Виды финансового контроля

В зависимости от правовой природы контрольных органов финансовый контроль подразделяется на государственный, му­ниципальный, общественный и независимый (аудиторский).

Финансовый контроль, осуществляемый органами государ­ственной власти общей и специальной компетенции, выступает как общегосударственный финансовый контроль.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности, проводи­мый специальными контрольными подразделениями мини­стерств и иных исполнительных органов за подведомственны­ми им предприятиями, учреждениями и организациями, а так­же в самих аппаратах этих органов, является ведомственным (внутриведомственным) государственным финансовым контролем.

Муниципальный финансовый контроль осуществляют предста­вительные и исполнительные органы местного самоуправления. Объектом муниципального финансового контроля выступают финансовые ресурсы муниципальных образований. Аналогично государственному контролю муниципальный финансовый кон­троль можно подразделить на общемуниципальный и ведомствен­ный.

Общественный финансовый контроль представляет собой не­государственный контроль общественных объединений, трудо­вых коллективов и отдельных граждан. Значительным шагом в развитии этого вида контроля явилось создание Общественной палаты Российской Федерации1.

Аудиторский финансовый контроль, который характеризуется как независимый вневедомственный контроль, осуществляют особые субъекты предпринимательской деятельности — ауди­торские организации и индивидуальные аудиторы.

По времени проведения выделяют предварительный, теку­щий и последующий финансовый контроль.

Предварительный финансовый контроль, предшествующий проведению финансовых операций, представляет собой про­верку различных финансовых планов, смет, проектов образова­ния и расходования фондов денежных средств и т. п. Он позво­ляет предупредить возможные нарушения финансового законо­дательства, нерациональное использование финансовых и иных ресурсов. В соответствии со ст. 265 БК предварительный кон­троль проводится на стадии обсуждения и утверждения проек­тов законов (решений) о бюджете и иным бюджетно-финансо­вым вопросам.

Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в процессе образования и расходования финансовых ресурсов, вы­полнения обязательств перед бюджетом, осуществления денеж­ных расчетов и т. д. В рамках бюджетного процесса в соответст­вии со ст. 265 БК текущий контроль реализуется в ходе рассмот­рения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (предста­вительных) органов, органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Последующий контроль направлен на проверку финансовой деятельности за истекший период, ее оценку с точки зрения за­конности и целевого использования финансовых ресурсов, полного и своевременного выполнения обязательств перед бюджетом и т. д. На основании ст. 265 БК в бюджетных право­отношениях он осуществляется в ходе рассмотрения и утвер­ждения отчетов об исполнении бюджетов.

Финансовый контроль может быть обязательным и инициа­тивным. Обязательный финансовый контроль проводится на ос­новании требований законодательства (например, обязательный контроль соблюдения налогового законодательства, обязатель­ный ежегодный аудиторский контроль открытых акционерных обществ) или по решению уполномоченных на то государствен­ных органов (финансовых, налоговых, правоохранительных).

Инициативный контроль может проводиться по решению ад­министрации предприятия, учреждения, организации собствен­ными экономическими службами (бухгалтериями, финансовы­ми и плановыми отделами). В этом случае финансовый кон­троль выступает как внутрихозяйственный, т. е. инициируемый и проводимый без внешнего вмешательства. Объектами внутри­хозяйственного финансового контроля выступают финансовые, материальные ресурсы хозяйствующего субъекта, в процессе контроля оценивается эффективность хозяйственной деятель­ности, выявляются внутренние резервы увеличения прибыли, рентабельности и т. д. Кроме того, инициативный контроль мо­жет проводиться с привлечением сторонних специалистов (на­пример, аудиторов).

Многообразие финансовых отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства, обусловливает выделение следующих видов финансового контроля: бюджет­ный, налоговый, таможенный, валютный, банковский, контроль за страховой деятельностью, контроль в сфере рынка ценных бу­маг и т. д.

На основе провозглашенного Конституцией РФ принципа разделения государственной власти на три самостоятельные ветви (ст. 10) различают следующие виды государственного фи­нансового контроля: президентский контроль, контроль органов законодательной (представительной) власти, контроль органов исполнительной власти, судебный контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: