Управление запасами — составляющая операционного управления оборотными средствами

Более половины оборотных средств промышленных предприятий приходится на запасы, что требует крупных инвес­тиций и внимания со стороны управляющих финансами. В то же время непосредственное управление запасами не вхо­дит в обязанности финансовой службы, контролируют общий размер инвестиций в запасы, вмешиваются, когда неоп­равданный рост запасов сокращает рентабельность. Произ­водственные менеджеры должны учитывать мнение финансистов о своевременной опла­те делаемых заказов. Финансисты должны представлять причины создания запасов; факторы, под воздействием которых они формируются, а также их влияние на величину и рациональные приделы запасов.

Запасы выполняют важную стабилизирующую функцию, по­зволяя поддерживать непрерывный процесс. Чем лучше ор­ганизованы снабжение и сбыт, тем меньше бу­дут запасы сырья и готовой продукции на предприятии.

В зависимости от места в структуре производственного процес­са предприятия различают три основных вида производственных запасов: сырья и материалов, незавершенной производством про­дукции (незавершенного производства) и готовой продукции (рис. 5.1).

Производственные запасы, являясь частью оборотных средств, находятся в движении, переходя в процессе производства из одного вида в другой и постепенно приобретая добавленную стоимость, которая реализуется при продаже готовых изделий.

В этом процессе запас незавершенного производства занимает промежуточное положение между запасами сырья и готовой продук­ции. Он является вынужденным запасом, размеры которого обус­ловлены, во-первых, длительностью производственного цикла (т.е. зависят от технологии производства) и, во-вторых, загрузкой мощ­ностей. Эта загрузка диктуется выбранной стратегией реагирова­ния производства на колебания спроса на продукцию предпри­ятия. От этой стратегии зависит также размер запаса готовой про­дукции.

Определение оптимальной для заданных условий производ­ственной программы — это задача экономики предприятия и про­изводственного планирования. Очевидно, чем больше запас сырья, тем выше надежность обеспечения производства. Управление запасами на предприятии осуществляется через уп­равление закупкой и поставками сырья и материалов. При необходимости нарастить запасы сырья увеличивают раз­мер или частоту поставок. Если запасы надо сократить, поступа­ют наоборот. Но, во-первых, необходимо знать величину рацио­нального заказа, который потребуется для пополнения запаса. Во-вторых, необходимо оп­ределять время очередного заказа, чем меньше промежут­ки между заказами, тем выше их частота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: