Каталитический риформинг

Каталитический риформинг является одним из важнейших процессов современного НПЗ, который-обеспечивае производство высокооктанового бензина, индивидуальных ароматических углеводородов и водородсодержащего газа (ВСГ). Наибольший прирост мощностей риформинга по регионам мира отмечается для стран Западной Европы и США.

Ведущее место среди лицензиаров процесса каталитического риформинга за рубежом является фирма ЮОП, по лицензиям ко­торой во всем мире построены свыше 600 установок (фирменное название процесса — платформинг), и Французский институт нефти (ФИН) (фирменное название процессов облагораживания бензина — октанайзинг и аромайзикг).

Применяемые в настоящее время процессы по технологическим особенностям регенерации катализатора разделяют на три типа:

- полурегенеративные (со стационарным слоем катализатора и его периодической регенерацией с длительными межрёгенеради-окными периодами);

-циклические (со стационарным слоем катализатора и его не­прерывной регенерацией с помощью резервного реактора);

-регенеративные (с движущимся слоем катализатора и его непрерывной регенирацией).

В настоящее время зарубежные нефтепереработчики ориенти­руются на внедрение установок с непрерывной регенерацией ката­лизатора. Удельный вес этой технологии в США составляет около 20%, в Западной Европе — 27%; при этом 87% установок рифор­минга в мире, введенных за последние 20 лет, приходится на процесс с непрерывной регенерацией.

С помощью каталитического риформинга низкооктановые прямогонные бензиновые фракции за счет дегидрогенизации шестичленных нафтеновых и дегидроциклизации нормальных парафи­новых углеводородов превращаются в высокоароматизированкые продукты. Применяемые катализаторы способствуют превращению' пятичленных нафтенов в шестичленные с последующим дегидри­рованием до ароматических соединений и изомеризации легких н-парафинов. В зависимости от качества сырья, жесткости режима и типа используемого катализатора в процессе риформинга могут иметь место различные реакции.

Рис. 54. Процесс платформинга ЮОП с непрерывной регенерацией с двухступенчатым реконтактом встречного потока. 1 — реактор; 2 —печь; 3 — теплообменник комбинированного сырья; 4 — сепаратор; 5 — емкость реконтакта; 6 — дебутанизатор; 7 — ресивер; 8 — секция конвекции


Рис.55 Принципиальная схема технологии производства топлив с улучшенны­ми экологическими характеристиками. Потоки: I — газы; П — топливо; III — компоненты приготовления бензинов (элкилат, МТБЭ); IV — котельное топливо; V — нефть; VI — "на производство серы; УП — топливоо гидроочищенное

Таблица 30. Характеристики бензинов с улучшенными экологическими показателями

наименование АИ-80ЭК АИ-92ЭК АИ-95ЭК АИ-98ЭК
ТУ 38.401-58-171-96
Октановое число, моторный метод 76,0   85,0 88,0
Октановое число, исследовательский метод        
Содержание Свинца, г/дм3, не более Смолы, мг/100см3, не боле   0,01   0,01   0,01   0,01
Индукционный период, мин, не менее        
Объёмная доля, % Бензол, не более        
Давление насыщенных паров, кПа с апреля по октябрь 35-70 35-70 35-70 35-70
Массовая доля серы, % масс., не более 0,05 0,05 0,05 0,05
Плотность при 15 0С, кг/м3        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: