Каталитический риформинг является одним из важнейших процессов современного НПЗ, который-обеспечивае производство высокооктанового бензина, индивидуальных ароматических углеводородов и водородсодержащего газа (ВСГ). Наибольший прирост мощностей риформинга по регионам мира отмечается для стран Западной Европы и США.
Ведущее место среди лицензиаров процесса каталитического риформинга за рубежом является фирма ЮОП, по лицензиям которой во всем мире построены свыше 600 установок (фирменное название процесса — платформинг), и Французский институт нефти (ФИН) (фирменное название процессов облагораживания бензина — октанайзинг и аромайзикг).
Применяемые в настоящее время процессы по технологическим особенностям регенерации катализатора разделяют на три типа:
- полурегенеративные (со стационарным слоем катализатора и его периодической регенерацией с длительными межрёгенеради-окными периодами);
-циклические (со стационарным слоем катализатора и его непрерывной регенерацией с помощью резервного реактора);
|
|
-регенеративные (с движущимся слоем катализатора и его непрерывной регенирацией).
В настоящее время зарубежные нефтепереработчики ориентируются на внедрение установок с непрерывной регенерацией катализатора. Удельный вес этой технологии в США составляет около 20%, в Западной Европе — 27%; при этом 87% установок риформинга в мире, введенных за последние 20 лет, приходится на процесс с непрерывной регенерацией.
С помощью каталитического риформинга низкооктановые прямогонные бензиновые фракции за счет дегидрогенизации шестичленных нафтеновых и дегидроциклизации нормальных парафиновых углеводородов превращаются в высокоароматизированкые продукты. Применяемые катализаторы способствуют превращению' пятичленных нафтенов в шестичленные с последующим дегидрированием до ароматических соединений и изомеризации легких н-парафинов. В зависимости от качества сырья, жесткости режима и типа используемого катализатора в процессе риформинга могут иметь место различные реакции.
Рис. 54. Процесс платформинга ЮОП с непрерывной регенерацией с двухступенчатым реконтактом встречного потока. 1 — реактор; 2 —печь; 3 — теплообменник комбинированного сырья; 4 — сепаратор; 5 — емкость реконтакта; 6 — дебутанизатор; 7 — ресивер; 8 — секция конвекции
Рис.55 Принципиальная схема технологии производства топлив с улучшенными экологическими характеристиками. Потоки: I — газы; П — топливо; III — компоненты приготовления бензинов (элкилат, МТБЭ); IV — котельное топливо; V — нефть; VI — "на производство серы; УП — топливоо гидроочищенное
|
|
Таблица 30. Характеристики бензинов с улучшенными экологическими показателями
наименование | АИ-80ЭК | АИ-92ЭК | АИ-95ЭК | АИ-98ЭК |
ТУ 38.401-58-171-96 | ||||
Октановое число, моторный метод | 76,0 | 85,0 | 88,0 | |
Октановое число, исследовательский метод | ||||
Содержание Свинца, г/дм3, не более Смолы, мг/100см3, не боле | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Индукционный период, мин, не менее | ||||
Объёмная доля, % Бензол, не более | ||||
Давление насыщенных паров, кПа с апреля по октябрь | 35-70 | 35-70 | 35-70 | 35-70 |
Массовая доля серы, % масс., не более | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Плотность при 15 0С, кг/м3 |