Методические рекомендация студентам по изучению дисциплины «Общая психология: часть 1 – Введение в общую психологию»

Учебно-методическое пособие

Для студентов факультета прикладной психологии

По дисциплине «Общая психология» -

Часть 1 «Введение в общую психологию»

Авторы-составители: доцент, канд. психол.н. Яковлева И.В.,

Старший преподаватель Марковская Г.Г.


Содержание

Аннотация 3

Методические рекомендации студентам 4

Глава 1. Общая характеристика психологической науки. 10

1.1.Психология в системе наук 10

1.1.1.Феномен человека – пути познания и языки описания 10

1.1.2.Идеи целостности и системности в науках о человеке 12

1.1.3. Уровни психологического изучения человека 14

1.1.4. Место и роль психологии в системе человекознания 15

1.1.5. Формы и специфика психологического знания 16

1.2. Структура психологической науки и общая характеристика её методов 21

1.2.1. Предмет, объект и задачи психологии 21

1.2.2. Структура психологии 22

1.2.3.Общее представление о методах психологии 24

1.3. Предмет психологического изучения и введение в методологические проблемы исследования психики 30

1.3.1.Понятие о психике и психическом отражении 30

1.3.2.Функции психики 31

1.3.3.Основные формы и уровни психических явлений 32

1.3.4.Специфика психического и сложности его изучения 34

1.3.5.Психофизическая и психофизиологическая проблемы 35

1.3.6.Общие принципы научно-психологического познания 39

Тестовые вопросы для самопроверки к главе 1 40

Литература к главе 1 41

Глава 2. Становление психологической науки. 42

2.1.Развитие представлений о предмете психологии 42

2.1.1. Душа как предмет психологии 42

2.1.2. Психология как наука о сознании 47

2.1.3. Поведение как предмет психологии 52

2.2. Психика: сознание и неосознаваемое – в основных направлениях современной психологии 56 2.2.1.Интериоризация и современные представления о сознании 57

2.2.2. Современные представления о неосознаваемых явлениях 59

2.2.3.Возвращение к вопросу о структуре и содержании психики 70

2.2.4. Психоаналитическое направление и психодинамические концепции 71

2.2.5. Гештальтпсихология 73

2.2.6. Когнитивная психология 74

2.2.7. Гуманистическая и экзистенциональная психология 75

2.2.8. Культурно историческая психология и психология деятельности 77

2.2.9. Возвращение к вопросу о предмете и методах психологической науки 78

Тестовые вопросы для самопроверки к главе 2 79

Литература к главе 2 80

Глава 3. Психика и мозг - изучение психики в развитии, деятельности и поведении. 81

3.1.Проблема возникновения и развития психики и сознания 82

3.1.1. Развитие психики в филогенезе 82

3.1.2. Возникновение и развитие сознания 84

3.2. Структура и механизмы психической регуляции деятельности и поведения человека 90

3.2.1. Деятельностный подход в психологии 90

3.2.2.Теории и механизмы психической регуляции 95

3.3. Осознанные и неосознанные процессы психической регуляции

и детерминанты поведения человека (обобщение) 101

Тестовые вопросы для самопроверки к главе 3 104

Литература к главе 3 104

Словарь 105

Приложения 109


Аннотация

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих базовый обще-профессиональный курс «Общая психология» по направлению «психология» (030300) с присвоением квалификации (степени) – бакалавр психологии. Учебно-методическое пособие является составной частью УМК (учебно-методического комплекса) по данной дисциплине и способствует глубокому и прочному усвоению студентами учебной программы.

Программа курса реализуется в форме лекций и семинарских занятий. Широко используются дискуссии по проблемным вопросам, целью которых является развитие профессионально-психологического мышления студентов. В пособии содержатся методические рекомендации студентам по подготовке к учебным занятиям и самостоятельной работе.

Программа курса «Общая психология» состоит из четырех тематических частей или разделов: (соответственно четырем учебным семестрам первого и второго года обучения): 1.Введение в общую психологию; 2.Познавательная сфера психики; 3.Эмоционально-волевая сфера психики; 4.Сознание и личность. Ключевые вопросы и проблемы курса, обозначенные в первой части, раскрываются и конкретизируются в последующих частях, что обеспечивает преемственность и закрепление изучаемого материала.

Настоящее пособие раскрывает учебный материал первой части курса – «Введение в общую психологию» и включает в себя краткое содержание его основных тем, перечень рекомендованной литературы, словарь основных понятий, методические рекомендации и блок самопроверки для студентов. В приложение включена краткая информация о выдающихся психологах, которые внесли значительный вклад в разработку фундаментальных проблем и понятий психологической науки, её основных направлений и методов, что и отражено в содержании «Введения в общую психологию».


Методические рекомендация студентам по изучению дисциплины «Общая психология: часть 1 – Введение в общую психологию»

«Общая психология» является базовой дисциплиной учебного плана подготовки бакалавра психологии, состоит из четырех частей и направлена на формирование целостной системы знаний об общих закономерностях психической деятельности, фундаментальных теориях, основных категориях и методах психологической науки.

Первая часть учебного курса называется «Введение в общую психологию» и вводит студентов в самые интересные и фундаментальные проблемы познания предмета и объекта научной психологии, в историю и перспективы развития основных психологических направлений, в мир основных психологических понятий и инструментов психологического исследования.

Современная психология является быстро развивающейся, многозначной, иногда - даже противоречивой отраслью знаний, поэтому её освоение с самого начала требует от студентов творческого подхода и большого самостоятельного труда по осмыслению получаемых на занятиях знаний. При этом особое место занимает работа с литературой, являющаяся основным методом самостоятельного овладения знаниями. Студентам рекомендуется для освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: