Целевая модель рынка грузовых перевозок на период до 2015 года

Основной целью реформирования рынка грузовых перевозок является удовлетворение потребности экономики и отдельных пользователей услуг железнодорожного транспорта в перевозках грузов, а также ликвидация инфраструктурных ограничений экономического развития РФ.

 
Целевая модель предусматривает:

· сохранение ОАО «РЖД» в качестве общесетевого грузового перевозчика и владельца инфраструктуры;

· развитие рынка оперирования грузовым железнодорожным составом;

· развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок «в экспериментальном режиме» путем создания нормативных и экономических условий для формирования института локальных грузовых перевозчиков;

· совершенствование модели государственного тарифного регулирования;

· разработку модели регуляторного контракта по содержанию и модернизации инфраструктуры как закрепленной на законодательном уровне системы договоров между владельцем инфраструктуры и государством.

Однако стремительное изменение структуры рынка оперирования грузовым составом в совокупности с существенным отставанием формирования регуляторной среды, в том числе нормативно-правового обеспечения этого рынка, привело к осложнению ситуации летом 2011 года, связанной с невывозом части грузов из части регионов страны.

Основные противоречия:

· утрачено основное преимущество общего парка вагонов – возможность быть погруженным в любом месте и любым грузом;

· длительный простой вагонов, т.к. грузовые операторы ожидают выгодных перевозок;

· снижение пропускной способности важнейших направлений при массовых встречных перевозках порожних вагонов разных собственников.

Для стабилизации рынка грузовых перевозок ОАО «РЖД» совместно с федеральными органами исполнительной власти разработан пакет срочных мер, в том числе по совершенствованию нормативной базы и тарифного регулирования отрасли:

Ключевыми стали решения:

· О приемке порожних вагонов к перевозке (приказ Минтранса РФ от 03.10.11 № 258);

· О консолидации парка универсальных полувагонов под управлением ОАО РЖД» путем передачи в аренду ОАО «РЖД» полувагонов, принадлежащих ОАО «ВГК» и другим собственникам, и необходимости утверждения порядка расчета и правил применения тарифов на перевозки вагонов в привлеченных вагонах (постановление Правительства РФ от 20.12.2011 № 1051);

· О необходимости доработки и внедрения эффективной технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов подвижного состава и отсутствия инвентарного парка (протокол Правительственной комиссии по транспорту и связи от 29.11.2011).

· Внесение изменений в систему грузовых тарифов, направленных на сближение тарифных классов, уменьшение порожнего пробега и стимулирование попутной загрузки.

В связи с этим в ноябре 2011 года было принято решение в части переноса мероприятий по реализации пилотных проектов создания частных перевозчиков до момента отработки внедрения эффективной технологии управления приварным парком вагонов. Хотя частные перевозчики на маршрутных отправках в РФ уже сегодня присутствуют. Это компании «Globaltrans», «Трансойл», «ОТЭКО» и «Трансгарант», которые имеют в своей собственности магистральные локомотивы (около 100 ед.) и многолетний опыт работы собственными поездными формированиями.

Причина переноса – технология управления движением грузовых поездов не рассчитана на работу с различными перевозчиками, хотя уже утвержден инфраструктурный тариф.

В результате рассмотрения вопроса о регулировании перевозочного процесса в феврале 2012 года разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об основах правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействии с участниками перевозочного процесса при перевозке грузов». Сейчас данный проект находится на обсуждении.

 
Кроме этого ОАО «РЖД» совместно со всеми заинтересованными лицами разработали Единый сетевой технологический процесс железнодорожных перевозок (ЕСТП), который предназначен для технологического обеспечения организации и управления перевозками на основе системного взаимодействия всех участников рынка: ОАО «РЖД», грузоотправителей, операторов, владельцев подвижного состава, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования.

Для эффективного развития Холдинга «РЖД» в бизнесе грузовых перевозок до 2015 года будет реализован комплекс мер, направленных на:

· повышение рентабельности бизнеса грузовых перевозок;

· роста качества обслуживания клиентов и их удовлетворенности уровнем сервиса Холдинга;

· повышение эффективности межвидовой конкуренции;

· географическую и продуктовую диверсификацию деятельности Холдинга в данном сегменте;

· обновление и развитие активов в сегменте грузовых перевозок;

· активное продвижение проектов по расширению инфраструктуры для увеличения объемов перевозок и выработка соответствующих инвестиционных и регуляторных решений.

Вход в новые продуктовые и географические сегменты,

диверсификация грузового бизнеса и развитие новых услуг

На Октябрьской железной дороге в настоящее время проводится работа по созданию новых продуктов на рынке грузовых перевозок. Уже реализуются проекты по:

· организации регулярного движения грузовых поездов по расписанию (фиксированный маршрут и фиксированные дата и время отправления);

· организации движения «грузовых экспрессов» (фиксированный маршрут на определенную дату и время отправления с ускоренными сроками доставки);

· организации движения «блок-трейнов» (регулярные контейнерные поезда между портом Санкт-Петербург и тыловыми контейнерными терминалами.

Разрабатываются в настоящее время:

· организация «интермодальных перевозок»;

· организация перевозок в Калиниград и Германию с использованием паромной переправы Усть-Луга-Балтийск-Засниц.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

 
Планирование грузовых перевозок имеет большое значение. Они дают свыше 85% выручки ОАО «РЖД» и являются исходной базой для всей системы производственно-хозяйственного планирования в компании.

Основные задачи планирования:

§ формирование платежеспособного спроса на перевозки и определение достоверной информации об объемах, структуре и направлениях перевозки;

§ максимально возможный учет запросов и пожеланий клиентуры по качеству и условиям транспортного обслуживания;

§ обеспечение конкурентноспособности компании и широкого взаимодействия с пользователями и другими видами транспорта;

§

 
обеспечение рациональности использования транспортных ресурсов и эффективности работы железных дорог.

В сетевых планах перевозок грузов устанавливаются следующие показатели:

§ объем перевозок (отправление) грузов, т, всего, в т.ч. по установленной номенклатуре грузов;

§ грузооборот, тарифные ткм;

§ среднесуточная погрузка, ваг.

§ средняя дальность перевозок грузов, км;

§ грузонапряженность млн. ткм на 1 км, средняя

 
Первый показатель утверждает ОАО в качестве основного планового для железных дорог- филиалов ОАО «РЖД», а остальные носят расчетный характер.

Особенности планирования:

§ тесная увязка плана перевозок с планированием финансово-экономических показателей – доходы, расходы, прибыль, рентабельность;

§ переход к разработке планов-прогнозов, на 3,5,10,15 лет

§ разработка трех вариантов плана - оптимистического, пессимистического и базового (среднего)

§ применение практики непрерывного планирования с учетом изменения спроса на перевозки грузов и конъюнктуры транспортного рынка

§ использование индикативного (рекомендательного) подхода к запланированным размерам перевозок, особенно при долгосрочном и среднесрочном планировании.

Виды планов:

1) стратегические – определяется прогноз грузовых потоков по направлениям, участкам и узлам железных дорог, развитию смешанных перевозок и научно-технического прогресса на транспорте. Разрабатываются по ограниченной номенклатуре грузов (6-7 наименований).

2) текущие (годовые) планы-прогнозы – более детальны, разрабатываются по основным массовым грузам, около 14 наименований составляющих 80% всего грузооборота. Годовой план имеет поквартальную разбивку объемов перевозок и грузооборота.

3) оперативные – наиболее подробные и точные. Разрабатываются по более широкой номенклатуре грузов и служат исходной информацией для составления технического плана работы железных дороги и определения размеров передачи вагонов по стыкам дорог. В них кроме объемов перевозок, указывают корреспонденцию грузов, в т.ч. отправителей и станции отправления, дороги и станции назначения груза в местном сообщении. Оперативные планы разрабатываются с использованием системы фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО).

В квартальных планах учитывают более 40 наименований грузов, а в месячных – около 1000 наименований тарифно-статистической номенклатуры грузов. В этих планах особо выделяют перевалку грузов в смешанном сообщении, перевозки импортных грузов и грузов, перевозимых в контейнерах.

Разработку текущего плана перевозок грузов по железной дороге – филиале ОАО «РЖД» осуществляют экономические службы железных дорог совместно с дорожными центрами фирменного транспортного обслуживания. Они передают проекты планов-прогнозов перевозок в ОАО «РЖД», где на основе обобщенных материалов, разрабатывают контрольные цифры плана по перевозкам (отправлению) и грузообороту в тарифных тонно-километрах для каждой дороги.

Оперативные планы перевозок разрабатывают ДЦФТО на основе имеющихся договоров (контрактов) на перевозки, заявок грузоотправителей на перевозки формы ГУ012. В 2012 принято решение перейти к месячному планированию грузовых перевозок и отправлению порожних вагонов.

В ОАО «РЖД» прогнозированием и планированием объемов перевозок, занимаются Департамент по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике и созданная в 1996 году система фирменного транспортного обслуживания (СФТО), которая в процессе реформирования федерального железнодорожного транспорта вошла в состав ОАО «РЖД» в качестве маркетинго - сбытовой структуры (ЦФТО).

Основными видами деятельности Департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политики являются:

· формирование и реализация тарифной политики ОАО «РЖД» в области перевозок грузов, багажа, грузобагажа в дальнем следовании и оказание услуг по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД»;

· формирование и реализация маркетинговой политики в области грузовых перевозок.

В ходе реформирования отмена предварительных заявок грузоотправителей и предоставление выбора пользователями поставщиков и видов транспорта привели к необходимости формирования спроса на перевозки грузов на маркетинговых принципах с элементами прогнозирования.

 
Основную работу по формированию спроса на перевозки грузов выполняют подразделения Системы фирменного транспортного обслуживания. СФТО ОАО «РЖД». Проводятся маркетинговые обследования районов тяготения железных дорог с целью более глубокого изучения транспортного рынка, определения потребностей и платежеспособного спроса на перевозки грузов и другие транспортные услуги железнодорожного транспорта.

По степени охвата транспортного рынка различают следующие масштабы исследований:

§ сетевой

§ региональный

§ дорожный

§ локальный.

По периодичности проведения обследования бывают:

§ плановые или регулярные через заранее определенные промежутки времени (ежегодно, один раз в 3,5 и более лет)

§ периодические или ситуационные – по мере изменения экономических условий, конъюнктуры рынка

§ оперативные - осуществляемые в виде постоянного мониторинга транспортного рынка или отдельных его сегментов и важнейших характеристик

Процесс маркетингового исследования состоит из нескольких этапов:

1. определение целей и разработка программы обследования;

2. анализ статистической, плановой и иной информации об экономике района тяготения и конкурирующих видах транспорта;

3. определение размеров выборки обследования клиентуры, разработка, рассылка и сбор опросных анкет предприятий и организаций грузовладельцев;

4. обработка вторичной и первичной информации, предложений грузовладельцев и определение емкости транспортного рынка, сегментирование рынка и выбор целевых сегментов;

5. разработка и обоснование предложений по формированию спроса на перевозки, повышению качества транспортного облуживания, предоставлению льготных тарифов, развитию транспорта и внедрению новых технологий;

6. Согласование и предоставление (презентация) обобщенных материалов обследования руководству железных дорог и ОАО «РЖД».

ЦФТО работает как «одно окно», обеспечивая полный цикл взаимодействия с клиентами при формировании и исполнении заказов на перевозку грузов, а также осуществляет договорную работу с экспедиторскими организациями, собственниками железнодорожного подвижного состава и другими участниками транспортно рынка.

 
ЦФТО выступает от имени клиента единым заказчиком перед всеми причастными подразделениями ОАО «РЖД», являясь гарантом качества и соблюдения сроков исполнения заказа от лица ОАО «РЖД».

Деятельность ЦФТО:

· оказание услуг по организации и осуществлению грузоперевозок;

· оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД», для перевозки грузов;

· оказание информационных и иных услуг;

· оказание услуг по продаже и аренде железнодорожного подвижного состава;

· организация и ведение договорной работы с экспедиторскими организациями, другими инфраструктурами.


Комплекс услуг СФТО

 


· Формирование бюджета продаж и контроль его исполнения · Формирование, согласование и утверждение плана перевозок · Формирование сводного заказа · Оформление перевозочных документов

       
   
· Сбыт услуг по информационному обслуживанию · Сбыт услуг по предоставлению в аренду вагонов и локомотивов  
 
 
 


Схема взаимодействия ЦФТО с другими структурами ОАР «РЖД»


Система фирменного транспортного обслуживания

 


 
 
 


При планировании перевозок грузов используют еще следующую классификацию перевозок. Направления классификации представлены на следующей схеме:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: