Семен Людвигович Франк (16 (28).I. 1877 - 10.XII.1950)

Самому старшему из них - Б.А.Кистяковскому был 41 год, самому молодому - С.Л.Франку - 32. Веховцы были выходцами из семей разночинной интеллигенции (за исключением Бердяева и Струве). Все (кроме Гершензона окончившего историко-филологический факультет) получили высшее юридическое образование, в молодости были марксистами, состояли в социал-демократических кружках, затем через легальный марксизм пришли к либерализму, были членами «Союза освобождения» и «Религиозно-философского общества им. В.Соловьева». Уже в начале века они выступили с призывом возрождения религиозной идеи и идеалистической философии (1902 - сб-к «Проблемы идеализма»).

В сборнике «Вехи» нашли отражение традиционные для России направления общественной мысли: западничество и славянофильство; так Струве, Франка, Изгоева и Кистяковского можно назвать либералами в западно-европейском смысле («западниками»), остальные ближе (по оценке Струве) к славянофильству новых религиозных движений в России.

Несколько особняком стоял Гершензон, чья мысль, выраженная в известной фразе: «Мы должны благословлять эту власть, которая одними своими штыками ограждает нас от ярости народной», не нашла поддержки других авторов «Вех», но ведь эта мысль не является единственной в размышлениях Гершензона. В целом веховцы, как и их предшественники 19 в., несмотря на различия в настроениях и взглядах, переживали «одну муку» и исповедовали «одну веру» (П.Струве).

«Вехи» - это концерт свободных умов (Г.Померанц «Семеро против течения»//Октябрь, 2-91).

Сборник «Вехи» посвящен критике духовных основ мировоззрения российской интеллигенции. И уже в предисловии высказана главная, объединяющая их всех мысль о том, что социально-политическое - искусственное и насильственное - переустройство общества не может привести к желаемой цели, ибо только «внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия, и что она, а не самодовлеющие начала политического порядка, является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства» (Предисловие М.Гершензона к 1 изд. «Вех»).

Смысл «Вех» кратко можно выразить следующим образом: «иди вглубь, ищи опоры в самом себе, в той глубине, где душа соприкасается с Духом» (А.В.Булыга. Книжное обозрение, № 46-90, с. 177).

Эта идея переплетается с мыслями Л.Н.Толстого, изложенными им в «Обращении к русским людям, к правительству, революционерам и народу»[5] (в январе 1906 г.). Он писал: «...Для того, чтобы положение людей стало лучше, надо, чтобы и сами люди стали лучше. Это такой же труизм, как то, что для того, чтобы согрелся сосуд воды, надо, чтобы все ее капли согрелись. Для того же, чтобы люди стали лучше, надо, чтобы они все больше и больше обращали внимание на себя, на свою внутреннюю жизнь. Внешняя же, общественная деятельность, в особенности общественная борьба, всегда отвлекает внимание людей от внутренней жизни, поэтому всегда неизбежно развращая людей, понижает уровень общественной нравственности, как это происходило везде и как мы это в поразительной степени видим теперь в России.

Понижение же теперь уровня общественной нравственности делает то, что самые безнравственные части общества все больше и больше выступают наверх и устанавливается безнравственное общественное мнение, разрешающее и даже ободряющее преступление... и устанавливается ложный круг: вызванные общественной борьбой худшие части общества с жаром отдаются соответствующей их низкому нравственному уровню общественной деятельности, деятельность же эта привлекает к себе еще худшие элементы общества. И нравственность все больше и больше понижается, и героями времени становятся самые безнравственные люди: Дантоны, Мараты, Наполеоны, Талейраны, Бисмарки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: