Учебно-методическое пособие
Для студентов факультета прикладной психологии
По дисциплине «Общая психология» -
Часть 1 «Введение в общую психологию»
Авторы-составители: доцент, канд. психол.н. Яковлева И.В.,
Старший преподаватель Марковская Г.Г.
Содержание
Аннотация 3
Методические рекомендации студентам 4
Глава 1. Общая характеристика психологической науки. 10
1.1.Психология в системе наук 10
1.1.1.Феномен человека – пути познания и языки описания 10
1.1.2.Идеи целостности и системности в науках о человеке 12
1.1.3. Уровни психологического изучения человека 14
1.1.4. Место и роль психологии в системе человекознания 15
1.1.5. Формы и специфика психологического знания 16
1.2. Структура психологической науки и общая характеристика её методов 21
1.2.1. Предмет, объект и задачи психологии 21
1.2.2. Структура психологии 22
1.2.3.Общее представление о методах психологии 24
1.3. Предмет психологического изучения и введение в методологические проблемы исследования психики 30
|
|
1.3.1.Понятие о психике и психическом отражении 30
1.3.2.Функции психики 31
1.3.3.Основные формы и уровни психических явлений 32
1.3.4.Специфика психического и сложности его изучения 34
1.3.5.Психофизическая и психофизиологическая проблемы 35
1.3.6.Общие принципы научно-психологического познания 39
Тестовые вопросы для самопроверки к главе 1 40
Литература к главе 1 41
Глава 2. Становление психологической науки. 42
2.1.Развитие представлений о предмете психологии 42
2.1.1. Душа как предмет психологии 42
2.1.2. Психология как наука о сознании 47
2.1.3. Поведение как предмет психологии 52
2.2. Психика: сознание и неосознаваемое – в основных направлениях современной психологии 56 2.2.1.Интериоризация и современные представления о сознании 57
2.2.2. Современные представления о неосознаваемых явлениях 59
2.2.3.Возвращение к вопросу о структуре и содержании психики 70
2.2.4. Психоаналитическое направление и психодинамические концепции 71
2.2.5. Гештальтпсихология 73
2.2.6. Когнитивная психология 74
2.2.7. Гуманистическая и экзистенциональная психология 75
2.2.8. Культурно историческая психология и психология деятельности 77
2.2.9. Возвращение к вопросу о предмете и методах психологической науки 78
Тестовые вопросы для самопроверки к главе 2 79
Литература к главе 2 80
Глава 3. Психика и мозг - изучение психики в развитии, деятельности и поведении. 81
3.1.Проблема возникновения и развития психики и сознания 82
3.1.1. Развитие психики в филогенезе 82
3.1.2. Возникновение и развитие сознания 84
3.2. Структура и механизмы психической регуляции деятельности и поведения человека 90
|
|
3.2.1. Деятельностный подход в психологии 90
3.2.2.Теории и механизмы психической регуляции 95
3.3. Осознанные и неосознанные процессы психической регуляции
и детерминанты поведения человека (обобщение) 101
Тестовые вопросы для самопроверки к главе 3 104
Литература к главе 3 104
Словарь 105
Приложения 109
Аннотация
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих базовый обще-профессиональный курс «Общая психология» по направлению «психология» (030300) с присвоением квалификации (степени) – бакалавр психологии. Учебно-методическое пособие является составной частью УМК (учебно-методического комплекса) по данной дисциплине и способствует глубокому и прочному усвоению студентами учебной программы.
Программа курса реализуется в форме лекций и семинарских занятий. Широко используются дискуссии по проблемным вопросам, целью которых является развитие профессионально-психологического мышления студентов. В пособии содержатся методические рекомендации студентам по подготовке к учебным занятиям и самостоятельной работе.
Программа курса «Общая психология» состоит из четырех тематических частей или разделов: (соответственно четырем учебным семестрам первого и второго года обучения): 1.Введение в общую психологию; 2.Познавательная сфера психики; 3.Эмоционально-волевая сфера психики; 4.Сознание и личность. Ключевые вопросы и проблемы курса, обозначенные в первой части, раскрываются и конкретизируются в последующих частях, что обеспечивает преемственность и закрепление изучаемого материала.
Настоящее пособие раскрывает учебный материал первой части курса – «Введение в общую психологию» и включает в себя краткое содержание его основных тем, перечень рекомендованной литературы, словарь основных понятий, методические рекомендации и блок самопроверки для студентов. В приложение включена краткая информация о выдающихся психологах, которые внесли значительный вклад в разработку фундаментальных проблем и понятий психологической науки, её основных направлений и методов, что и отражено в содержании «Введения в общую психологию».
Методические рекомендация студентам по изучению дисциплины «Общая психология: часть 1 – Введение в общую психологию»
«Общая психология» является базовой дисциплиной учебного плана подготовки бакалавра психологии, состоит из четырех частей и направлена на формирование целостной системы знаний об общих закономерностях психической деятельности, фундаментальных теориях, основных категориях и методах психологической науки.
Первая часть учебного курса называется «Введение в общую психологию» и вводит студентов в самые интересные и фундаментальные проблемы познания предмета и объекта научной психологии, в историю и перспективы развития основных психологических направлений, в мир основных психологических понятий и инструментов психологического исследования.
Современная психология является быстро развивающейся, многозначной, иногда - даже противоречивой отраслью знаний, поэтому её освоение с самого начала требует от студентов творческого подхода и большого самостоятельного труда по осмыслению получаемых на занятиях знаний. При этом особое место занимает работа с литературой, являющаяся основным методом самостоятельного овладения знаниями. Студентам рекомендуется для освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.