Цель занятия: 1. Изучить анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. 2. Освоить методику обследования органов дыхания у детей раннего и старшего возраста. 3. Познакомиться с семиотикой заболеваний органов дыхания в детском возрасте.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
I. Анатомо-физиологические особенности верхних дыхательных путей (нос, глотка, гортань). 2. Анатомо-физиологические особенности нижних отделов дыхательных путей (трахея, бронхи, альвеолы). 3. Особенности гистологического строения бронхов и легочной ткани. 4. Сегментарное строение легких. 5. Функциональные особенности дыхательной системы ребенка: а) ритм и частота дыхания, б) глубина и относительный объем дыхания, в) регуляция дыхания, г) газообмен. 6. Особенности перкуссии и аускультации легких у детей. 7. Семиотика основных поражений дыхательной системы у детей. 8. Клинические признаки дыхательной недостаточности. 9. Характер голоса, крика, кашля.
II. Самостоятельная работа в клинике.
1. При обследовании здоровых детей раннего возраста обратить внимание на особенности строения грудной клетки, на частоту и ритм дыхания. 2. Особенности перкуссии легких у детей различного возраста. 3. Особенности аускультации легких у детей различного возраста. 4. Особенности осмотра зева у детей. 5. Обследовать детей с патологией органов дыхания (острые, рецидивирующие и затяжные пневмонии, пневмонии с обструктивным синдромом, бронхиальная астма). При этом провести осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию органов дыхания: а) у детей первых месяцев жизни, больных пневмонией, отметить цианоз носогубного треугольника, раздувание крыльев носа, слабый крик, втяжение уступчивых мест грудной клетки; б) у больных со сливной или стафилококковой пневмонией обратить внимание на тяжесть состояния ребенка, обусловленную выраженными проявлениями интоксикации и ДН, на своеобразие перкуторных и аускультативных данных; в) у больных с аденосинусопневмопатией обратить внимание на частые ОРВИ в анамнезе, затрудненное носовое дыхание, аденоидный тип лица, некоторую тугоухость и др.; г) у больных с бронхиальной астмой (приступный период) обратить внимание на вынужденное положение ребенка, проявления кислородной недостаточности (цианоз, тахипноэ, одышка экспираторного типа, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, коробочный оттенок перкуторного звука, жесткое дыхание с удлиненным и затрудненным выдохом, на фоне которого определяются звучные сухие и разнокалиберные влажные хрипы слышные на расстоянии).