Компетенция федеральных органов государственной власти в сфере финансового контроля

Президентский контроль осуществляет специально создан­ное самостоятельное подразделение Администрации Президен­та РФ — Контрольное управление Президента РФ. К основным функциям этого органа отнесены контроль и проверка испол­нения федеральными органами исполнительной власти, орга­нами исполнительной власти субъектов РФ, а также организа­циями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ), указов, распоряжений и иных решений главы государства, в том числе контроль за реализацией бюджетных посланий Президента РФ1.

Осуществление финансового контроля возложено также на полномочных представителей Президента РФ в федеральных окру­гах. Эти должностные лица наделены правом организовывать проверки использования федерального имущества и средств фе­дерального бюджета в соответствующем федеральном округе2. Финансовые ревизии и проверки осуществляются с привлечени­ем специалистов контрольно-ревизионного аппарата Минфина России, налоговых и правоохранительных органов, местных фи­нансовых и иных органов. Ими проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности, проверка законности использова­ния бюджетных ассигнований, государственного имущества и т. д.

Контрольные полномочия органов законодательной (представи­тельной) власти в своих основах закреплены Конституцией РФ. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Государствен­ная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении фе­дерального бюджета, предоставляемый Правительством РФ. Финансовый контроль осуществляют также специальные коми­теты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государст­венной Думой, а для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты парламента образуют Счет­ную палату (ч. 3, 5 ст. 101 Конституции РФ).

Бюджетный кодекс РФ (п. 2 ст. 265) предоставляет законо­дательным (представительным) органам следующие права:

1) получать от органов исполнительной власти, органов ме­стного самоуправления необходимые сопроводительные мате­ риалы при утверждении бюджета;

2) получать от органов, исполняющих бюджеты, оператив­ную информацию об их исполнении;

3) утверждать (не утверждать) отчет об исполнении бюджета;

4) создавать собственные контрольные органы (Счетная па­лата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного
самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

5) выносить оценку деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Счетная палата РФ согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» является постоян­но действующим органом государственного финансового кон­троля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчет­ным ему.

Задачами Счетной палаты РФ являются организация и осу­ществление контроля за своевременным исполнением феде­рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определение эффективности и целесообразности рас­ходов государственных средств и использования федеральной собственности, контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федераль­ных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполно­моченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России.

Объектами контрольной деятельности Счетной палаты РФ являются средства федерального бюджета, внебюджетных фон­дов, а также федеральная собственность. Контрольные полно­мочия этого органа распространяются на все государственные органы и учреждения, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, иные юридические лица (их союзы, ассоциации и другие объединения) независимо от видов и форм собственности, если они получают, перечис­ляют, используют средства из федерального бюджета или ис­пользуют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налого­вые, таможенные и иные льготы и преимущества.

В процессе реализации возложенных на нее задач Счетная палата РФ осуществляет оперативный контроль за исполнени­ем федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям феде­рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, экспертизу проектов федерального бюджета, федераль­ных законов и иных документов, затрагивающих вопросы феде­рального бюджета и финансов Российской Федерации, и т. д.

По данным оперативного контроля Счетная палата РФ еже­квартально предоставляет Федеральному Собранию РФ опера­тивный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, а о ре­зультатах проведенных ревизий и проверок информирует обе палаты парламента и доводит их до сведения руководителей со­ответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций. В случае выявления хищений государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений материалы проверки или реви­зии передаются в правоохранительные органы.

Мерами реагирования Счетной палаты РФ на нарушения финансовой дисциплины являются представления и предписа­ния (ст. 23, 24 Федерального закона «О Счетной палате Россий­ской Федерации»).

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечения к ответственности виновных должностных лиц Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций пред­ставления. Представление Счетной палаты должно быть рас­смотрено в указанный в нем срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения.

В случае, если на проверяемом объекте выявлены наруше­ния в хозяйственной, коммерческой и иной деятельности, на­носящие государству прямой непосредственный ущерб и тре­бующие в связи с этим безотлагательного пресечения, а также если умышленно или систематически не соблюдаются порядок и сроки рассмотрения представлений Счетной палаты, созда­ются препятствия для проведения контрольных мероприятий, Счетная палата вправе давать администрации проверяемых объектов обязательные для исполнения предписания. При неод­нократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний может быть принято решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

При осуществлении контрольной деятельности Счетная па­лата взаимодействует с иными контрольными органами Рос­сийской Федерации. Согласно ст. 22 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» контрольные орга­ны Президента РФ и Правительства РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, правоохрани­тельные органы, контрольные органы субъектов РФ, Централь­ный банк РФ и его контрольно-ревизионное управление, Ми­нистерство финансов РФ и его контрольно-ревизионное управ­ление, налоговые органы и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны ока­зывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, представителей Общественной па­латы РФ, а на договорной основе — негосударственные ауди­торские службы и отдельных специалистов.

Финансовый контроль органов исполнительной власти осуще­ствляется органами общей и специальной компетенции.

Правительство РФ как орган общей компетенции определя­ет основные направления деятельности органов исполнитель­ной власти в области финансового контроля, а также обладает самостоятельными полномочиями в этой сфере.

На основании ст. 114 Конституции РФ и ст. 15 Федерально­го конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»1 Правительство РФ реализует свои контрольные полномочия при составлении и исполнении федерального бюджета, при проведении единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также высту­пает органом валютного контроля.

Высший орган исполнительной власти РФ руководит рабо­той федеральных органов исполнительной власти и контроли­рует их деятельность, утверждает положения об этих органах (в том числе и об органах финансового контроля), осуществля­ет систематический контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ.

Правительство вправе образовывать координационные, со­вещательные органы, а также иные органы, действующие в об­ласти финансового контроля.

В результате реформирования системы и структуры феде­ральных органов исполнительной власти на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структу­ре федеральных органов исполнительной власти»1 в Российской Федерации сложилась принципиально новая организованная совокупность органов исполнительной власти федерального уровня. Основными направлениями реформирования указан­ных органов, проводимого в рамках административной рефор­мы, являлись сокращение количества федеральных органов ис­полнительной власти и исключение дублирования их функций.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и струк­туре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти в Российской Фе­дерации входят федеральные министерства, федеральные служ­бы и федеральные агентства. Основополагающим нововведени­ем Указа явилось разделение правотворческих, контрольно-над­зорных и правоприменительных функций между указанными организационно-правовыми формами органов исполнительной власти, что коренным образом изменило структуру федераль­ных органов исполнительной власти, обладающих полномочия­ми в области финансового контроля.

Обновленная система федеральных органов управления фи­нансами включает Министерство финансов РФ с отнесенными к его ведению федеральными службами:

1) Федеральная налоговая служба;

2) Федеральная служба страхового надзора;

3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

4) Федеральная служба по финансовому мониторингу;

5)

К государственным органам, обладающим контрольно-над­зорными полномочиями в финансовой сфере, относятся также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по фи­нансовым рынкам, находящиеся в ведении Правительства РФ.

Министерство финансов РФ, согласно общему статусу феде­рального министерства, закрепленному п. 3 Указа Президен­та РФ от 9 марта 2004 г. № 314, осуществляет функции по вы­работке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в закрепленной за ним сфере и не вправе осу­ществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановления­ми Правительства РФ).

Таким образом, в результате реформы Минфин России утратил надведомственные контрольно-надзорные полномочия в финан­совой сфере и вправе лишь координировать и контролировать деятельность находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также осуществлять контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взима­ния таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Минфин России осуществляет разработку нормативно-пра­вовой базы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты по следующим вопросам: регулирование, контроль и надзор в сфе­ре формирования и инвестирования средств пенсионных нако­плений; порядок осуществления контроля за исполнением фе­дерального бюджета и реализации мер принуждения, приме­няемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; порядок организации и осущест­вления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, контроля за проведением лотерей1.

В соответствии со ст. 268 БК Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов и за исполне­нием бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получаю­щих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств.

Согласно Положению об этом органе1 на него возложены функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфе­ре, а также функции органа валютного контроля. В частности, это контроль и надзор за правомерностью и эффективностью использования средств федерального бюджета и государствен­ных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Рос­сии и за рубежом; за соблюдением резидентами и нерезидента­ми (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов ва­лютного регулирования и валютного контроля, а также за соот­ветствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного зако­нодательства РФ получателями финансовой помощи из феде­рального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за испол­нением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъ­ектов Федерации, органов местного самоуправления законода­тельства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

В соответствии с указанными направлениями контрольной деятельности Росфиннадзор проводит ревизии и проверки по­ступлений и расходования федеральных средств, проверяет фак­тическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, и вправе направлять в проверенные организации, их вышестоя­щие органы представления и предписания по устранению выяв­ленных нарушений, контролировать их своевременное исполне­ние. Ревизии и проверки могут проводиться по мотивированно­му обращению руководителей правоохранительных органов.

В сфере валютного контроля на него возложена организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации.

К основным функциям Росфиннадзора отнесены также: проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федера­ции в финансово-бюджетной сфере; организация формирова­ния и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

В целях проведения государственной бюджетной политики, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президен­та РФ от 8 декабря 1992 г. № 15561 была образована единая цен­трализованная система органов федерального казначейства при Министерстве финансов РФ: Федеральное казначейство и на­ходящиеся в его ведении территориальные органы, которые действуют в субъектах РФ, а также в городах (за исключением городов районного подчинения), районах и районах в городах.

Согласно Положению об этом органе2 Федеральное казна­чейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляю­щим в соответствии с законодательством РФ правопримени­тельные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюд­жетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами феде­рального бюджета главными распорядителями, распорядителя­ми и получателями средств федерального бюджета.

На основании ст. 267 БК Федеральное казначейство осуще­ствляет контроль за:

непревышением лимитов бюджетных обязательств, распреде­ленных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержден­ными им лимитами бюджетных обязательств; непревышением кассовых расходов, осуществляемых полу­чателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

соответствием содержания проводимой операции коду бюд­жетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казна­чейство получателем средств федерального бюджета;

наличием у получателя средств федерального бюджета доку­ментов, подтверждающих возникновение у него денежных обя­зательств.

Органы казначейства как органы предварительного и теку­щего финансового контроля имеют право производить в мини­стерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, орга­низациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях проверки денежных документов, регистров бухгалтерского уче­та, отчетов, планов, смет и иных документов; получать от бан­ков и иных финансово-кредитных учреждений справки о со­стоянии счетов юридических лиц, использующих федеральные средства; изымать документы, свидетельствующие о финансо­вых нарушениях.

Они наделены правом приостанавливать операции по счетам юридических лиц в случае создания препятствий для проведе­ния финансового контроля, взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, используемые не по целевому назначе­нию, а также применяют меры ответственности — штрафы в размере действующей учетной ставки ЦБ РФ.

По итогам контрольных мероприятий к ответственности привлекаются банки и иные финансово-кредитные учрежде­ния. В случае несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление и зачисление федеральных средств казначейство налагает штрафы в размере действующей в соот­ветствующем банке или ином финансово-кредитном учрежде­нии процентной ставки при краткосрочном кредитовании, уве­личенной на 10 пунктов, а также вправе вносить в ЦБ РФ представления о лишении их лицензий на совершение банков­ских операций.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территори­альные органы выступают специализированными органами нало­гового контроля. Формы проведения налогового контроля, права и обязанности налоговых органов, меры ответственности за на­рушения налогового законодательства, а также иные аспекты контрольной деятельности налоговых органов закреплены Нало­говым кодексом РФ (частью первой), Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации», иными нормативными актами.

Единую централизованную систему налоговых органов в Российской Федерации составляют Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы: управления по субъек­там РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня1. Налоговые органы находятся в ведении Министерства финансов РФ.

Основная задача налоговых органов — контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответ­ствующий бюджет налогов и сборов. На них возложены функ­ции агента валютного контроля, контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также за исполнением нормативных правовых актов в финан­совой сфере (например, за применением контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением).

В пределах своих контрольных полномочий налоговые орга­ны проводят налоговые проверки и наделены правом примене­ния мер государственного принуждения в отношении юридиче­ских лиц всех форм собственности, а также в отношении их должностных лиц, нарушивших налоговое законодательство.

К проведению выездных налоговых проверок по запросу на­логовых органов могут привлекаться органы внутренних дел. Кроме того, согласно ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»2 милиции предоставлено право прово­дить проверки организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сбо­рах РФ.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения дей­ствий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-днев­ный срок со дня выявления данных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Таможенные органы России — Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни и та­моженные посты РФ — согласно ст. 403 ТК РФ осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными опера­циями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещени­ем товаров и транспортных средств через таможенную границу, контролируют правильность исчисления и своевременность уп­латы налогов, таможенных, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов. В соответст­вии с Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» руководство Федеральной таможенной службой передано от Минэкономразвития России непосредственно Правительству РФ1.

На основании ст. 34 ПК таможенные органы осуществляют полномочия налоговых органов по взиманию налогов при пе­ремещении товаров через таможенную границу РФ.

Контрольно-надзорными полномочиями в сфере страховой деятельности в настоящее время наделена Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. На нее возложены следующие функции:

1) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

2) осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об от­зыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

3) выдача предписаний субъектам страхового дела при выяв­лении нарушений ими страхового законодательства;

4) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по со­вершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

В соответствии с Федеральным законом «О противодейст­вии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ­ным путем, и финансированию терроризма» в структуре феде­ральных органов исполнительной власти был образован Коми­тет РФ по финансовому мониторингу1, который в результате административной реформы был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), нахо­дящуюся в ведении Министерства финансов РФ.

К полномочиям Росфинмониторинга2 отнесены: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о проти­водействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлече­ние к ответственности лиц, допустивших нарушение этого зако­нодательства; сбор, обработка и анализ информации об опера­циях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством РФ, выявление признаков операций (сделок) с денежными средства­ми или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыва­нием) доходов, полученных преступным путем, или финансиро­ванием терроризма, проверка такой информации; создание еди­ной информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) до­ходов, полученных преступным путем, и др.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что операция или сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, Федеральная служба по финансовому мониторингу направляет информацию в пра­воохранительные органы и вправе издавать постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

Контроль и надзор Федеральной службы по финансовым рын­кам (ФСФР России) направлен на деятельность эмитентов, про­фессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегу­лируемых организаций, инвестиционных фондов, Пенсионного фонда РФ, товарных бирж, иных участников рынка ценных бу­маг1.

Негосударственный контроль на фондовом рынке проводят саморегулируемые организации профессиональных участников рын­ка ценных бумаг. Они устанавливают обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельно­сти на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и проводят контроль за их соблюдением.

Особым направлением контрольной деятельности в финан­совой сфере выступает надзор Центрального банка РФ за дея­тельностью кредитных организаций. В целях поддержания ста­бильности банковской системы и для защиты интересов вклад­чиков и кредиторов Банк России уполномочен осуществлять надзор за соблюдением кредитными организациями и банков­скими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России и, в частности, установленных ими обяза­тельных нормативов2.

Проверки кредитных организаций и их филиалов могут осу­ществляться уполномоченными представителями Банка России и по его поручению — аудиторскими фирмами. По итогам над­зорных мероприятий Центральный банк РФ направляет обяза­тельные для исполнения предписания об устранении выявлен­ных нарушений и применяет санкции по отношению к нару­шителям (ст. 73, 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Помимо банковского надзора, на Центральный банк РФ возложены организация и контроль за денежным обращением в Российской Федерации, контроль за соблюдением законода­тельства о валютном регулировании и валютном контроле. В соответствии с действующим законодательством Банк России выступает как орган валютного контроля, а уполномоченные банки, подотчетные ему, являются агентами валютного контро­ля в Российской Федерации1.

Согласно нормам Положения о правилах организации на­личного денежного обращения на территории Российской Фе­дерации от 5 января 1998 г.2 территориальные учреждения Бан­ка России, а также по их поручению расчетно-кассовые центры проверяют работу кредитных организаций по организации на­личного денежного оборота, соблюдению порядка ведения кас­совых операций и работы с денежной наличностью предпри­ятиями. Коммерческие банки не реже одного раза в два года проверяют соблюдение предприятиями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денеж­ной наличностью.

Контроль органов судебной власти осуществляется в процес­се рассмотрения индивидуальных дел в связи с совершением административных правонарушений и уголовных преступлений в финансовой сфере. Кроме того, на них возложены и непо­средственные контрольные полномочия в финансовой сфере. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституцион­ный Суд РФ осуществляют контроль за уплатой госпошлины при подаче в суд исковых заявлений и жалоб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: