Телефонное собеседование – это, как правило, первый этап знакомства представителей кадровых служб с соискателями, позволяющий сэкономить время и тем, и другим. Конечно, таким способом невозможно оценить кандидатов с большой долей вероятности, однако появляется хорошая возможность составить о них первое впечатление, убедиться в их заинтересованности в конкретной вакансии, а также отсеять часть претендентов, которые явно не соответствуют ожиданиям работодателя.
А при региональном (дистанционном) подборе персонала телефонное собеседование бывает просто обязательным [34, 37].
По данным Исследовательского центра рекрутингового портала www.Superjob.ru [37], телефонное собеседование при подборе персонала использует подавляющее большинство рекрутеров (91 %), в том числе 50 % –
в определенных случаях, а 41 % – всегда.
Ваши шансы попасть в число тех «счастливчиков», которые преодолели первый барьер в виде телефонного собеседования, значительно повысятся, если вы отнесетесь к этому виду собеседования так же серьезно, как и к очной встрече с рекрутером. Перед тем как перезванивать работодателю, подготовьте краткий рассказ о себе с упоминанием ваших профессиональных достижениий и причин вашей заинтересованности в предлагаемой работе.
Существует два вида телефонных собеседований: первый – с целью уточнить ваш опыт, второй – полноценное телефонное собеседование.
И в том, и в другом случае рекрутеры проверяют наличие опыта, который важен для данной вакансии. Поэтому они очень точно и конкретно задают вам вопрос и важно отвечать предельно конкретно и с примерами. Чаще всего спрашивают про детали вашего опыта работы, причины
и критерии поиска работы, зарплату.
Собеседование по телефону помогает проверить достоверность информации, указанной в резюме. Опытный рекрутер уже на этапе беседы по телефону может определить, насколько кандидат будет интересен потенциальному работодателю.
То, как соискатель владеет речью, каким образом строит предложения и на что делает акцент, позволяет определить тип личности, предпочтения, основные мотивационные факторы и многое другое.
Средняя продолжительность собеседования по телефону составляет обычно 10–20 минут, а при региональном подборе кадров таким способом – от 40 минут до одного часа. Если работодатель указал в объявлении временной интервал для обращений, то соответственно время звонка соискателя позволит оценить организованность и пунктуальность последнего. Если же период не обозначен, то звонить по поводу работы лучше с 10.30 до 13.00 и с 15.00 до 17.30.
Специфика собеседования по телефону заключается в отсутствии зрительного контакта с собеседником. С одной стороны, отпадает необходимость заботиться о внешней презентации, с другой – вы лишены возможности перенести внимание оппонента на отвлеченные темы. К тому же многим именно деловой костюм и другие детали внешнего вида придают уверенность в собственных силах. Телефон может исказить тембр голоса, но не влияет на интонацию и манеру переговоров, поэтому обратите внимание на следующие важные детали.
Постарайтесь при первом телефонном контакте с работодателем избежать двух крайностей: не говорите слишком быстро, пытаясь уложиться в одну минуту в процессе проведения мини-презентации, но в то же время и не преувеличивайте вашу скромность, не робейте, общаясь
с представителями кадровой службы. Не перебивайте собеседника на другом конце провода, когда он, в свою очередь, начнет вам представлять компанию и рассказывать об условиях работы.
Если вы что-то не поняли или не расслышали, не бойтесь уточнить, переспросить. Такое поведение гораздо лучше, чем потом краснеть на повторном собеседовании, оправдываясь, что эту часть вы прослушали,
и ссылаться на плохое качество связи.
Консультанты по развитию карьеры советуют проводить телефонное собеседование стоя. Такой психологический прием помогает говорить громче и уверенней.
Как и на других собеседованиях, будьте готовы не только отвечать, но и сами задавать вопросы. Это поможет убедить рекрутера в вашей заинтересованности получить работу в компании. Если соискатель нацелен на конкретную вакансию, его вопросы в основном касаются функциональных обязанностей и критериев оценки деятельности.
Если вы забыли или не успели что-то спросить, то сразу перезванивать и уточнять не рекомендуется. Такое поведение может навести рекрутера на мысль о вашей неорганизованности, рассеянности.
На формирование мнения о кандидате могут также повлиять различные звуки, связанные с жилищно-бытовой обстановкой (работающий телевизор, лай собаки, голоса родственников, детей), уличные шумы (когда вы звоните из машины или с сотового телефона). Исходя из сложившейся ситуации, рекрутер, во-первых, оценит, насколько серьезно соискатель относится к данному виду переговоров, а во-вторых, точнее составит психологический портрет претендента.
Интерес рекрутера к вам как к потенциальному сотруднику его компании может угаснуть, если во время собеседования вы отвлекаетесь на другие дела. Например, один из соискателей рассказывал о допущенной им ошибке: параллельно с телефонным собеседованием он проверял электронную почту. Когда собеседник спросил о причинах задержки его ответов, он признался, что одновременно просматривает письма. И предложения о личной встрече от этой компании не было.
Если инициатива звонка исходит не от вас, а от нанимателя, а вам
в этот момент неудобно разговаривать (не имеет значения, по каким причинам: плохо себя чувствуете, напряженная рабочая атмосфера, деловые переговоры), или вы просто психологически не готовы к собеседованию, то лучше всего перенести телефонное собеседование. Ответ возможно сформулировать следующим образом: «Спасибо вам за то, что обратили внимание на мою кандидатуру, благодарю за звонок. Ваше предложение меня очень заинтересовало, но, к сожалению, я не могу сейчас разговаривать – мне нужно уходить через пять минут. Будет ли достаточно такого времени на разговор, или можно перезвонить вам в другое время?» Так вы достаточно четко выразите свою заинтересованность в вакансии, честно предупредите об имеющемся у вас в запасе времени и согласуете срок следующего звонка.
Желательно хотя бы раз назвать собеседника по имени или по имени и отчеству (в зависимости от того, как он представился). Помните: психологи считают, что обращение к человеку по имени всегда располагает его к вам. Услышав имя рекрутера, сразу запишите его, чтобы впоследствии не допустить досадных ошибок.
Когда разговор закончится, рекрутер, скорее всего, сам предложит вам дальнейшую схему взаимодействия: либо пригласит в офис для личной встречи, либо сообщит, что вы не вполне соответствуете вакансии. После окончания разговора обязательно поинтересуйтесь, каковы ваши дальнейшие действия: когда можно будет ждать результата собеседования, и, в случае положительного решения, какие дополнительные материалы и документы вам могут потребоваться при личной встрече. Если вы знаете электронный адрес сотрудника, который с вами общался, после разговора ему можно направить краткое письмо-напоминание, в котором, помимо благодарности за беседу, еще раз перечислить свои сильные стороны как профессионала.
Опыт ведения телефонных переговоров с работодателем, как и любой другой навык, приобретается не сразу. Чем больше телефонных звонков вы сделаете, тем увереннее будете себя чувствовать от раза к разу и, следовательно, меньшее число ошибок допустите. Это тот самый случай, когда количество неизбежно переходит в качество.