Понятие и сущность интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность представляет собой спе­цифический объект управления, обладающий рядом характер­ных особенностей, значимость которых в условиях перехода к инновационной экономике возрастает. Интеллектуальная соб­ственность — это совокупность правовых отношений по пово­ду владения, распоряжения и использования продуктов интел­лектуальной деятельности, исключительные права на результа­ты творческой деятельности и средства индивидуализации. Объектами интеллектуальной собственности признаются объекты промышленной и литературной (художественной) собственности, механизмы формирования и охраны которых едины, тогда как условия коммерциализации в некоторой сте­пени отличаются. Согласно классификации Всемирной орга-

низации интеллектуальной собственности (ВОИС), объектами интеллектуальной собственности являются произведения на­уки, литературы и искусства; исполнительская деятельность артистов, звукозаписи, радио- и телевизионные передачи; изобретения во всех отраслях человеческой деятельности; про­мышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения.

К произведениям науки, литературы и искусства, как объек­тов авторских прав, относят: литературные произведения; дра­матические и музыкально-драматические, сценарные произведе­ния; хореографические произведения и пантомимы; музыкаль­ные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведе­ния изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусст­ва, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и маке­тов; фотографические произведения и произведения, получен­ные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к дру­гим наукам; другие произведения.

Исполнительская деятельность артистов, звукозаписи, ра­дио- и телевизионные передачи являются объектом смежных (с авторскими) прав, к числу которых также отнесены аранжи­ровки и режиссерская деятельность. Смежное право возникает только при наличии авторского и также является объектом, защищенным правом интеллектуальной собственности. Дан­ные две категории объектов интеллектуальной собственнос­ти относятся к категории литературной (художественной) собственности.

Изобретением признается решение технической задачи, от­носящееся к материальному объекту — продукту, или процес­су осуществления действий над материальным объектом с по­мощью материальных средств — способу (необходимо отме­тить, что в отличие от законодательств промышленно развитых

государств, в российском законодательстве этому понятию дано правовое определение). Являясь объектом права автор­ства, изобретение не является объектом авторских прав, так как в отношении права на изобретение действуют принципы регистрации и независимости. Принцип регистрации предпо­лагает, что право на изобретение возникает только в результа­те его (изобретения) государственной регистрации (а не авто­матически в силу международного договора). Принцип незави­симости означает, что право на изобретение не действует за пределами государства регистрации.

Промышленный образец представляет собой объект интеллек­туальных прав, относящийся к внешнему виду, дизайну и эр­гономическим свойствам изделия промышленного или кустар­но-ремесленного производства. Условиями патентоспособности промышленного образца являются новизна и оригинальность, в его отношении также действуют принципы регистрации и не­зависимости.

Товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализа­ции товаров юридических или физических лиц. Знак обслужи­вания — обозначение, служащее для индивидуализации выпол­няемых работ или оказываемых услуг юридических или физи­ческих лиц. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» выделяют не­сколько видов товарных знаков (знаков обслуживания): словес­ные; изобразительные; объемные; иные обозначения.

Фирменное наименование представляет собой обозначение юридического лица, позволяющее отличить его от других участников экономического оборота, идентифицировать его. В России фирменное наименование охраняется в соответ­ствии с ГК РФ. Организация, фирменное наименование кото­рой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исклю­чительное право на него. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по тре­бованию обладателя права на него обязано возместить причи­ненные убытки.

Коммерческое обозначение — это средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий. Основным

отличием коммерческого обозначения от фирменного наиме­нования является то, что коммерческое обозначение не долж­но быть указано в учредительных документах организации и не подлежит регистрации. Оно является средством индивидуали­зации не организации или индивидуального предпринимателя, а предприятия как имущественного комплекса. Коммерческое обозначение индивидуализирует принадлежащее организации или предпринимателю предприятие (бизнес) путем нанесения этого обозначения на вывесках, выпускаемых товарах, исполь­зования его в объявлениях и рекламе. В России коммерческие обозначения также охраняются.

В силу существенного разнообразия объектов интеллекту­альной собственности и обусловленных этим особенностей их правового регулирования, а также глобализации процессов управления интеллектуальной собственностью, представляется необходимым представить краткий обзор нормативных право­вых актов, регулирующих использование результатов интел­лектуального труда как в Российской Федерации, так и в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: