В условиях конкуренции товарная политика предприятия должна быть направлена на перспективу. При этом следует учитывать, что любой товар со временем уходит с рынка и необходимо заблаговременно готовиться к выпуску нового. Новый товар подразумевает модификацию выпускаемого изделия или нововведение, значимое для потребителя. Различают три составляющие нововведения:
• потребность, подлежащая удовлетворению, т. е. функции или набор функций, которые необходимо выполнить;
• концепция объекта или совокупности объектов, способная удовлетворить потребность, т. е. новая идея;
• компоненты, представляющие собой совокупность имеющихся знаний, материалов и достигнутых технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния.
Создание новых видов продукции осуществляется в процессе подготовки производства, которая протекает вне рамок производственного процесса.
Задача подготовки производства состоит в том, чтобы обеспечить необходимые условия для функционирования производственного процесса. Но, в отличие от таких процессов подготовительной фазы, как приобретение предметов труда, наем рабочей силы и других процессов, систематически повторяющихся при каждом обороте производственных фондов, подготовка производства стала единовременным актом, осуществляемым при переходе предприятия на выпуск новой продукции.
|
|
Процесс подготовки производства по своей структуре неоднороден и состоит из множества процессов с различным содержанием. Классифицировать частичные процессы подготовки производства можно по видам и характеру работ, пространственно-временному и функциональному признакам, отношению к объекту управления.
По виду и характеру работ процессы подготовки производства подразделяются на: исследовательские, конструкторские, технологические, производственные и экономические. В основе выделения этих процессов лежит вид трудовой деятельности.
Процессы научных исследований, технических и организационных разработок и другие работы инженерного характера являются основными для подготовительной стадии. В них входят: проведение исследований, инженерных расчетов, проектирование конструкций, технологических процессов, форм и методов организации производства, экспериментирование, экономические расчеты и обоснования.
Основными процессами подготовки производства являются и процессы изготовления и испытания макетов, опытных образцов и серий машин. Они называются экспериментальными производственными процессами.
По расположению во времени и пространстве процессы подготовки производства делятся на операции, работы, стадии, фазы.
|
|
Операция — первичное звено процесса создания новой техники. Она выполняется на одном рабочем месте одним исполнителем и состоит из ряда последовательных действий. Операции объединяются в работы.
Работа — совокупность последовательно выполняемых операций, которая характеризуется логической завершенностью и законченностью действий по выполнению определенной части процесса.
Стадия — совокупность ряда работ, связанных между собой единством содержания и методов выполнения, обеспечивающая решение конкретной задачи подготовки производства.
Фаза — комплекс стадий и работ, характеризующий законченную часть процесса подготовки производства; связана с переходом объекта работ в новое качественное состояние.
Техническая подготовка производства включает в себя следующие этапы:
• научно-исследовательский;
• опытно-конструкторский;
• технологический;
• организационно-экономический.
Научно-исследовательский этап охватывает следующий комплекс работ:
• исследование рынка покупателей и конкурентов;
• изучение отечественной и зарубежной патентной информации;
• поиск идей (замысла) нового товара — их коммерческий анализ, оценка и отбор;
• разработка концепции товара рыночной новизны, прогнозирование его конкурентоспособности, завоевание доли рынка.
Опытно-конструкторский этап — это комплекс работ по созданию конструкторской документации на новую продукцию (модернизацию), изготовлению и испытанию ее опытных образцов.
Технологический этап подготовки производства предполагает:
• создание и совершенствование технологических процессов изготовления продукции;
• разработку специального инструмента, оснастки и приспособлений;
• выполнение планировок цехов и участков на размещение производства нового изделия и соответствующих маршрутов движения.
Организационно-экономический этап — это комплекс взаимосвязанных процессов планирования, организации, учета и контроля, материально-технического обеспечения, сбыта и финансирования, обеспечивающих готовность предприятия к производству новой продукции.
Деление процесса создания и освоения новой продукции или ее модернизации на этапы условно. На практике эти работы чаще всего объединяются.
Процесс технической подготовки производства на предприятиях разных отраслей имеет определенную специфику. Поэтому система разработки и постановки продукции на производство предусматривает определенный состав работ и порядок их выполнения. В значительной мере это зависит от изменения производства:
• внедрения новых изделий;
• изменения (модернизации) конструкции изготовляемых изделий;
• внедрения мероприятий, не связанных с изменением конструкции выпускаемых изделий, — совершенствования технологии, организации производства и др.
Для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в системе разработки и постановки продукции на производство могут быть задействованы различные специальные организации:
• институты — организации, специализированные на фундаментальных исследованиях и ответственные за развитие в определенной области науки;
• научно-исследовательские институты — отраслевые организации, специализированные на прикладных исследованиях и ответственные за научно-технический уровень в определенной отрасли производства или в научно-техническом направлении;
• проектные, конструкторские, технологические организации, институты технико-экономических исследований в какой-либо отрасли;
• монтажно-наладочные управления, организационно-технические центры научной организации труда, специализирующиеся на освоении разработок;
|
|
• институты научно-технической информации и другие организации, занятые распространением нововведений. Эти организации имели различный масштаб деятельности и подчиненности (межотраслевые, отраслевые, региональные), различную широту профиля (специализированные, комплексные).
С развитием рыночных отношений стал широко применяться так называемый венчурный бизнес. Им занимаются венчурные фирмы, имеющие организационно-правовой статус в виде обществ с ограниченной ответственностью. Они призваны содействовать ускорению создания новинок.
Бизнес в научно-технической сфере всегда связан с риском в получении ожидаемых научных, технических и финансовых результатов. Это следует из природы новаторской деятельности. Поэтому бизнес в сфере создания и освоения новых изделий неотделим от венчурного предпринимательства — рисковой деятельности. А рисковый характер работы определяет конкурентная борьба за потребителя.
В системе создания и освоения новых видов товаров и изделий к сфере венчурного предпринимательства относятся такие фирмы:
• исследовательские, деятельность которых распространяется на стадии исследований и разработок;
• внедренческие, специализирующиеся на практическом освоении научно-технических разработок;
• обслуживающие (сервисные), специализирующиеся на техническом обслуживании новинок;
• экспертные (аналитические, консультативные), выполняющие аудиторские работы, дающие консультации и оказывающие другие виды услуг.