Психотерапия единая задача и психокоррекция неврозов: двуединая задача

Будучи психологическими по своей природе,. пато­генетические механизмы неврозов детского возраста требуют психологических методов воздействия для их ликвидации. Вполне отдавая себе отчет в условности разделения методов психотерапии и психокоррекции, понимая, что это две взаимосвязанные формы психоло­гического воздействия в целях сохранения здоровья людей, мы считаем все же возможным их разграни­чение.

Психотерапия как система специально организован­ных методов лечебного воздействия применяется:к ли­цам, уже заболевшим неврозом. В аспекте интересую­щей нас проблемы детских неврозов речь идет о приме­нении широкого спектра психотерапевтических мето­дов — групповых, индивидуальных, семейных, рацио­нальных и суггестивных—наряду с медикаментозными и другими лечебными процедурами на этапе уже сфор­мированной отчетливой клинической картины невроза.

Когда речь идет о детях «еще не больных, но уже не здоровых», о начинающих складываться формах не­вротического реагирования и дезадаптированного пове­дения, т. е. когда речь идет о профилактике неврозов, на первый план выступают методы и приемы психокор­рекции.

Такое подразделение имеет и еще одно, организаци­онное, обоснование. Дело в том, что при современной организации медицинского психиатрического обслужи­вания населения контингент детей в преневротических состояниях оказывается нередко без квалифицированной помощи. Такие дети не получают помощи у детско­го психоневролога (их состояние еще не дает оснований к проведению лечения), а в системе обычного воспитательного воздействия устранить формы дезадаптации и первые признаки невротических симптомов не удается. Кроме того, многие родители в силу бытующих преду­беждений отказываются от услуг детских психоневроло­гов и психиатров, предпочитая обращаться в психологи­ческую консультацию. Именно здесь таким детям и родителям может и должна быть оказана квалифици­рованная психопрофилактическая помощь. С другой стороны, психотерапевтическая работа, как уже не раз подчеркивали наши ведущие психотерапевты (например, В. Е. Рожнов,. 1965), должна постепенно выходить за пределы стационаров и охватывать более широкие контингента риска. Организационно эта работа оформ­ляется и осуществляется в различных учреждениях кон­сультативного типа: дневных стационарах, отделениях профилактики, медико-психологических консультациях, консультациях «Брак и семья».

Таким образом, психотерапия и психокоррекция дет­ских неврозов — это два взаимодополняющих друг дру­га метода психологического воздействия, каждый из которых имеет свои зоны приложения. Психотерапия - метод лечения, а психологическая коррекция—метод профилактики. В психокоррекционных воздействиях нуждаются дети из особого, повышенно уязвимого в от­ношении неврозов контингента. Поэтому для оказания им помощи необходимо всесторонне изучить психологи­ческие составляющие этой уязвимости, иными словами, психологически исследовать группу риска по детским неврозам и описать психологическое содержание факто­ров повышенного риска в отношении неврозов у детей. Эта работа и была проделана в настоящем исследова­нии. Задача психологической коррекции в целях профи­лактики неврозов у детей рассматривается как особым образом организованное психологическое воздействие осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований,. которые определяются как психологические факторы риска, и на воссоздание гармоничных отношений ре­бенка.

Психологическая коррекция как особая, форма пси­хологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психоло­гии, главными из которых являются следующие.

1. Положение, разработанное в теоретической кон­цепции В. Н. Мясищева (I960), согласно которому лич­ность является продуктом системы значимых отноше­ний, поэтому эффективная психотерапия и психокоррек­ция немыслимы без включения в коррекционный про­цесс и самого ребенка, и его семьи.

2. Положение теории деятельности А. Н. Леонтьева (1964), состоящее в том, что позитивно влиять на про­цесс развития - значит управлять ведущей развитие деятельностью, в данном случае воздействовать на дея­тельность по воспитанию детей и на ведущую деятель­ность ребенка.

3. Разработанное Д. Б. Элькониным положение (1978) о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, которые включается человек в процессе специально ор­ганизованных игровых занятий.

4. Положения теоретической концепции личности С. Л. Рубинштейна (1973) о формах психологических контактов между людьми

2. Специфические условия и особенности диагности­ки факторов риска/Единство диагностики и коррекции

Диагностическая работа с контингентами риска в целях планирования и определения задач для коррекционной работы имеет ряд специфических особенно­стей.

Во-первых, такая диагностика должна быть комп­лексной. Это требование вытекает из комплексной, си­стемной природы причинных факторов детских невро­зов и комплексного характера факторов риска. Диаг­ностика требует применения набора психологических методик и экспериментов, направленных на изучение различных сторон психических процессов, свойств, лич­ностных качеств и форм деятельности. При этом особое значение приобретают методики по типу естественного эксперимента (моделирование реальной деятельности в группах и парах, игровые диагностические процеду­ры, групповые дискуссии и др.).

Во-вторых, комплексность в диагностике определя­ется необходимостью изучения семьи и семейного вос­питания, т. е. требует включения в диагностический процесс не только ребенка, но и его родителей. Диаг­ностика проблем ребенка осуществляется в контексте диагностики психологических проблем его семьи.

В-третьих, необходимо изучение,не только актуаль­ного состояния ребенка и статуса семьи, но и особен­ностей развития детей на предшествующих этапах, а также изучение семейных отношений в ретроспективе. Поэтому в диагностике психологических факторов рис­ка необходимо использовать биографический метод, по­зволяющий восстановить весь ход психического разви­тия ребенка /жизни его семьи.

В-четвертых, диагностика как начальный этап пси­хокоррекции требует соблюдения принципа активности самих испытуемых. Это означает, что все диагностиче­ские процедуры должны быть личностно мотивированы для самих участников, диагностика специалиста долж­на превращаться в самодиагностику, когда ее участни­ки ставят перед собой задачу самоизучення, анализа собственных психологических качеств и особенностей личности, самосознания, а также задачу самостоятель­ного определения целей и путей самосовершенствова­ния. Поэтому в диагностике широко используются проективные опросники, самоотчеты, дневниковые записи, проективные сочинения, рисунки с последующим об­суждением всех данных с их авторами.

В-пятых, диагностика и коррекция осуществляются практически одновременно на всем этапе работы, поэ­тому коррекционные приемы - это одновременно и приемы диагностики и самодиагностики участников коррекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: