Рабочая программа дисциплины……..……...........………………………………...3
Краткий курс лекций…………………..…………………………...........................30
Методические указания к выполнению контрольных работ………………......232
Тесты, вопросы к экзамену и зачету …….…...…………………………………247
Сведения о ППС………………………………….……...………………………..257
Использование инновационных методов……….……………………...………..258
Краткий словарь терминов………………….........................................................259
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Спецкурс «Актуальные проблемы уголовного права РФ» предназначен для приобретения обучаемыми более углубленных специализированных знаний проблем уголовно-правовой теории и практики. Преподавание и изучение этой дисциплины предполагает раскрытие доктринальных позиций по актуальным проблемам уголовного права как Общей, так и Особенной частей УК РФ, овладение методами научного анализа уголовно-правовых норм касающихся проблем квалификации преступлений, вызывающих сложности в судебно-следственной практике. Целью изучения данной дисциплины является привитие студентам более углубленных теоретических знаний, касающихся актуальных научных проблем теории и практики уголовного права, практических навыков, необходимых для профессионального выполнения выпускниками служебных обязанностей в сфере профессиональной деятельности. Основными задачами спецкурса «Актуальные проблемы уголовного права» являются: привитие обучаемым глубоких теоретических знаний об основных категориях и положениях, содержащих актуальные проблемы уголовного права, о достигнутом уровне законодательного регулирования указанных норм, обучение курсантов и слушателей правильному ориентированию в действующем уголовном законодательстве, привитие им навыков и умений правильно толковать и применять нормы, закрепленные в УК 1996 года, к конкретным жизненным ситуациям. Основным задачами курса «Актуальные проблемы уголовного права» являются: - обеспечение подготовки специалистов высшей квалификации, способных глубоко разбираться в вопросах уголовного права, в том числе и международного; - приобретение навыков сравнительного анализа, активизация ранее полученных знаний и способность применять их на практике; - усвоение знаний об уголовно-правовой системе Российской Федерации; - получение сведений об источниках уголовного законодательства и существующих в них законодательных пробелах; - получение навыков изыскивать возможные пути решения обнаруженных проблем и правильности применения уголовно-правовых норм. |
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать - понятия и термины, используемые в УК РФ; - основные институты уголовного права, которые имеют определенную специфику и представляют интерес для сравнительного правоведения и российской правоприменительной деятельности; - нормативную базу, а также современную уголовно-правовую литературу, юридическую периодику, монографии и комментарии законодательных актов; - реальную судебную практику. |
Студент должен уметь - показать способности к научно обоснованному теоретическому анализу актуальных проблем в уголовном праве; подготовку к компетентному применению полученных знаний на практике; - грамотно приводить примеры, соответствующие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ; - правильно анализировать уголовно-правовые нормы. |
Студент должен иметь представление - о различных научных позициях российских и зарубежных ученых по наиболее спорным вопросам уголовного права; о проблемах и законодательных пробелах существующих в УК РФ. |
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем) | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
1. Уголовное право (Общая и Особенная часть) Т.3 Преступления против жизни и здоровья Т.4 Преступления против свободы, чести и достоинства личности Т.5 Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности |
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) | М |
Показательный (изложение материала с приемами показа) | П |
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) | Д |
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) | Э |
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) | ПБ |
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) | И |
Объяснительно-иллюстративный метод (монологическое и проблемное изложение материала сопровождается демонстрацией дидактического и наглядного материала) | О-И |
Интерактивный метод «мозговой штурм» Интерактивные методы, применяемые в процессе преподавания, связаны с «погружением» студента в ситуацию профессиональной деятельности. Это проблемное обучение через действие. Интерактивные методики предоставляют уникальную возможность тренинга профессиональных навыков. Задача интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности студентов путем постановки вопроса, который отличается поливариантностью ответов. Преимущества этого интерактивного метода состоят в вовлечении в работу всех студентов группы с различным уровнем подготовки и активности; а также в структуризации изученного материала. | МШ |
Интерактивный метод «сократовский диалог» Сократический диалог или «Сократовский метод» состоит в том, чтобы, задавая последовательно вопросы, подвести студента к определенному правильному утверждению. Это позволяет научить студента грамотно задавать вопросы и составлять алгоритм диалога. Вопросы может задавать не сам преподаватель, а студенты в рамках работы малых групп или каждый индивидуально. | СД |
Интерактивный метод «работа в малых группах» Работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждение полученных результатов. Этот метод развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения, аналитические способности. Он предусматривает распределение в рамках группы ролей: ведущего (организатор работы группы), секретаря (записывает результаты обсуждения), докладчика (представляет результаты коллективного анализа проблемы). Смысл работы в малых группах заключается не только в том, чтобы сформулировать решение какой-либо задачи, но и объективно оценить как свою работу, так и результаты работы других групп. Результаты работы групп можно оценивать по выработанной заранее шкале баллов. | РМГ |
Творческие задания используются для активизации познавательной деятельности студентов на семинарских занятиях. Они могут применяться как в индивидуальном порядке, так и при работе в малых группах. | ТЗ |
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя | Кол. Час | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы |
1,2 | Тема лекции №1: «Актуальные вопросы учения о преступлении». 1. Основные подходы к определению преступления. Преступление как фундаментальная правовая категория. 2. Основания и критерии криминализации и декриминализации общественно опасных деяний. 3. Понятие и признаки преступления в УК РФ: проблемные вопросы (общественная опасность, уголовная противоправность, бланкетные диспозиции, вина и виновность, наказуемость деяния и альтернативы наказанию). 4. Категории преступлений: теория и законодательная практика. 5. Понятие малозначительности в уголовном праве. 6.Основные тенденции и противоречия в процессе реформирования современного уголовного законодательства. | М,П | |
1,2 | Семинар №1: «Актуальные вопросы учения о преступлении». 1. Основные подходы к определению преступления. Преступление как фундаментальная правовая категория. 2. Основания и критерии криминализации и декриминализации общественно опасных деяний. 3. Понятие и признаки преступления в УК РФ: проблемные вопросы (общественная опасность, уголовная противоправность, бланкетные диспозиции, вина и виновность, наказуемость деяния и альтернативы наказанию). 4. Категории преступлений: теория и законодательная практика. 5. Понятие малозначительности в уголовном праве. 6.Основные тенденции и противоречия в процессе реформирования современного уголовного законодательства. | ПБ,Д,МШ Д,Пб Д,Пб Д Д,МШ | |
3,4 | Тема лекции №2:«Актуальные вопросы учения о вменяемости» 1. Понятие вменяемости и проблемные аспекты законодательного закрепления данного термина. 2. Понятие невменяемости. Актуальные проблемы законодательного закрепления юридического и медицинского критериев невменяемости. 3. Уголовная ответственность лиц, с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость. Проблемные аспекты. 4. «Возрастная невменяемость»: понятие, значение, актуальные проблемы установления. | Д,М,Э Д,Э,Пб М,Д,Э М,Пб ПБ,ТЗ ПБ, ТЗ ПБ, ТЗ | |
3,4 | Семинар №2: «Актуальные вопросы учения о вменяемости» 1. Понятие вменяемости и проблемные аспекты законодательного закрепления данного термина. 2. Понятие невменяемости. Актуальные проблемы законодательного закрепления юридического и медицинского критериев невменяемости. 3. Уголовная ответственность лиц, с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость. Проблемные аспекты. 4. «Возрастная невменяемость»: понятие, значение, актуальные проблемы установления. | М, Д, МШ М,Д О-И,М М,О-И | |
5,6 | Тема лекции №3: «Актуальные проблемы института соучастия» 1. Проблемы определения соучастия с точки зрения акцессорной и самостоятельной теорий. 2. Объективные и субъективные признаки соучастия. 3. Традиционная классификация видов соучастников и возможности ее развития (посредник, провокатор, вербовщик, инициатор, зачинщик, заказчик и др.). 4. Дискуссия о формах и видах соучастия в науке уголовного права. 5. Соучастие со специальным субъектом. Эксцесс исполнителя и его виды. | М,Д,Пб М,Д,Э ПБ,Д,ТЗ | |
5,6 | Семинар №3: «Актуальные проблемы института соучастия» 1. Проблемы определения соучастия с точки зрения акцессорной и самостоятельной теорий. 2. Объективные и субъективные признаки соучастия. 3. Традиционная классификация видов соучастников и возможности ее развития (посредник, провокатор, вербовщик, инициатор, зачинщик, заказчик и др.). 4. Дискуссия о формах и видах соучастия в науке уголовного права. Соучастие со специальным субъектом. Эксцесс исполнителя и его виды. | М,Д Пб Д,Пб МШ,Д,Пб | |
7,8 | Тема лекции №4: «Актуальные проблемы назначения наказания на современном этапе развития уголовного права России» 1. Социальная и правовая сущность наказания. 2. Дискуссионные вопросы определения целей наказания. 3. Проблемы теории, законодательной регламентации и практики применения отдельных видов наказания. 4. Проблемы смертной казни в современном обществе. Аргументы «за» и «против». Практика назначения наказаний судами Ростовской области. | О-И, М,Д ПБ, М, О-И | |
7,8 | Семинар №4: «Актуальные проблемы назначения наказания на современном этапе развития уголовного права России» 1. Социальная и правовая сущность наказания. 2. Дискуссионные вопросы определения целей наказания. 3. Проблемы теории, законодательной регламентации и практики применения отдельных видов наказания. 4. Проблемы смертной казни в современном обществе. Аргументы «за» и «против». Практика назначения наказаний судами Ростовской области. | Д,Э ДЭ Д,Э Д,Э | |
9,10 | Тема лекции №5:«Актуальные проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних» 1. Восстановительное правосудие и уголовная политика в отношении несовершеннолетних. 2. Проблемные вопросы при назначении отдельных видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним. 3. Виды освобождения от несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания и проблемы их правоприменения. 4. Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера: сущность, виды, значение в профилактике преступности несовершеннолетних. | Д,ПБ МШ,Д Д,Пб МШ,Пб | |
9,10 | Семинар №5: «Актуальные проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних» 1. Восстановительное правосудие и уголовная политика в отношении несовершеннолетних. 2. Проблемные вопросы при назначении отдельных видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним. 3. Виды освобождения от несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания и проблемы их правоприменения. Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера: сущность, виды, значение в профилактике преступности несовершеннолетних. | О-И, М, Пб М, Д, О-И М, П,О-И | |
11,12 | Тема лекции №6: «Актуальные проблемы применения уголовно-правовых норм в области охраны личности» 1. Конституционные основы неприкосновенности личности, права на жизнь, здоровье, свободы человека и гражданина в Уголовном кодексе РФ. 2. Проблемы определения отграничительных признаков простого убийства от убийства при отягчающих обстоятельствах. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК)». 3. Проблема эвтаназии в современном обществе. | Д,ПБ МШ,Пб М,П М,ПБ | |
11,12 | Семинар №6: «Актуальные проблемы применения уголовно-правовых норм в области охраны личности» 1. Конституционные основы неприкосновенности личности, права на жизнь, здоровье, свободы человека и гражданина в Уголовном кодексе РФ. 2. Проблемы определения отграничительных признаков простого убийства от убийства при отягчающих обстоятельствах. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК)». 3. Проблема эвтаназии в современном обществе. | Д М,П,Э ТЗ,ПБ ТЗ,ПБ ТЗ,ПБ | |
13,14 | Тема лекции №7: «Актуальные проблемы применения уголовно-правовых норм в сфере охраны собственности» 1. Система уголовно-правовых норм, обеспечивающих охрану права собственности. 2. Проблемы законодательного определения понятия хищения. Достоинства и недостатки легальной дефиниции. 3. Проблемы определения признаков хищения в отдельных составах Особенной части УК РФ. (Хищение наркотических средств, оружия и.т.д.). 4. Основные правоприменительные проблемы, возникающие при рассмотрении дел о хищении. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 29 от 27 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое». | М П, О-И М М,О-И | |
13,14 | Семинар №7: «Актуальные проблемы применения уголовно-правовых норм в сфере охраны собственности» 1. Система уголовно-правовых норм, обеспечивающих охрану права собственности. 2. Проблемы законодательного определения понятия хищения. Достоинства и недостатки легальной дефиниции. 3. Проблемы определения признаков хищения в отдельных составах Особенной части УК РФ. (Хищение наркотических средств, оружия и.т.д.). 4. Основные правоприменительные проблемы, возникающие при рассмотрении дел о хищении. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 29 от 27 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое». | Д Д,ПБ М,П,О-И М,ПБ М,ПБ ПБ,Д М | |
15,16 | Тема лекции №8: «Актуальные проблемы уголовного законодательства в сфере применения норм об ответственности за преступления против общественной безопасности» 1. Терроризм - как угроза национальной безопасности. 2. Террористический акт – состав и виды данного преступления. Проблемы законодательной дефиниции. 3. Иные преступления, посягающие на общественную безопасность – проблемы разграничения со смежными составами. | ПБ М,Д,П М Д,Э Д,Э Д,Э М,Д ТЗ | |
15,16 | Семинар №8: «Актуальные проблемы уголовного законодательства в сфере применения норм об ответственности за преступления против общественной безопасности» 1. Терроризм - как угроза национальной безопасности. 2. Террористический акт – состав и виды данного преступления. Проблемы законодательной дефиниции. 3. Иные преступления, посягающие на общественную безопасность – проблемы разграничения со смежными составами. | М, Д МШ О-И, М, Д |
2.2. Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. | Методы |
Тема 1: «Актуальные вопросы учения о преступлении» 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Вопросы определения признаков, характеризующих преступление б) Общественная опасность - как основной признак преступления 2. Индивидуальное консультирование студентов в процессе подготовки к семинарскому занятию №1 «Актуальные вопросы учения о преступлении». | ПБ,Исс. ТЗ Э | ||
Тема 2 «Актуальные вопросы учения о вменяемости» Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Понятие «ограниченной вменяемости» в теории уголовного права. б) Проблемы определения медицинского критерия «ограниченной вменяемости» в) Невменяемость и «ограниченная вменяемость» - сравнительный анализ. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию № 2 «Актуальные вопросы учения о вменяемости». | ПБ,Исс. ТЗ Э | ||
Тема 3 «Актуальные проблемы института соучастия» 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Уголовно-правовые средства противодействия организованной преступности. б). Посредственный исполнитель – проблемы определения. в). Виды эксцесса в уголовном праве. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №3 «Актуальные проблемы института соучастия». | ПБ,Исс. ТЗ Э | ||
Тема 4: «Актуальные проблемы назначения наказания на современном этапе развития уголовного права России» Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Проблемы назначения наказания в виде ареста. б) пожизненное лишение свободы – проблемы вопросы законодательного закрепления данного вида наказания в УК РФ. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию № 4 «Актуальные проблемы назначения наказания на современном этапе развития уголовного права России». | ПБ,Исс. ТЗ Э | ||
Тема 5: «Актуальные проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних» 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Особенности назначения наказания в виде штрафа для несовершеннолетних. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №5 «Актуальные проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних». | ПБ,Исс. ТЗ Э | ||
Тема 6: «Актуальные проблемы применения уголовно-правовых норм в области охраны личности» 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Особенности квалификации убийств по ч. 1 ст. 105 УК РФ. б) Особенности квалификации преступления, посягающих на здоровье человека. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию № 6 «Актуальные проблемы применения уголовно-правовых норм в области охраны личности» | ПБ,Исс. ТЗ Э | ||
Тема 7: «Актуальные проблемы применения уголовно-правовых норм в сфере охраны собственности» 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Особенности квалификации некорыстных преступлений против собственности. б) Особенности разграничения смежных составов, посягающих на собственность. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию № 7: «Актуальные проблемы применения уголовно-правовых норм в сфере охраны собственности» | ПБ,Исс. ТЗ Э | ||
Тема 8: «Актуальные проблемы уголовного законодательства в сфере применения норм об ответственности за преступления против общественной безопасности» 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Особенности квалификации преступлений, посягающих на общественную безопасность. б) Виды терроризма в современном мире. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию № 8: «Актуальные проблемы уголовного законодательства в сфере применения норм об ответственности за преступления против общественной безопасности» | ПБ,Исс. ТЗ Э |
2.3. Самостоятельная работа студента
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | Методы |
Тема 1: «Актуальные вопросы учения о преступлении» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Закрепление понятия преступления в УК РФ 1996 года. б) Дискуссионные вопросы определения понятия преступления: формальная и материальная теории. 2. Тематика реферативных работ а) Признаки преступления, место преступлений против личности в системе Особенной части Уголовного кодекса РФ. б) История развития и законодательного закрепления понятия преступления. 3. Подготовка к семинарскому занятию №1. «Актуальные вопросы учения о преступлении». | |||
Тема 2. «Актуальные вопросы учения о вменяемости» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Понятие невменяемости и правовые последствия совершения преступления в состоянии невменяемости. б) Соотношение понятий вменяемость-невменяемость. 2. Подготовка к семинарскому занятию № 2 «Актуальные вопросы учения о вменяемости» 3. Тематика реферативных работ а) Проблемы определения медицинского критерия невменяемости. б) Проблемы определения медицинского критерия «ограниченной вменяемости». | |||
Тема 3. «Актуальные проблемы института соучастия» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Виды соучастников преступления: понятие и признаки. 2. Подготовка к семинарскому занятию №3 «Актуальные проблемы института соучастия» 3. Тематика реферативных работ 1. Проблемы привлечения к уголовной ответственности соучастников преступления, при добровольном отказе одного из них. 2. Формы соучастия в теории и практики. | |||
Тема 4. «Актуальные проблемы назначения наказания на современном этапе развития уголовного права России» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) изучить виды наказаний, в соответствии с УК РФ 1996 года. 2. Подготовка к семинару № 4 «Актуальные проблемы назначения наказания на современном этапе развития уголовного права России» 3. Тематика реферативных работ а) Проблемы определения целей уголовного наказания. б) Арест – перспективы развития данного вида наказания. | |||
Тема 5. «Актуальные проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Понятие несовершеннолетнего лица. 2. Подготовка к семинару № 5. «Актуальные проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних» 3. Тематика реферативных работ а) Проблемы законодательного закрепления минимального возраста привлечения к уголовной ответственности. б) Проблемные аспекты назначения несовершеннолетним отдельных видов наказаний. | |||
Тема 6. «Актуальные проблемы применения уголовно-правовых норм в области охраны личности» 1. Подготовка к семинару № 6. «Актуальные проблемы применения уголовно-правовых норм в области охраны личности» 2. Тематика реферативных работ а) Ответственность за преступления, посягающие на половую свободу, неприкосновенность и нравственное развитие несовершеннолетних. б) Особенности составов преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132 УК РФ. в) Эвтаназия: «за» или «против». | |||
Тема 7 «Актуальные проблемы применения уголовно-правовых норм в сфере охраны собственности» 1. Подготовка к семинару № 7 «Актуальные проблемы применения уголовно-правовых норм в сфере охраны собственности» 3. Тематика реферативных работ а) Проблемы разграничения смежных составов преступлений против собственности. | |||
Тема 8 «Актуальные проблемы уголовного законодательства в сфере применения норм об ответственности за преступления против общественной безопасности» 1. Подготовка к семинару №8 «Актуальные проблемы уголовного законодательства в сфере применения норм об ответственности за преступления против общественной безопасности» 2. Тематика реферативных работ а) Проблемы законодательного закрепления признаков хулиганства в УК РФ 1996 года. б) Уголовно-правовая охрана общественной безопасности в РФ. |