, механизмы формирования и охраны которых едины, тогда как условия коммерциализации в некоторой степени отличаются. Согласно классификации Всемирной орга-
низации интеллектуальной собственности (ВОИС), объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы и искусства; исполнительская деятельность артистов, звукозаписи, радио- и телевизионные передачи; изобретения во всех отраслях человеческой деятельности; промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения.
|
|
К произведениям науки, литературы и искусства, как объектов авторских прав, относят: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.
Исполнительская деятельность артистов, звукозаписи, радио- и телевизионные передачи являются объектом смежных (с авторскими) прав, к числу которых также отнесены аранжировки и режиссерская деятельность. Смежное право возникает только при наличии авторского и также является объектом, защищенным правом интеллектуальной собственности. Данные две категории объектов интеллектуальной собственности относятся к категории литературной (художественной) собственности.
Изобретением признается решение технической задачи, относящееся к материальному объекту — продукту, или процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств — способу (необходимо отметить, что в отличие от законодательств промышленно развитых
|
|
государств, в российском законодательстве этому понятию дано правовое определение). Являясь объектом права авторства, изобретение не является объектом авторских прав, так как в отношении права на изобретение действуют принципы регистрации и независимости. Принцип регистрации предполагает, что право на изобретение возникает только в результате его (изобретения) государственной регистрации (а не автоматически в силу международного договора). Принцип независимости означает, что право на изобретение не действует за пределами государства регистрации.
Промышленный образец представляет собой объект интеллектуальных прав, относящийся к внешнему виду, дизайну и эргономическим свойствам изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Условиями патентоспособности промышленного образца являются новизна и оригинальность, в его отношении также действуют принципы регистрации и независимости.
Товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц. Знак обслуживания — обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» выделяют несколько видов товарных знаков (знаков обслуживания): словесные; изобразительные; объемные; иные обозначения.
Фирменное наименование представляет собой обозначение юридического лица, позволяющее отличить его от других участников экономического оборота, идентифицировать его. В России фирменное наименование охраняется в соответствии с ГК РФ. Организация, фирменное наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на него. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на него обязано возместить причиненные убытки.
Коммерческое обозначение — это средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий. Основным
отличием коммерческого обозначения от фирменного наименования является то, что коммерческое обозначение не должно быть указано в учредительных документах организации и не подлежит регистрации. Оно является средством индивидуализации не организации или индивидуального предпринимателя, а предприятия как имущественного комплекса. Коммерческое обозначение индивидуализирует принадлежащее организации или предпринимателю предприятие (бизнес) путем нанесения этого обозначения на вывесках, выпускаемых товарах, использования его в объявлениях и рекламе. В России коммерческие обозначения также охраняются.
В силу существенного разнообразия объектов интеллектуальной собственности и обусловленных этим особенностей их правового регулирования, а также глобализации процессов управления интеллектуальной собственностью, представляется необходимым представить краткий обзор нормативных правовых актов, регулирующих использование результатов интеллектуального труда как в Российской Федерации, так и в мире.