Семиотика поражений этих систем

Цель занятия: 1. Изучить анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфати­ческой, костной и мышечной систем в детском возрасте. 2. Освоить методику исследования этих систем у детей. 3. По­знакомиться с семиотикой поражения.

I. Основные вопросы для самостоятельного изучения. 1. Особенности морфологического строения кожи у детей раннего возраста. 2. Особенности функции сальных и потовых желез. 3. Функциональные особенности кожи у детей раннего возраста. 4. Особенности подкожно-жировой клетчатки у де­тей. 5. Морфологические особенности лимфатических узлов у детей раннего возраста. 6. Основные группы перифериче­ских лимфоузлов. 7. Особенности функции лимфатических уз­лов в зависимости от возраста. 8. Семиотика поражений лим­фатического аппарата. 9. Морфологические особенности мы­шечной системы у детей раннего возраста. 10. Функциональ­ные особенности мышечной системы у детей разного возраста (электровозбудимость, хронаксия, механическая возбудимость и др.). 11. Семиотика поражений мышечной системы у детей. 12. Морфологические особенности костной ткани и надкост­ницы у детей. 13. Особенности строения костного скелета де­тей раннего возраста. 14. Особенности роста плоских и труб­чатых костей, сроки появления основных ядер окостенения. 15. Сроки появления молочных и постоянных зубов. 16. Се­миотика основных поражений костной системы. П. Самостоятельная работа в клинике. 1. Необходимо обследовать здоровых детей разного воз­раста (1–2 месяца, второго полугодия, 1-го года жизни и бо­лее старшего возраста), а также больных с различными за­болеваниями этих систем. 2. При обследовании кожи детей раннего возраста обратить внимание на ее тонкость, эластич­ность, легкую ранимость, богатство кровеносными сосудами, хорошее развитие пушкового волоса (lanugo) и сальных желез, слабое развитие потовых желез. 3. Изучить клинические проявления потницы, опрелостей, экссудативного диатеза, желтухи, пио­дермии и др. 4. Сделать заключение о состоянии основных функций кожи у детей раннего возраста. 5. Оценить состоя­ние подкожно-жировой клетчатки у детей раннего возраста (степень се развития, равномерность распределения, толщина складки на различных уровнях тела). Определить тургор тканей. 6. Сделать заключение о состоянии питания ребенка в зависимости от выраженности подкожно-жировой клетчатки (нормотрофия, гипотрофия, паратрофия). 7. Про­вести пальпацию всех групп периферических лимфоузлов, оценить их величину, эластичность, подвижность, чувстви­тельность и т.д. Сделать заключение. 8. При обследовании мышечной системы у детей раннего возраста обратить вни­мание на слабое развитие мускулатуры, гипертонус в группе сгибателей верхних и нижних конечностей. 9. При обследо­вании больных с рахитом обратить внимание на их отстава­ние в физическом развитии, явления мышечной гипотонии, замедленное развитие статических функций, симптомы «перо­чинного ножа», «дряблых плеч», «лягушачьего живота» и др. 10. При обследовании костной системы у детей раннего воз­раста обратить внимание на строение черепа – величину и форму большого родничка, сроки его закрытия; преобладание мозговой части черепа над лицевой, сроки и последователь­ность появления зубов. При осмотре грудной клетки – на го­ризонтальное расположение ребер, их податливость. Оценить влияние особенностей строения грудной клетки на характер дыхания ребенка. При осмотре позвоночника – на его изгибы и сроки их появления. Обратить внимание на особенности верхних и нижних конечностей. 11. При обследовании боль­ных с рахитом обратить внимание на форму и размеры го­ловы, состояние краев большого родничка; выявить и охарак­теризовать изменения в конфигурации черепа (краниотабес, теменные и лобные бугры). Отметить изменения в строении грудной клетки («куриная грудь», «грудь сапожника», «ре­берные четки», «гаррисонова борозда»); позвоночника – лор­доз, кифоз, сколиоз; «рахитические браслеты» и «нити жем­чуга» на верхних конечностях, «О» и «Х»-образные искривле­ния нижних конечностей. Отметить характер поражения зубов (позднее и неправильное прорезывание, циркулярный кари­ес). 12. Сделать заключение о влиянии рахита на организм ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: