О.А. Дорожкина, Е.А. Калинина, Р.А. Кулакова
Сведения официальной статистики свидетельствуют о росте подростковой преступности и криминальных тенденций в детско-подростко-вой популяции. По данным, предлагаемым В.Д. Ермаковым, В.В. Панкратовым, число криминально активных подростков за последние 5 лет увеличилось на 32,3%, что закономерно приводит к необходимости по-•иска и выработки эффективных способов решения этой социальной проблемы.
В последние годы в системе учебно-воспитательных учреждений особое место принадлежит деятельности социального педагога, который выполняет роль посредника в триаде: «ребенок — учреждение — среда».
Опыт практической деятельности научно-исследовательской группы областной общественной организации «Надежда», дает основание предложить специалистам, работающим с детьми «группы риска» направления работы, условием которой является консолидация социальных педагогов, работающих на различных образовательных и воспитательных уровнях, для изучения криминологических и социально-психологических характеристик детей данной категории, сбора информации и статистических данных, обмена опытом и осуществления масштабных профилактических мероприятий выработки инновационных форм работы. Кроме того целесообразно широкое использование возможностей средств массовой коммуникации, информационного обеспечения.
1. Медико-психологическое:
- медико-психологическая диагностика;
- помощь в получении медико-психологических консультаций;
- внедрение антикризисных индивидуальных методик рассчитанных на поддержку детей в стрессовых ситуациях и в последующий постконфликтный период.
2. Социально-педагогическое:
- «социальный патронаж», то есть помощь во взаимодействии ИДН и КДН с администрациями учебно-воспитательных учреждений, родителями и пр.;
- установление социально-педагогического диагноза (опреде-ление степени педагогической запущенности, составление социального портрета);
- проведение коррекционных и реабилитационных приемов работы (тренинги, индивидуальные и групповые формы работы, использование приемов музыкальной и игротерапии);
- методическая помощь родителям (консультирование по вопросам особенностей развития подростков, помощь в создании благоприятного психологического климата и оздоровление условий семейного воспитания и пр.)
3. Социально-правовое:
- реализация программ направленных на повышение правовой культуры и правосознания подростков (социально-правовое консультирование, организация встреч с работниками правоохранительных орга нов и т.д.);
- оказание психолого-педагогической поддержки подросткам во взаимоотношениях с правоохранительными органами. 4. Трудовое:
- профориентационная работа по информированию подростков о спектре профессий и наличии вакансий;
- сотрудничество с детской биржей труда и помощь в трудоустройстве;
- поддержка в трудовой адаптации (беседы с руководством трудовых коллективов, сотрудниками, принятие режима работы и существующих
традиций.
Позитивная социализация детей и подростков «группы риска» взаимообусловлена работой систем воспитания и профилактики в едином ключе при укреплении материальной базы, а так же при содействии и законодательных нововведений носящих общегосударственный характер.