Методы финансового контроля

Деятельность органов финансового контроля осуществляет­ся посредством использования специальных приемов и спосо­бов реализации контрольных функций — методов финансового контроля. Среди них выделяют наблюдения, проверки, обсле­дования, анализ, ревизии, истребование документов, заслуши­вание отчетов о выполнении финансовых планов и др.

Применение конкретных методов финансового контроля за­висит от объектов и целей контроля, от статуса контролирую­щего органа, от времени осуществления контрольных меро­приятий (предварительный, текущий или последующий кон­троль), иных факторов.

Правовое закрепление методы финансового контроля нахо­дят, как правило, в нормативных актах, регулирующих соответ­ствующую группу финансовых отношений (объектов финансо­вого контроля), или устанавливающих статус органов финансо­вого контроля. Например, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» определяет методы финансово­го контроля, осуществляемого Счетной палатой (ревизии и проверки).

Налоговый кодекс РФ оперирует понятием формы налого­вого контроля и устанавливает, что налоговый контроль осуще­ствляется посредством налоговых проверок, получения объяс­нений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помеще­ний и территорий, используемых для извлечения дохода (при­были), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Отсутствие единого законодательного акта в сфере финансо­вого контроля позволяет давать характеристику основным ме­тодам финансового контроля — ревизиям и проверкам — на основании Инструкции о порядке проведения ревизии и про­верки контрольно-ревизионными органами Министерства фи­нансов Российской Федерации, утвержденной приказом Мин­фина России от 14 апреля 2000 г. № 42н*.

Целью ревизии (проверки) выступает контроль за соблюде­нием законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, исполь­зованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. При этом проверка в любом случае выступает как метод предварительно го и текущего финансового контроля, ревизии же осуществля­ются в ходе последующего контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта.

Ревизии и проверки как методы государственного финансо­вого контроля используют Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы ведомственно­го контроля, органы финансового контроля субъектов РФ.

Проверка как метод финансового контроля — это единичное контрольное действие или исследование состояния дел на оп­ределенном участке деятельности проверяемой организации1.

Действующее законодательство позволяет выделить два вида проверок: тематические и документальные.

Тематическая проверка имеет целью осуществить контроль отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельно­сти субъекта. Документальная проверка имеет объектом контро­ля определенные документы (балансы, отчеты, приходно-рас­ходные документы, платежные поручения и т. д.).

Так, например, контроль органов Счетной палаты РФ стро­ится на основе документальных и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюдже­тов федеральных внебюджетных фондов2.

Примером тематической проверки может служить налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых или таможенных органов. Согласно ст. 87 НК РФ налоговые про­верки в зависимости от места их проведения классифицируют­ся на камеральные (по месту нахождения налогового органа) и выездные (по месту нахождения налогоплательщика, его филиа­ла или представительства).

Результаты проверки оформляются актом, отчетом или за­ключением.

Ревизия представляет собой систему обязательных контроль­ных действий по документальной и фактической проверке за­конности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой органи­зацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и глав­ного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответ­ствии с законодательством РФ и нормативными актами возло­жена ответственность за их осуществление1.

Согласно Инструкции о порядке проведения ревизии и про­верки контрольно-ревизионными органами Министерства фи­нансов Российской Федерации ревизии и проверки могут осу­ществляться в плановом и неплановом порядке.

Ревизии (проверки) проводятся на основании программы или перечня основных вопросов ревизии (проверки). Срок их проведения определяется руководителем контрольно-ревизион­ного органа и, как правило, не может превышать 45 дней.

При проведении ревизии финансово-хозяйственной дея­тельности организации контрольно-ревизионные органы Мин­фина России осуществляют:

1) проверку учредительных, регистрационных, плановых, от­ четных, бухгалтерских и других документов по форме и содер­жанию в целях установления законности и правильности про­
изведенных операций;

2) проверку фактического соответствия совершенных опера­ций данным первичных документов;

3) организацию встречных проверок поступления и расходо­вания средств федерального бюджета, использования внебюд­жетных средств, доходов от имущества, находящегося в феде­ральной собственности, т. е. сличение имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующи­ми записями, документами и данными, находящимися в тех ор­ганизациях, от которых получены или которыми выданы денеж­ные средства, материальные ценности и документы;

4) проверку достоверности отражения произведенных опера­ций в бухгалтерском учете и отчетности;

5) проверку использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находяще­гося в государственной собственности;

6) проверку (в необходимых случаях) организации и состоя­ния внутреннего (ведомственного) контроля.

По результатам проведенной ревизии (проверки) должност­ными лицами контрольно-ревизионного органа составляется акт. Акт основывается на проверенных данных и фактах, под­твержденных документами, результатами произведенных встреч­ных проверок и процедур по фактическому контролю, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспер­тов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

В случае, если ревизией (проверкой) выявлены нарушения, акт должен содержать следующую информацию:

какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены;

кем совершены нарушения, когда, в чем они выразились;

каков размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

Акт подписывается руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ре­визионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бух­галтером) ревизуемой организации.

Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы, вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения. Не позднее истечения трех рабочих дней со дня его подписания акт реви­зии и приложения к нему представляются руководителю реви­зионного органа.

По результатам проведенной ревизии (проверки) руководи­тель контрольно-ревизионного органа направляет руководите­лю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причи­ненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Материалы ревизии по вопросам целевого ис­пользования средств федерального бюджета передаются в уста­новленном порядке в органы федерального казначейства для организации работы по реализации этих материалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: