Методика исследования. Семиотика поражений

Цель занятия: 1. Изучить анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. 2. Освоить методику обследования органов дыхания у детей раннего и старшего возраста. 3. Познакомиться с семиотикой заболеваний орга­нов дыхания в детском возрасте.

I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.

I. Анатомо-физиологические особенности верхних дыха­тельных путей (нос, глотка, гортань). 2. Анатомо-физиологи­ческие особенности нижних отделов дыхательных путей (тра­хея, бронхи, альвеолы). 3. Особенности гистологического строения бронхов и легочной ткани. 4. Сегментарное строе­ние легких. 5. Функциональные особенности дыхательной си­стемы ребенка: а) ритм и частота дыхания, б) глубина и от­носительный объем дыхания, в) регуляция дыхания, г) газо­обмен. 6. Особенности перкуссии и аускультации легких у де­тей. 7. Семиотика основных поражений дыхательной системы у детей. 8. Клинические признаки дыхательной недостаточности. 9. Характер голоса, крика, кашля.

II. Самостоятельная работа в клинике.

1. При обследовании здоровых детей раннего возраста об­ратить внимание на особенности строения грудной клетки, на частоту и ритм дыхания. 2. Особенности перкуссии легких у детей различного возраста. 3. Особенности аускультации легких у детей различного возраста. 4. Особенности осмотра зева у детей. 5. Обследовать детей с патологией органов ды­хания (острые, рецидивирующие и затяжные пневмонии, пневмонии с обструктивным синдромом, бронхиальная астма). При этом провести осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию органов дыхания: а) у детей первых месяцев жизни, больных пневмонией, отметить цианоз носогубного треуголь­ника, раздувание крыльев носа, слабый крик, втяжение уступ­чивых мест грудной клетки; б) у больных со сливной или стафилококковой пневмонией обратить внимание на тяжесть состояния ребенка, обусловленную выраженными проявления­ми интоксикации и ДН, на своеобразие перкуторных и аускультативных данных; в) у больных с аденосинусопневмопатией обратить внимание на частые ОРВИ в анамнезе, затрудненное носовое дыхание, адено­идный тип лица, некоторую тугоухость и др.; г) у больных с бронхиальной астмой (приступный период) обратить внима­ние на вынужденное положение ребенка, проявления кисло­родной недостаточности (цианоз, тахипноэ, одышка экспира­торного типа, участие в акте дыхания вспомогательной мус­кулатуры, коробочный оттенок перкуторного звука, жесткое дыхание с удлиненным и затрудненным выдохом, на фоне которого определя­ются звучные сухие и разнокалиберные влажные хрипы слышные на расстоянии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: