Цель занятия: 1. Ознакомиться с анатомо-физиологическими и гистологическими особенностями сердечно-сосудистой системы у детей.
2. Приобрести практические навыки по методике объективного обследования сердечно-сосудистой системы у детей различного возраста. 3. Освоить основные показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей. 4. Освоить семиотику поражений сердечно-сосудистой системы в детском возрасте.
I. Основные вопросы, подлежащие самостоятельному изучению.
1. Особенности внутриутробного (плацентарного) кровообращения. 2. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы новорожденного (вес сердца, границы относительной сердечной тупости, характер тонов сердца, частота сердечного ритма, особенности иннервации сердца).
3. Особенности сосудистой системы: крупных сосудов (аорты и легочной артерии), системы капилляров микроциркуляторного русла. 4. Возрастные особенности пульса: частота пульса и его характер, клиническая интерпретация изменений частоты и характера пульса. 5. Возрастные нормативы артериального давления: уровень максимального давления; уровень минимального давления, понятие пульсового давления; клиническая интерпретация изменений АД у детей в различные периоды детского возраста. 6. Основные особенности ЭКГ здоровых детей и другие инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы в детском возрасте. 7. Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы у детей: общие симптомы поражения сердечно-сосудистой системы; частота и генез функциональных шумов у детей; дифференциальная диагностика функциональных и органических шумов. 8. Клинический синдром «юношеского сердца». 9. Признаки поражения мио-, эндо- и перикарда. 10. Семиотика наиболее частых врожденных пороков сердца (врожденные миокардиопатии, врожденные пороки сердца). 11. Семиотика приобретенных пороков сердца (в плане дифференциального диагноза). 12. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы.
|
|
II. Самостоятельная работа в клинике.
Знакомство с методикой исследования сердечно-сосудистой системы: 1. Сбор и оценка анамнеза; выявление факторов, способствующих поражению сердечно-сосудистой системы (особо обратить внимание на 1-й критический период развития плода – период формирования основных отделов сердечно-сосудистой системы). 2. Перенесенные заболевания ребенка. 3. Оценка общих симптомов поражения сердечно-сосудистой системы (наличие деформации над областью сердца, общего цианоза, акроцианоза, пульсации сосудов, отеков и др.). 4. Определить визуально и пальпаторно верхушечный толчок. 5. Наличие систолического дрожания. 6. Перкуссия относительной и абсолютной сердечной тупости. 7. Характеристика тонов сердца во всех аускультативных точках (звучность, соотношение тонов, ритм, преобладание I или II тона, акцент, аритмия). 8. Дать оценку и характеристику шума (систолический или диастолический, его интенсивность, тембр, иррадиация, эпицентр шума). Частота пульса (характер, ритм, наполнение и напряжение, сравнить частоту пульса с частотой сердечных сокращений). 9. Подсчитать коэффициент соотношения дыхания и пульса. 10. Измерить АД, используя возрастные манжетки. 11. Проведение и оценка функциональных проб с дозированной физической нагрузкой. 12. Оценка ЭКГ и ФКГ у курируемого ребенка.
|
|
Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей.