Загрязнение окружающей среды при использовании дизельных топлив

Дизельные топлива, газообразные к твердые продукты их сго­рания являются одними из главных источников загрязнения окру­жающей среды. Атмосфера загрязняется оксидами серы, азота, а также твердыми углеводородными системами, в том числе опасными ароматическими углеводородами (АУ). С продуктами - сгорания ДТ в России ежегодно выбрасывается до 500 тыс. т сернистого ангидрида, около 1,5 млн. т углеводородов и 1-1,5 млк.-т твердых частиц, основ­ная масса которых приходится на сажу. Суммарный выброс вредных веществ с учетом действующих норм составляет около 14 млн. т/год; по некоторым данным этот показатель на 45-50% выше.

Установлена зависимость мелжду содержанием в дизельном топливе серы (5, %). АУ (А, %), температурой 90%-ной точки перегонки (Тдо, ''С) и количеством твердых частиц (ТЧ, г/кВт-ч) отработанных газов (ОГ) дизельного двигателя:

ТЧ = 10-4 (18А + 5,6Т90 + 5200S+400).

Рис. 56 Влияние содержания серы(А-0,2%, Б-0,55%) в дизельном топливе на выбросы ТЧ в составе ОГ:1-твердые углеродистые частицы, 2-связаннаявода,3-сульфаты, 4-растворимая органическая фаза, ТЧ-твердые частицы дизельного топлива

Экологическая опас­ность дизельной сажи увеличивается за счет адсорбции на ее по­верхности полициклических ароматических углеводородов, в том числе высококанцерогенных бенз(а)пирена и нитрозоаминов.

Обычно содержание АУ в дизельных топливах, вырабатывае­мых отечественной промышлетюстью, колеблется в пределах 20-
35%'. Установлена общая тенденция, характерная для всех типов двигателей; чем выще общее содержание АУ, тем больще в выхло­пе пирена и бенз(а)пирена. Косвенными характеристиками содер­жания АУ являются такие показатели, как плотность, цетановое число, вязкость. Повышение плотности с 800 до 860-870 кг/м2 приводит к увеличению количества ТЧ в 2-3 раза, а увеличение содержания АУ с 15 до 27% — в 5 раз. Уменьшение цетанового числа с 52 до 40 ед. приводит к увеличению эмиссии ТЧ примерно в 2 раза.

Наибольшее влияние на выбросы ТЧ оказывают АУ. Так, при увеличении содержания АУ в топливе с 5 до- 24% удельные выбросы сы ТЧ возрастают на 54%. При повышении конца кипения ДТ уве­личивается содерэкание би- и полициклических АУ, причем наибо­лее значительно для образцов, выкипающих в пределах 180-380 и 180-400"С по ИТК (табл. 34), что, в свою очередь, приводит к повышению дымности.

Таблица 34. Влияние температуры кипения дизельного топлива на содержание и состав ароматических углеводородов

показатель Конец кипения по ИТК, 0С*
           
Фракционный состав, 0С: 10% 50% 90% К.к./выход, %     293/99     308/98     332/98     352/98     360/95     - 360/85
Содержание АУ, %, в т.ч.: моноциклические бициклические полициклические     25,1 8,7 0,33     13,5 6,7 0,82     14,0 8,7 1,50     19,8 8,8 1,90     15,6 10,9 2,60     18,1 9,3 3,10

*н.к. 1800С

Из гетероорганических соединений, входящих в состав ДТ, наиболее опасным воздействием на окружающую среду отлргчаются сернистые и азотистые соединения. Сернистые соединения сгорают в дизельных двигателях в основном до диоксида серы и частично до триоксида (1-2%). Эти вещества -вызывают коррозию металлов, разрушение металлоконструкций и дорог, кислотные дожди. В России вырабатывается более 40 млн. т/сод ДТ. Как уже отме­чалось, выпуск малосернистых-ДТ (содержание серы менее 0,2% масс.) составляет до 60%_, остальные содерлат серу до 0,2-0,5% масс. За рубежом проблема производства малосернистых топлив не менее актуальна, что учтено в последних европейских и амери­канских национальных и международных стандартах.

2.11.5.2. Характеристики отечественныхи зарубежных дизельных топлив

В табл. 35 приведены требования на дизельные топлива в со­ответствии с европейским стандартом ЕМ590,

Важнейшими показателями ДТ являются цетановые числа и температура застывания. Из приведенных данных следует, что к 2005 г. планируется Переход на экологически чистые ДТ с наилуч­шими качественными показателями. При этом содерлсанке серы планируется снизить на порядок. Это понятно, так как в основных требованиях зарубежных спецификаций на дизельные топлива содержание серы нормируется не более 0,05% масс. (США и страны-члены ЕС, Б Швеции для некоторых марок не более 0,005 и 0,001 %


Таблица 35 Европейская спецификация на дизельное топливо EN590

показатель 1993г. 1998г. 2005г.*
Цетановое число      
Плотность (150С), г/л - 820-860 <845
Фракционный состав (95% об.),0С -    
Тк. к, 0С - -  
Полиароматические соединения, % - -  
Содержание серы, % 0,2 0,05 0,003-0,005
Смазывающая способность - 460** -
Защита коррозии - - вводится
Моющая способность - - вводится

* Европейский парламент одобрил спецификацию до 2005г.

**действует до 1999г.

Таблица 36 Нормы токсичности ОГ дизелей мощностью более 150 кВт, г/кВт*ч

Страна СО Углеводороды NOх ТЧ
ЕЭС   1,1 7,0 0,15
    1,1 7,0 0,15
Швейцария 4,9 1,23 9,0 0,7
Австрия 4,9 1,23 9,0 0,4
Швеция 4,9 1,2 9,0 -
  4,9 1,2 9,0 0,35-0,45
  2,0 0,6 7,0 0,15
Норвегия 4,9 1,2 7,0 0,4
Нидерланды   1,25 9,0 -
США 20,9 1,76 6,7 0,34
  20,9 1,76 6,7 0,14

Таблица 37 Нормы вредных выбросов для автомобилей, г/км

Выбросы США Россия ЕЭС
Оксид углерода, СО 2,1 13-25* 2,72
Углеводороды, СН 0,25 - -
Оксиды азота, NOx 0,63 - -
Сумма СН + NOx - 4,8-7* 0,97

*-в зависимости от контрольной массы

Содержание ароматических углеводородов не более 10% нормируется только'в штатах США. В европейском стандарте ЕК-590 содержание АУ не нормируется; содержание серы не должно превышать 0,05% масс.

Нормы на предельные уровни выбросов автомобилями ОГ постоянно ужесточаются (табл. 36, 37)

Требования к современным и перспективным топливам в США определяются поправкой к Закону о чистом воздухе и предложе­ниями, разрабатываемыми Агентством по охране окружающей сре­ды (ЕРА). В России экологическое законодательство базируется на Законе об охране окружающей среды.

Кроме того, в Европе действует спецификация ЕN590, в кото­рую входит шесть классов топлив-в зависимости от климатических поясов.

В табл. 4.48 приведены показатели качества различных дизельных топлив: ДК-1 — дизельное топливо США низкого ка­чества; ДК-2 — дизельное топливо США среднего качества; ДК-3 — западноевропейское дизельное топливо хорошего ка­чества; ДК-4 --экспериментальное топливо, полученное в результате глубокой гидроочистки дизельных фракций к характеризующееся высоким значением цетанового числа и низким содержанием серы.

В табл. 40 показаны относительные величины выбросов вредных веществ автомобилем, эксплуатируемым на ука­занных топливах (за 100% приняты выбросы при работе на дизель­ном топливе ДК-3).

Во всех странах принимаются правительственные постановле­ния, улжесточающие требования к моторным топливам, в частности к дизельным, по содержанию серы, азота и ароматических углево­дородов. Некоторые действующие нормы и экологически чистые дизельные топлива (ЭЧДТ) представлены в табл. 41

Нефтеперерабатывающей промышленностью России вырабатыва­ется дизельное топливо (в соответствии с ГОСТом) трех марок:

-Л — летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха 0°С и выше;

- 3 — зимнее, применяемое при температурах до -20 0С (в этом случае зимнее" дизельное топливо должно иметь Т < -350С и Т^ < -250С);

или зимнее, применяемое при температурах до -30°С (тогда 'топливо должно иметь Тзаст<45°С и Тп = -ЗЗ 0С);

марки А — арктическое, температура которого устанавлива­ется до -50 0С


Таблица 38 Классификация дизельных топлив по климатическим поясам

Страна Класс ПТФ*,0С
зимнее летнее
Австрия F -20  
Бельгия E -15  
Дания F -20  
Франция E,F -20;-15  
Германия F -20  
Великобритания E -15 -5
Греция С -5  
Италия D    
Нидерланды Е -15  
Португалия D -10  
Испания D -10  
Швейцария F -20 -10
Финляндия Арктическое,кл.2 -16** -32
Норвегия Арктическое,кл.1 -10** -20
Швеция Арктическое,кл.1,2,3 -10;-16;-20** -20;-26;-32

*ПТФ – предельная температура фильтруемости

**ТП – температура помутнения

Таблица 39 Свойства дизельных топлив

Показатель ДК – 1 ДК – 2 ДК – 3 ДК – 4
Плотность при 150С, г/м3 0,870 0,871 0,842 0,816
Цетановое число 40,2 45,6 52,2 64,3
Содержание: Серы, % масс. Ароматических углеводородов, % об.   0,27 52,0   0,47 34,1   0,24 35,0   0,01 8,8

Таблица 40 Относительные величины выброса вредных веществ различных дизельных топлив, % масс.

Марка топлива углеводороды Оксиды углерода оксиды азота Твердые частицы
ДК – 3        
ДК – 1        
ДК – 2        
ДК – 4        

Выбросы, отн. ед.


Рис. 57 Влияние качества дизельного топлива на выбросы вредных веществ для автомобиля с дизельным двигателем1,2,3,4-дизельное топливо ДК-1,ДК-2,ДК-3, ДК-4 соответственно.

Приняты технические условия на дизельное летнее экологиче­ски чистое топливо (ДЛЭЧ) без ограничения содержания аромати­ческих углеводородов и ДЛЭЧ-В,с ограничением содержания аро­матических углеводородов, а также дизельное арктическое эколо­гически чистое (ДАЭЧ) с ограничением содержания ароматиче­ских углеводородов (табл. 4.51).

Содержание серы в дизельном топливе марок Л и 3 не превы­шает 0,5%, а марки А — 0,4%; для топлив высшей категории каче­ства этот параметр не должен превышать 0,2%. Топливо получают компаундированием нрямогонных гидроочнщенкых фракций в со­отношениях, обеспечивающих требования по содержанию серы. В качестве сырья для гидроочистки нередко используют смесь среднедистиллятных фракций прямой перегонки и вторичных процессов, чаще прямогонного дизельного топлива и легкого газойля* каталитического крекинга. Содержание серы в прямогонных фракциях в зависимости от пеерабатываемой нефти колеблется в пределах 0,6-1,0%.

Дизельное топливо утяжеленного фракционного состава выра­батывается для применения в^ летний период времени. Оно отличается более высокой (на 20-30°С) температурой конца кипения — до 360°С. Вырабатывают также дизельное топливо экспортное с со­держанием серы до 0,2%.

Таким образом, по уровню содержания серы и аренов новые, российские топлива не уступают лучшим зарубежным (кроме шведских).

Законодательство промышленно развитых стран нормирует предельные нормы токсичных выбросов двигателями внутреннего сгорания и содержание вредных компонентов в топливах. Обще­признанными лидерами в области экологического законода­тельства являются ФРГ, США и скандинавские страны.

Для городов с высокой плотностью автопарка разработано городское дизельное топливо, предназначенное, в частности, для использования в условиях г. Москвы, (табл. 43).

Таким образом, наиболее важной задачей в производстве топливявляется удовлетворение растущего спроса в условиях более жестких требований, на экологические и потребительские свойства топлив. Для решения этой задачи потребуется увеличить глубину очистки продуктов, степень гибкости рентабельности новых тех­нологических решений.


Таблица 41 Показатели качества экологически чистых дизельных топлив

показатель США с 1993 г. Швеция ЕЭС* Япония с 1997г.
Закон о чистом воздухе Шт. Калифорния 1 кл. 2 кл. 3 кл.
Плотность, кг/м3 830-860 830-860 800-820 800-820 800-830 - -
Содержание серы, млн-1 не более              
Содержание азота, млн-1 не более -   -- - - - -
Содержание ароматических углеводородов, % об., не более           - -
Цетановый индекс, не менее   48(ЦЧ)       - -
Температура, 0С: н.к. к.к.     170-215 305-350         - -   - -

*в странах ЕЭС 25% ЭЧДТ выпускают с 1995г., полный переход – в 1996 г.

Таблица42 Физико-химические показатели экологически чистых дизельных топлив

Показатель Летнее Арктическое
ДЛЭЧ ДЛЭЧ-В ДАЭЧ
Цетановое число, не менее      
Фракционный состав, 0С: 50%, не выше 96%, не выше      
Температура застывания, 0С, не выше -10 -10 -55
Массовая доля серы, % не более 1 вид – 0,05 2 вид – 0,2 1 вид – 0,05 2 вид – 0,2 0,05
Массовая доля ароматических углеводородов, % не более Не нормируется 1 вид – 10 2 вид – 20 1 вид – 10 2 вид – 20
Плотность при 200С, кг/м3 не более      

Таблица 43 Характеристики городского дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами

показатель Нормы для марок
ДЭК - Л ДЭК -З ДЭКп-З, -150С ДЭКп-З, -200С ДЭКП-З, -200С
Цетановое число, не менее          
Фракционный состав: перегоняется при температуре, 0С, не выше: 50% 96%(конец перегонки)                    
Кинематическая вязкость при 200С, мм2 3,0-6,0 1,8-5,0 3,0-6,0 1,8-6,0 1,8-6,0
Температура, 0С, не выше: Застывания Предельной фильтруемости   -10 -5   -35 -25   -10 -5   -25 -15   -35 -25
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, 0С, не ниже: Для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин Для дизелей общего назначения                    
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: Вида1 Вида 2   0,05 0,10   0,05 0,10   0,05 0,10   0,05 0,10   0,05 0,10
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01
Кислотность, мг КОН/100см3 топлива, не более 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0
Иодное числ, г I2/100 г топлива 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,04 0,04 0,04
Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
Коэффициент фильтруемости (до введения присадки в топливо), не более          
Цвет, ед. ЦНТ, не более 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0
Плотность при 200С, кг/м3, не более          

Примечание. Для дизельных топлив всех марок: содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды – отсутствие; испытание на медной пластине – выдерживают.

Основными направлениями увеличения ресурсов ДТ являются:

расширение фракционного состава топлива;

вовлечение в состав суммарного фонда ДТ дистиллятов вто­ричного происхождения — газойлей каталитического крекинга и коксования.

Важно отметить, что, несмотря на качественное улучшение отечественных топлив за последние годы, снижение содержания серы и АУ в дизельных топливах по-прежнему остается актуаль­ной проблемой.

В соответствии с требованиями ЕН 590 основные прогнозируе­мые показатели качества дизтоплива в России (по материалам "О стратегии развития нефтеперерабатывающей промышленности в России до 2020") следующие:

Показатели 2000г. 2010г. 2020г.
Массовая доля серы, % 0,035-0,05 0,035 0,005
Содержание АУ, % - -   -
Содержание полициклических АУ, % Не нормируется    
Цетановое число   49-51  

Для обеспечения качества и ассортимента дизельных топлив необходимо обеспечить производство депрессорных, моющих, противоизносных и других присадок, особая роль отводится процес­сам гидроочистки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: