Построение профилактической работы в образовательном учреждении

Н.В. Фалейтор

Образовательное учреждение — это пространство, которое не может быть заполнено только процессом обучения (то есть получением знаний по определенным предметам). Образовательные учреждения должны выполнять также и другую функцию — социализации личности. Жизнь — это не только обучение, но и отдых. Обеспечение и этой сферы жиз­недеятельности является важным и необходимым для обеспечения жиз­ни человека. Правильное проведение свободного времени (занятия по интересам, общение) обеспечивает для человека возможность жить, самореализовываться, находить себя, не чувствовать себя одиноким. Об этом важно не забывать, осуществляя различную дополнительную, на­пример, профилактическую, работу в образовательном учреждении.

При организации профилактического мероприятия необходимо по­мнить о том, что является причиной «вредных привычек», что важно для того социального слоя, на который мы направляем нашу деятель­ность, на каком языке необходимо говорить, чтобы нас услышали и поняли. Активное включение в воспитательный процесс значительно эффективнее пассивного слушания или наблюдения. Профилактичес­кая работа должна быть направлена на глубокие личностные формиро­вания: на научение личности конструктивно справляться с возникаю­щими трудностями, умение обращаться за помощью, находить поддер­жку, осознавать причины.

В 1998-99 уч. г. в школах С.-Петербурга нами проводилось массовое мероприятие «Соревнование классов, свободных от курения», направ­ленное на профилактику табакокурения. В соревновании принимают участие 190 классов из 14 районов города, всего охвачено более 4300 учащихся 7-х и 8-х классов. Подобный проект с 1989 г. осуществ­ляется в Финляндии, с 1998 в 11 странах Европы.

Проект «Соревнование классов, свободных от курения» по методоло­гии своего осуществления принципиально отличается от традиционных

методов профилактики курения (лекций, видеофильмов, основная цель и содержание которых заключается в предоставлении информации, уст­рашении фактами).

Цель: предотвратить или, по крайней мере, отсрочить начало куре­ния среди молодых людей путем развития умения принимать осознан­ные решения, сопротивляться социальному давлению, видеть преиму­щества от не курения.

Цель проекта реализуется при помощи трех факторов, заложенных в методологии соревнования:

- путем организации в форме соревнования, что позволяет замоти-вировать подростков;

- путем привлечения и обучения волонтеров, что позволяет осуще­ствлять более глубокую и профессиональную психологическую работу;

- путем приобретения в ходе соревнования положительного социаль­ного опыта (опыт доверительных, демократических отношений в группе), социальной поддержки, развития самоконтроля, актив­ного включения в обучение, участники осознают причины начала упот­ребления табака, алкоголя, наркотиков, научаются осуществлять собственный выбор, ощущают себя полноправными членами об­щества.

Задачи, решаемые проектом значительно шире, выходят за рам­ки привычной профилактики. Эффективная профилактическая ра­бота должна быть направлена не на запрет, а на формирование спо­собности противостоять социальному давлению мнимой моды, на­хождения альтернативы. На примере курения ребята знакомятся с причинами и механизмами вовлечения в другие химические зависи­мости.

Участие в соревновании классов, свободных от курения позволяет формироваться таким необходимым для успешной социализации каче­ствам как: ответственность, инициативность, активность, доверие, не­посредственность, креативность, автономность; приобретается опыт построения демократических отношений.

Такие результаты становятся возможны благодаря принципам, по которым построен и реализуется проект:

- ответственности. Ответственность участника, а не учителя;

- доверия. Куратор (учитель) не контролирует, а поддерживает;

- открытости. Трудности не скрываются, а разрешаются.

Реализация данных принципов позволяет подросткам: принять ответ­ственность за свое здоровье, за свою жизнь; иметь свободу выбора (ку­рить — не курить) при полной осведомленности; приобрести опыт по­строения демократических взаимоотношений; осознать механизмы пре­одоления трудностей, разрешения проблем. И тем самым противосто­ять причинам табакокурения.

Понимание и реализация принципов — достаточно трудная, но не­обходимая задача. Система обучения, сопровождающая проект в пер­вую очередь направлена на проработку этих принципов, так как именно они позволяют достигать поставленных целей, разрешать возникающие трудности.

Предполагается, что построенная структура взаимодействия позво­лит изменить психологическую атмосферу класса. Активная работа в со­ревновании предполага&т совместную деятельность. Это позволит улуч­шить способы взаимодействия между учащимися, развить самостоятель­ность, инициативность. Разбор возникающих в ходе соревнования труд­ностей позволит решить психологические проблемы, связанные с взаи­моотношениями в классе, сделает атмосферу в классе более доверитель­ной, открытой. Создание здоровой атмосферы класса — открытие воз­можности для каждого учащегося находить поддержку, обращаться за помощью, быть замеченным, а значит иметь возможность высказывать свои мысли, быть активным, конструктивно решать возникающие труд­ности.

Сегодня воспитательный процесс в школе все больше сходит на нет. С каждым днем становится труднее находить средства и кадры. Учителя вынуждены больше работать, совмещать различные виды деятельности. На внеклассные мероприятия остается мало времени. Данный проект предлагает новый способ решения этой проблемы. Привлечение во­лонтеров, добровольных помощников, которые по собственной иници­ативе будут помогать организовывать поддерживающие мероприятия. Важно, что здесь предполагается вовлечение родителей, старшекласс­ников и студентов.

Профилактика курения также является и профилактикой других хи­мических зависимостей, что обусловлено сходностью причин и механиз­мов вовлечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: