Цель занятия: 1. Изучить анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. 2. Освоить методику обследования детей с патологией органов кроветворения. 3. Познакомиться с семиотикой поражения кроветворной системы в детском возрасте.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
I. Возрастные особенности кроветворной системы у детей (стадийность кроветворения в онтогенезе). 2. Возрастные морфологические и функциональные особенности периферической крови (особенно обратить внимание на измениние красной и белой крови на первом году жизни). 3. Первый и второй перекрест кривой нейтрофилов и кривой лимфоцитов. 4. Обмен железа в организме ребенка. 5. Потребность ребенка в железе на 1 кг веса на 1-ом году жизни. 6. Понятие о гемином и негеминном железе. 7. Понятие о медуллярном и экстрамеделлярном кроветворении. 8.Клинические проявления наиболее часто встречаемых форм анемий у детей раннего возраста: клинико-гематологические признаки дефицитных, гипо- и апластических, постгеморрагических анемий. 9. Анемии недоношенных детей (период «ранней» и «поздней» анемии).
II. Самостоятельная работа в клинике.
Обследовать 3–4 больных с различными формами анемии. Сбор анамнеза и объективное исследование больных: 1. Исследование больного с дефицитной анемией 1-го или 2-го года жизни, родившегося доношенным: а) жалобы больного при поступлении в клинику и на день курации; б) анамнестические данные: состояние здоровья матери во время беременности, характер ее питания, характер вскармливания ребенка (одностороннее молочное или углеводное питание), перенесенные заболевания ребенка; обратить внимание на неблагоприятный преморбидный фон (рахит, экссудативно-катаральный диатез, хронические расстройства питания, тяжелые бытовые условия, нарушения санитарно-гигиенического ухода за ребенком и др.). Сделать заключение по анамнезу; в) объективное исследование по системам: бледность кожных покровов и слизистых оболочек, сухость кожи, ломкость ногтей и волос, вялость больного; изменения со стороны сердечнососудистой системы (тахикардия, систолический шум на верхушке сердца); изменения со стороны желудочно-кишечного тракта (нарушение или извращение аппетита, диспепсии и др.); размеры печени, селезенки и периферических лимфоузлов. Сделать заключение; г) результаты дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования: количество эритроцитов, гемоглобина, цветной показатель, изменение формы и величины эритроцитов, количество ретикулоцитов, тромбоцитов, лейкоцитарная формула, СОЭ; оценить осмотическую стойкость эритроцитов, кривую Прайс-Джонса, содержание железа и меди в сыворотке крови и т. д.; изучить данные ЭКГ, ФКГ, рентгеновского исследования грудной клетки, показатели кислотности желудочного сока и копрограммы; 2. Обследование недоношенного ребенка 3–12 месяцев жизни, страдающего гипохромной анемией. Сравнить полученные результаты. 3. Обследовать больного гипопластической анемией в возрасте до 3–4 лет жизни: выяснить врожденный или приобретенный характер заболевания (оценить влияние физических, химических или медикаментозных факторов, влияние инфекции и аллергии); оценить результаты исследования костно-мозгового пунктата; наметить и обосновать лечение (стероидные гормоны, спленэктомия, пересадка костного мозга и др.). 4. Обследовать больного анемической формой гемолитической болезни новорожденного – ГБН по Rh или АВО несовместимости: выяснить групповую и резус-принадлежность родителей; оценить акушерский анамнез матери (наличие резус-антител (проба Кумбса) в крови и их титр); обратить внимание на резкую бледность ребенка, отсутствие выраженных изменений со стороны ЦНС и внутренних органов, низкий уровень эритроцитов и НЬ, высокое содержание ретикулоцитов и повышенное количество непрямого билирубина в сыворотке крови; обосновать лечение и прогноз. 5. Чтение гемограмм здоровых детей разного возраста и больных детей с различной патологией.