Реактивное топливо

В связи с развитием гражданской и военной авиации, авиакосмической техники и систем вооружения различного типа, оснащенных реактивными двигателями, актуальна проблема разработки новых видов реактивных топлив.

В настоящее время авиация использует главным образом воздушно-реактивлые двигатели (ВРД). Принцип работы ВРД осно­ван на непрерывной подаче компрессором топлива в смеси с возду­хом в камеру сгорания, процесс горения протекает постоянно.

Газообразные продукты сгорания из камеры сгорания поступа­ют в турбину и осуществляют механическую работу, вращая коле­са турбины, от вала которого приводится в движение ротор комп­рессора и соответствующие насосы. Затем продукты сгорания топ­лива в виде газового потока проходят реактивное сопло и, расши­ряясь в нем, создают реактивную силу тяги, необходимую для полета самолета.

В ВРД топливо из баков самолета под небольшим давлением (0,02-0,03 МПа) подается подкачивающим насосом через систему фильтров тонкой очистки к основному топливному насосу-регуля­тору высокого давления (0,8-1,0 МПа).

Топливо, проходя через форсунки, оаспыляется в камерах сго­рания. Это обеспечивает увеличение поверхности испарения топ-.?1ива и равномерное распределение его паров по всему объему камеры сгорания двигателя. В турбореактивных двигателях топли­во, проходя через топливко-масляный радиатор, снижает темпера­туру смазочного масла и выполняет функцию охлаждающей сре­ды. Кроме того, топливо используют' для смазывания деталей топ­ливных насосов. Реактивные топлива должны обладать следующими свойствами:

-высокой летучестью для обеспечения полноты-сгорания;

-высокой теплотворной способностью, предопределяющей дальность полета самолета;

-минимальной нагарообразующей способностью;

-хорошей прокачиваемостью и низкотемпературными свойст-

-химической и термоокислительной'стабильностью;

-хорошей совместимостью с материалами — низкими коррозионными свойствами по отношению к металлам и отсут­ствием воздействия на резиновые технические изделия;

-противоизносньши свойствами, обусловливающими неболь­шое изнашивание деталей ВРД;

- антистатическими свойствами, препятствующими накопле­нию зарядов статического электричества, что снижает опасность воспламенения топлива при заправке летательных аппаратов.

Вполне понятно, что авиационные бензины, которые в основном используются в поршневых авиационных двигателях, для ма­лой авиации не подходят к ВРД. В табл.31 приведены данные по пределам температур кипения топлив для, различных летатель­ных аппаратов:

с увеличением скорости летательных аппаратов возрастает температурный интервал кипения топлив и снижается их испаряе­мость. Для сверхзвуковых аппаратов регламентируются более высокие температуры начала кипения.

Другое важное требование — высокие объемные теплоты сго­рания топлив. Объемные теплоты сгорания зависят от массовой теплоты сгорания и плотности. Наибольшая массовая теплота сго­рания у парафиновых углеводородов, наименьшая — у ароматиче­ских. При переходе к объемным теплотам ситуация противоположная, вследствие больших плотностей ароматических- углеводородов их объемная теплота сгорания больше чем у парафинов. С другой стороны, слишком большое количество ароматических соединений в топливе ведет к увеличению кагарообразования, что снижает лет­ные ресурсы двигателей. Основные характеристики современных отечественных и зарубежных реактивных топлив даны в табл. 32, 33,

Таблица 31. Основные типы реактивных топлив

Летательные аппараты топлива Интервал температур кипения топлива, 0С
дозвуковые ТС1,РТ,Т1 Т2(бензино-керосиновая фракция) 136-156, 250-280 60-280
сверхзвуковые Т-8В Т-6 165-280 195-315

Таблица 32. Основные показатели качества зарубежных топлив

Показатели ДжетА (А-1) ASTMD-1655 JP-5
Плотность при 200С, кг/м3, не менее 775-840 775-840
Фракционный состав: 10% отгоняется при температуре, 0С 98% отгоняется при температуре, 0С    
Высота некоптящего пламени, мм, не менее 20-25  
Температура начала кристаллизации, 0С, не выше -47 -46
Объёмная доля ароматических углеводородов, %, не более    
Массовая доля, %, не более: Общей серы Меркаптановой серы   0,3 0,003   0,4 0,001

Таблица 33. Основные показатели качества отечественных топлив

показатель ТС-1 Т-1 Т-1С Т-2 РТ Т-6 Т-8В
Плотность при 200С, кг/м3, не менее 780(775)            
Фракционный состав: Температура начала перегонки, 0С: Не ниже Не выше Отгоняется при температуре, 0С, Не выше: 10% 50% 90% 98%     -         -         -         -                 -         -     Не нормируется Не нормируется
Кинематическая вязкость, м2/с При температуре 200С, не менее -400С, не более     1,30(,1,25)     1,50     1,50     1,05     1,25     <4,5     >1,5
Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее 43120(42900)            
Высота некоптящего пламени, мм, не менее              
Кислотность, мг КОН/100см3 топлива <0,7 <0,7 <0,7 <0,7 0,2-0,7 0,4-0,7 0,4-0,7
Иодное число, г I2/100г топлива, не более 2,5(3,5) 2,0 2,0 3,5 0,5 0,8 0,9
Температура, 0С: Вспышки в закрытом тигле, не ниже Начала кристаллизации, не выше   -60   -60   -60   - -60   -55   -60   -50
Содержание осадка, мг/100см3 топлива              
Содержание растворимых смол, мг/100см3 топлива       -        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: