Аспекты социально-педагогической поддержки детей и подростков с отклоняющимся поведением

О.А. Дорожкина, Е.А. Калинина, Р.А. Кулакова

Сведения официальной статистики свидетельствуют о росте подрос­тковой преступности и криминальных тенденций в детско-подростко-вой популяции. По данным, предлагаемым В.Д. Ермаковым, В.В. Пан­кратовым, число криминально активных подростков за последние 5 лет увеличилось на 32,3%, что закономерно приводит к необходимости по-•иска и выработки эффективных способов решения этой социальной про­блемы.

В последние годы в системе учебно-воспитательных учреждений осо­бое место принадлежит деятельности социального педагога, который выполняет роль посредника в триаде: «ребенок — учреждение — среда».

Опыт практической деятельности научно-исследовательской группы областной общественной организации «Надежда», дает основание пред­ложить специалистам, работающим с детьми «группы риска» направле­ния работы, условием которой является консолидация социальных пе­дагогов, работающих на различных образовательных и воспитательных уровнях, для изучения криминологических и социально-психологичес­ких характеристик детей данной категории, сбора информации и стати­стических данных, обмена опытом и осуществления масштабных про­филактических мероприятий выработки инновационных форм работы. Кроме того целесообразно широкое использование возможностей средств массовой коммуникации, информационного обеспечения.

1. Медико-психологическое:

- медико-психологическая диагностика;

- помощь в получении медико-психологических консультаций;

- внедрение антикризисных индивидуальных методик рассчитанных на поддержку детей в стрессовых ситуациях и в последующий постконф­ликтный период.

2. Социально-педагогическое:

- «социальный патронаж», то есть помощь во взаимодействии ИДН и КДН с администрациями учебно-воспитательных учреждений, родите­лями и пр.;

- установление социально-педагогического диагноза (опреде-ление степени педагогической запущенности, составление социального порт­рета);

- проведение коррекционных и реабилитационных приемов работы (тренинги, индивидуальные и групповые формы работы, использова­ние приемов музыкальной и игротерапии);

- методическая помощь родителям (консультирование по вопросам особенностей развития подростков, помощь в создании благоприятного психологического климата и оздоровление условий семейного воспита­ния и пр.)

3. Социально-правовое:

- реализация программ направленных на повышение правовой культуры и правосознания подростков (социально-правовое консультирование, организация встреч с работниками правоохранительных орга нов и т.д.);

- оказание психолого-педагогической поддержки подросткам во вза­имоотношениях с правоохранительными органами. 4. Трудовое:

- профориентационная работа по информированию подростков о спектре профессий и наличии вакансий;

- сотрудничество с детской биржей труда и помощь в трудоустрой­стве;

- поддержка в трудовой адаптации (беседы с руководством трудовых коллективов, сотрудниками, принятие режима работы и существующих

традиций.

Позитивная социализация детей и подростков «группы риска» взаи­мообусловлена работой систем воспитания и профилактики в едином ключе при укреплении материальной базы, а так же при содействии и законодательных нововведений носящих общегосударственный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: