Научение агрессии

Привычной и примитивной реакцией на фрустрацию6 и на конфликт является агрессия, то есть поведение, направленное против препятствия и имеющее двойную цель: с одной стороны, преодолеть препятствие, устранить барьер к удовлетворению, а с другой - дать эмоциональную разрядку, обеспечивающую снижение напряжения неудовлетворенной потребности.

У существ, живущих в обществе, как правило, в качестве препятствия к удовлетворению потребности чаще всего выступает другой член сообщества, который имеет сходные с ними желание. Поэтому агрессия часто направлена против другого члена сообщества, с целью нанесения ему ущерба, страдания. Такая агрессия называется респондентной.

Агрессивное поведение имеет филогенетически более древнюю структуру и гнев является эмоцией, которая может выступать как заместитель более поздних, социальных эмоций, таких как обида, вина, стыд, ущемленное достоинство. Гнев, оттягивая энергию этих эмоций на себя, производит замещение этих эмоций гневом, что приводит к их облегчению9. Стыд, вина более болезненные эмоции, чем гнев. Это объясняется тем, что для гнева филогенетически лучше отработаны механизмы облегчения, освобождения энергии гнева, чем для эмоций обиды, вины, стыда. Таким образом, агрессивное поведение, вызванное этими эмоциями стыда или вины получает подкрепление избавлением, что способствует научению агрессии. Приступ гнева, возникающий в ответ на обиду или вину, облегчает страдание, вызванное этими тонкими и высшими эмоциями. Так как этот механизм конверсии70 эмоций скрыт от наблюдения, то многим даже серьезным ученым кажется, что агрессия генетически присуща человеку, что неверно.

Агрессия неразрывно связана с тревогой. Это происходит от того, что в процессе социализации индивидуума уже в детстве любые агрессивные реакции на фрустрацию или наказывались, или подавлялись стыдом, осуждением родителей. В результате такого рода научения образуется связь между агрессивным побуждением и наказанием за него. В результате активизации этой связи между агрессией и страхом, само агрессивное побуждение приобретает способность вызывать страх, тревогу. Психолог должен знать, что причиной тревоги часто является подавленная агрессия больного. В этом случае это может быть безобъектный страх именуемый фобией. Приспособление к тревоге и безобъектному страху часто состоит в том, что организм ищет любой объект для того, чтобы сделать его источником страха, хотя для большинства других, здоровых людей этот объект не является опасным.

Поскольку индивид не осознает причин этого страха, забыл их, го это и становится основой безобъектного страха, тревоги. Человеку невдомек, что подлинной причиной страха - агрессивный импульс, который стал сигналом, вызывающим состояние тревоги. Именно поэтому у человека фрустрация и конфликт вызывают состояние необъяснимой тревожности, беспокойства и напряженности. Эти эмоциональные реакции "необъяснимы" именно потому, что научение им произошло давно, и это уже забыто, подобно тому, как мы не помним, когда мы научились бояться ядовитых змей или ожога от огня.

Состояние фрустрации - неприятно. Оно причиняет страдание. Приспособление к страданию состоит в избавлении от него. Если же избавление невозможно, то происходит вторичное приспособление в виде механизмов психической защиты, которые имеет своей целью, прежде всего, уменьшение страдания без избавления от него.

Тревога является страданием. Уменьшение тревожности и напряжения можно рассматривать как некую генерализованную безобъектную потребность. Удовлетворение этой потребности в уменьшении страдания выступает как положительное подкрепление. Подкрепление избавлением способствует формированию стойких к угашению защитных психических структур. Именно поэтому механизмы психической защиты, возникнув однажды, сохранятся на всю жизнь. Они могут усиливаться или ослабевать в зависимости от состояния фрустрации и конфликта, по не исчезают совсем. Тревога -"отец и мать" всех механизмов психической защиты. Рассмотрим эти защиты.

Любое поведение, повторяясь и получая эмоциональное подкрепление, постепенно превращается в привычку. Известно, что исполнение привычного поведения доставляет удовольствие. Поэтому агрессивное поведение постепенно приобретает способность доставлять удовольствие. С этого момента мы можем констатировать появление потребности в агрессии. У человека, находящегося в нормальных социальных условиях, агрессия остается как форма защитного поведения. Если же социальное окружение создает образ врага и одновременно рассматривает успешную агрессию как ценность, то оно систематически подкрепляет положительно агрессивное поведение и тем самым вырабатывает с одной стороны потребность в агрессии и с другой- агрессивность как черту характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: