double arrow

Тема 2. Современное состояние системы финансового контроля в РФ



Финансовый контроль является одним из направлений фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образова­ний. Его основным содержанием является проверка законности и целесообразности действий в области образования, распреде­ления и использования денежных фондов государства и орга­нов местного самоуправления.

Финансовый контроль выступает формой реализации кон­трольной функции финансов, т. е. присущего финансам свой­ства служить средством контроля за производством, распреде­лением и использованием совокупного общественного продук­та и национального дохода1.

Законность в финансовой сфере выступает как основа фи­нансовой дисциплины. Финансовая дисциплина предполагает точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих финансовую деятель­ность, государственными органами, органами местного само­управления, их должностными лицами, предприятиями, учреж­дениями, организациями, гражданами. Финансовый контроль представляет собой способ обеспечения законности и дисцип­лины финансовой деятельности всех хозяйствующих субъектов.




Направлениями контрольной деятельности в финансовой сфере являются:

1) проверка соблюдения действующего законодательства в сфере формирования, распределения и использования финан­совых ресурсов;

2) проверка выполнения финансовых обязательств перед го­сударством и органами местного самоуправления физическими и юридическими лицами;

3) проверка законности и целесообразности использования средств бюджета и внебюджетных фондов, собственных и за­емных ресурсов предприятиями, учреждениями и организа­циями;

4) проверка правильности соблюдения расчетов наличными и безналичными денежными средствами, хранения денежных средств юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;

5) проверка соблюдения бюджетного, налогового, таможен­ного и валютного законодательства, законодательства в сфере страхования, рынка ценных бумаг, банковской деятельности;

6) оценка рациональности использования финансовых ре­сурсов, рентабельности и других финансовых показателей эф­фективности хозяйственной деятельности и выявление резер­вов ее повышения;

7) предупреждение и пресечение правонарушений в финан­совой сфере, применение мер ответственности к нарушителям.

В процессе осуществления финансового контроля в соответ­ствии с нормами действующего законодательства между субъ­ектами финансового контроля возникают финансово-контроль­ные правоотношения, которые являются особым видом финан­совых правоотношений.



Структура контрольного правоотношения в финансовой сфе­ре включает в себя традиционные для любого правоотношения элементы: субъект, объект и содержание.

К субъектам финансово-контрольных правоотношений отно­сятся:

1) органы, обладающие контрольными полномочиями в фи­нансовой сфере (контролирующие субъекты);

2) субъекты, на которые распространяются контрольные полномочия контролирующих (контролируемые, или подкон­трольные, субъекты).

Объектом финансово-контрольного правоотношения является то, по поводу чего складывается данное правоотношение (фи­нансовые и иные ресурсы). Теория финансово-контрольного правоотношения выделяет также непосредственный объект — правовое воздействие контролирующего субъекта на подкон­трольного1.

Содержание контрольного правоотношения формируют кон­трольные полномочия контролирующего субъекта и корреспон­дирующие им контрольно-процессуальные права, обязанности и ответственность подконтрольных субъектов.

Правовую основу финансового контроля в Российской Фе­дерации составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ (часть первая), федеральные законы от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Российской Федера­ции»2, от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции»3, от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Россий­ской Федерации»4, «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)», от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об ауди­торской деятельности»5, «О валютном регулировании и валютном контроле», «О противодействии легализации (отмы­ванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро­ванию терроризма», Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»6 и др., указы Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспе­чению государственного финансового контроля в Российской Федерации»7, от 12 мая 1997 г. № 477 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета»8, постановления Правительства РФ и нормативные акты феде­ральных органов исполнительной власти, нормативные акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Традиционно в финансово-правовой науке финансовый контроль относят к институтам финансового права1. При этом помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих его организацию и порядок проведения, которые содержатся в Об­щей части финансового права, имеются нормы, предусматри­вающие его специфику в отдельных финансово-правовых ин­ститутах Особенной части2.

В настоящее время правовой институт финансового контро­ля развивается посредством правовой регламентации его раз­личных видов — бюджетного, налогового, валютного и др. Стержневой проблемой государственного финансового контро­ля в России остается отсутствие концептуальных основ его функционирования.



Сейчас читают про: