Графический организатор материала

Рис. Структурные компоненты социальной ситуации развития (по Л. С. Выготскому, Л. И. Божович)

Онтогенез общения ребенка со взрослым (по М. И. Лисиной)

Вид общения Возраст детей Мотивы общения Средства общения
Ситуативно-личностное 2–6 месяцев Личностные Экспрессивно-мимические
Ситуативно-деловое 3 месяца – 2 года Деловые Предметные действия
Внеситуативно-познавательное 3–5 лет Познавательные Исследовательские вопросы
Внеситуативно-личностное 6–7 лет Личностные Вербально-экспрессивные

Лекция 6. Категория возраста и проблема периодизации психического развития

Содержание

1. Теоретическое и практическое значение теории возраста.

2. Житейское представление и научное понимание психологического возраста и возрастной периодизации.

3. Стадии психосексуального развития в периодизации З. Фрейда.

4. Интерпретация возраста в эпигенетической теории Э. Эриксона.

5. Проблема развития и возраста в теории Ж. Пиаже.

6. Основные принципы периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития является одной из наиболее актуальных теоретических проблем возрастной психологии. Она имеет и безусловную практическую значимость, поскольку именно специфика возраста может и должна определять характер образовательного процесса, исходя из общедидактического принципа возрастного подхода.

Сочетание прерывности и непрерывности характера психического развития в жизненном цикле человека обосновано еще в донаучный период возрастной психологии. Уже на уровне житейских наблюдений и тем более научных описаний становится очевидным, что на фоне непрерывного развития человека на протяжении всей его жизни возможно выделить периоды, стадии, ступеньки (перерывы непрерывности), в которые психологический облик человека явно и целостно меняется. Еще древние философы говорили о трех возрастах жизни (детстве, зрелости и старости), или о четырех временах человеческой индивидуальной истории развития по аналогии с временами года (весна – детство, лето – зрелость, осень – пожилой возраст, зима – старость). Обыденная речь фиксирует эти возрастные различия в определенном семантическом ряду. Например, в русском языке используются такие слова: младенец, мальчик, отрок, юноша, мужчина, старик; младенец, девочка, девушка, женщина, старушка. Язык как форма социального мышления отражает и факт несовпадения психологического и хронологического возрастов человека в таких, например, выражениях, как “маленький старик” или “взрослый ребенок”.

В современной возрастной психологии понятие “возраст” рассматривается наряду с понятием “развитие” как основная научная категория. Возраст – это цикл развития или период, в котором общие законы психического развития находят свое конкретное воплощение и который занимает единственное и неповторимое место в целостном процессе человеческой жизни.

Поскольку, как было показано ранее, в современной возрастной психологии не существует однозначного понимания природы самого развития, и различные психологические теории по-разному понимают роль среды, наследственности, активности в развитии, а значит, формулируют различные законы развития, то, очевидно, не существует единственной и общепринятой на сегодня периодизации психического развития.

Так, например, в психосексуальной теории развития З. Фрейда источником психического развития признаются врожденные инстинкты и влечения, основой которых является сексуальная энергия либидо. Перемещение либидо по эрогенным зонам, последовательно созревающим в онтогенезе, приводит к развитию психики ребенка, определяя особенности аффективно-потребностной сферы, характера реагирования на внешние стимулы, специфику функционирования личностных структур человека (Ид, Эго и Супер-эго). Весь процесс психического развития разворачивается как последовательная смена стадий: оральной (младенчество), анальной (раннее детство), фаллической (дошкольное детство), латентного периода (младший школьный возраст) и генитальной стадии (подростковый период и вся последующая жизнь взрослого человека). Чрезмерное или недостаточное удовлетворение специфических потребностей развивающегося ребенка может привести на каждой из стадий к невротическим фиксациям (оральный или анальный характер) и неосознаваемым психологическим проблемам. Кроме того, на разных стадиях развиваются психологические защиты (вытеснение, регресс, реактивное реагирование, рационализация, сублимация), а на фаллической стадии у мальчиков возникает Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры как сложное сочетание противоположных эмоциональных отношений с родителями своего пола (любовь – ненависть).

Иную периодизацию развития предложил основоположник эпигенетической теории развития или концепции эго-идентичности Э. Эриксон. Рассматривая психическое развитие как процесс, имеющий двойную, социобиологическую, детерминацию, Э. Эриксон полагал, что главным устремлением человека и целью развития психики является обретение эго - идентичности (эмоционально-когнитивного единства представлений о себе, своем месте в мире и социальных отношениях). На этом пути выделяются восемь стадий психической жизни, каждая из которых является своеобразным кризисом и узловой точкой развития. Кризис, по Эриксону, заключается в необходимости совершения человеком эго-выбора между двумя возможными идентичностями: позитивной и негативной. При этом характер выбора во многом зависит от социальных влияний на развивающуюся психику: влияний матери и семейного окружения, учителя, друзей, супругов, коллег по работе и других социальных агентов. Таким образом, Э. Эриксон полагал, что на каждой стадии жизни человек решает определенную генетическую задачу (задачу развития или эго-идентификации), специфика которой и определяет роль и значение возраста. В данной концепции обосновано, что эти задачи решатся человеком в следующей возрастной логике выборов:

 между базовым доверием и недоверием (от рождения до 1 года);

автономией и зависимостью (1–3 года);

инициативой и чувством вины (3–6 лет);

трудолюбием (чувством компетентности) и чувством неполноценности (6–12 лет);

идентичностью и смешением (диффузией) ролей (12–18 лет);

близостью и изоляцией (ранняя взрослость, молодость);

продуктивностью (генеративностью) и стагнацией (взрослость);

мудростью (цельностью) и отчаянием (старость).

В конструктивистской когнитивной теории Ж. Пиаже интеллектуальные изменения признаются ведущей линией психического развития. Процесс развития Ж. Пиаже рассматривал как последовательное активное приспособление – адаптацию – ребенка к окружающей его среде. Активность осуществляется ребенком посредством действий, которые позволяют ему создавать (конструировать) схемы этих действий, интериоризировать их в форме понятий и умственных действий, расширяющих и качественно меняющих его познавательные возможности.

Основными психологическими механизмами так понимаемого развития – адаптации – Ж. Пиаже признавал аккомадацию и ассимиляцию. Ассимиляция – это процесс приспособления новой информации к уже существующим у ребенка интеллектуальным схемам, ведущий не к качественной их перестройке и образованию новых понятий, а лишь к их усовершенствованию и расширению (Что можно кусать? Что еще является живым?). Аккомадация – это процесс возникновения новых понятий и схем путем их перестройки за счет интериоризации новой информации. Например, что кусать полезно и вкусно, а что – больно и невкусно? Какие группы живых объектов можно выделить?

Характер соотношений между процессами ассимиляции и аккомодации и их результатами и определяет, по Пиаже, своеобразие интеллекта ребенка. Он полагал, что в своем развитии дети проходят несколько качественно своеобразных стадий интеллекта, последовательность которых неизменна:

стадия сенсомоторного интеллекта (0–2 года): мышление осуществляется в процессе непосредственных предметных проб и ошибок;

стадия дооперационного интеллекта (2–7 лет): яркий диагностический признак – так называемый феномен Пиаже и детский интеллектуальный эгоцентризм;

стадия конкретных операций (7–12 лет): мышление нуждается в обязательной опоре на образ;

стадия формального интеллекта (12–15 лет): развитие логического мышления, освоение системы абстрактных научных понятий.

В отечественной психологии наиболее разработанной является периодизация психического развития, созданная Д. Б. Элькониным на основе развития идей Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста. Основой периодизации является представление о психическом развитии как процессе активного, деятельностного освоения ребенком культурно-исторического опыта в общении со взрослым. Исходя из этого, выделены две сферы общественно-исторического опыта, или культуры, в которых осваивается ребенок посредством собственной деятельности: сфера “ребенок – общественный взрослый”, развивающая мотивационно-потребностную область его психики, и “ребенок – общественный предмет”, развивающая интеллектуально-познавательные возможности ребенка. Таким образом, достоинством данной концепции является стремление представить психическое развитие как целостный процесс, в котором органически взаимосвязаны и взаимообусловлены два основных вектора развития. Эти линии развития психики в периодизациях зарубежных авторов представлялись как обособленные или параллельно следующие друг за другом: у З. Фрейда доминантой развития полагалась аффективная сфера, у Ж. Пиаже – познавательная.

В периодизации Д. Б. Эльконина каждый возраст характеризуется тремя основными параметрами:

 неповторимой, характерной для этого периода детства социальной ситуацией развития (источник развития);

ведущей деятельностью (ВД), соответствующей данной ситуации развития (движущая сила развития);

психологическими новообразованиями, порождаемые теми требованиями, которые предъявляет ведущая деятельность к психике развивающегося субъекта, т. е. закономерными следствиями специфической деятельности, посредством которой ребенок осваивает культурный опыт (показатели развития).

В соответствии с этими принципами выделяются следующие возрасты детства и соответствующие им ведущие деятельности (ВД):

 младенчество (ВД – непосредственно-эмоциональное общение с матерью);

 раннее детство (ВД – предметно-орудийная);

 дошкольное детство (ВД – ролевая игра);

 младший школьный возраст (ВД – учебная);

 отрочество (ВД – интимно-личностное общение со сверстниками);

 ранняя юность (ВД – учебно-профессиональная).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: