Тема 3. Философия Античности

 
 


Вы будете изучать:

  • философию Античности досократовского, классического и эллинистического периодов;
  • основные направления философии Античности, повлиявшие на мировую философию и науку

Цели темы:

  • дать основное представление о философии Востока и Запада;
  • изучить тенденции развития философских школ Античности;
  • дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада;
  • показать самоценность философской мысли и Востока и Запада.

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии Античности;
  • выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада;
  • знать специфику философских школ Античности;
  • выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада;
  • ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.

Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н.э. – VI в. н.э.). Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации. Античная философия явилась главным источником развития европейской общественной мысли – философской, правовой, экономической и т.д.

По преданию у духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи положили начало всей античной науке, философии, этике.

Каждый из семи мудрецов знаменит своей особой фразой, афоризмом:

Клеобул Линдский – «Мера важнее всего»

Хилон Спартанский – «Познай самого себя»

Периандр Коринфский – «Сдерживай гнев»

Питтак Метиленский – «Ничего лишнего»

Солон Афинский – «Наблюдай конец жизни»

Биант Приенский – «Худших всегда больше»

Фалес Милетский – «Ни за кого не ручайся»

Семерым мудрецам приписывали и другие уроки жизненной мудрости:

Не делай того, за что бранишь других.

О мёртвых говори хорошо, или ничего.

Чем ты сильнее, тем будь добрее.

Пусть язык не опережает мысли.

Не спеши решать, спеши выполнять решённое.

У друзей всё общее.

Суди о словах по делам, а не о делах по словам.

В развитии античной философии выделяют следующие этапы:

§ VII – V вв. до н.э. – досократовский;

§ V – IV вв.до н.э. – классический;

§ IV – I вв. до н.э. – эллинистический;

§ I в. до н.э. – VI в. н.э. – римский

Досократические школы Древней Греции возникли в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

Особенности философии досократовского периода:

§ ярко выраженный космоцентризм (тип философского мировоззрения, в основе которого лежит освоение окружающего мира и явлений природы), состоящий из космологии (учение об устройстве мира и его составных элементов) и космогонии (учение о происхождение мира);

§ повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

§ поиск первоначала, породившего всё существующее;

§ гилозоизм (одушевление неживой природы);

§ недискуссионный характер философских учений

Наиболее известные философские школы и представители досократовского периода:

Милетская школа.

Существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила своё наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Философы милетской школы выступали с материалистических позиций. Занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными. Пытались объяснить законы природы (за что получили своё второе название – школа «физиков»). Искали первоначало – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Представители:

Фалес (примерно 640 – 560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих учёных и философов. Оставил большое научное и философское наследие.

Основные взгляды:

§ первоначалом всего существующего считал воду. Вода сгущаясь, превращается в землю, разжижаясь – в воздух, а воздух, сгущаясь, превращается в огонь. В мире происходит круговорот этих четырёх стихий, но главной стихией является вода. Воды на Земле больше, чем суши, вода составляет большую часть живых организмов;

§ представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

§ считал, что неживая природа, все вещи имеют душу;

§ считал центром Вселенной Землю;

§ точно определил продолжительность года – 365 дней;

§ сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса).


Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.) – ученик Фалеса.

Основные взгляды:

§ первоначалом всего существующего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой всё возникло, всё состоит и в которую все превратиться;

§ вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): всё живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

§ первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.

Анаксимен (546 – 526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра.

Основные взгляды:

§ первопричиной всего существующего считал воздух;

§ выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т.д.);

Школа Пифагора.

Основные взгляды:

§ первопричиной всего существующего считали число (всю окружающую действительность, всё происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

§ мир в своей сущности состоит из чисел и геометрических фигур. Единица – это точка, движение единицы создаёт линию – это двойка. Тройка – это движение линии, создающее плоскость. Движение плоскости создаёт фигуру – это четвёрка и т.д.;

§ Пифагор считал, что математика больше всего приближает человека к Богу, ибо даже Бог не может отменить то, что дважды два равно четырём. Если есть в мире законы, которым повинуются и боги и люди, то это законы математики.

Школа атомистов.

Материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего существующего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению).

Основные положения учения Демокрита:

§ весь материальный мир состоит из атомов»

§ атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего существующего;

§ атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

§ атомы имеют различную величину, различную форму;

§ между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

§ атомы находятся в вечном движении;

§ существует круговорот атомов: вещи, живые организмы, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира

Школа элеатов.

Существовала в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известные философы данной школы: Парменид, Зенон Элейский

Основные взгляды:

§ изучали проблемы познания;

§ жёстко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое;

§ считали всё существующее материальным выражением идей (были предшественниками идеализма)

Гераклит Эфесский (около 550 до н.э. — около 480 до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист.

Основные взгляды:

§ первоначалом всего существующего считал огонь;

§ вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики;

§ считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («В одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

§ был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

§ признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб» в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим и плохим);

§ всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

§ был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

§ движущей силой всех процессов считал борьбу.

Расцвет античной философии приходится на V – IV вв. до н.э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы.

Особенности классической философии:

§ создание систематизированных учений;

§ перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера;

§ выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего;

§ положили начало спору между материалистами и идеалистами;

§ от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

§ внесли вклад в развитие логики;

§ вели практическую философско-просветительскую деятельность

Гражданин античного полиса активно участвовал в жизни своего маленького государства. Он регулярно посещал народные собрания, на которых обсуждались вопросы войны и мира, городского строительства, торговли и т.п., ежегодно участвовал в выборах государственных чиновников и сам в течение жизни неоднократно мог занимать те или иные должности. За отправление государственных должностей в античной Греции не полагалось никакой оплаты, поэтому занять их стремились немногие. Иногда граждане были вынуждены прибегать к жребию, чтобы назначить кого-то командовать армией, надзирать за рынками или общественными водопроводами. Античные греки много и с удовольствием судились, причем греческий суд не знал прокуроров и адвокатов, истец и ответчик сами должны были выступать перед судьями и присутствовавшей публикой. От умения внятно изложить суть дела и убедительно обосновать свои претензии часто зависел исход дела. Короче говоря, хорошему гражданину необходима была определенная образованность для выполнения своих гражданских обязанностей и осуществления своих гражданских прав.

Вот поэтому-то в античной Греции существовало всеобщее образование и высоко ценились учителя, их называли софистами (от греческого слова “софия” - мудрость), что означало первоначально “мудрец” или “учитель мудрости”. Они учили детей грамоте, основам наук, воспитывали умение ясно и убедительно говорить, отстаивать в спорах свое мнение. Со временем, однако, софисты стали изобретать приемы, направленные на то, чтобы одурачить собеседника, представить противника в смешном или глупом виде, внушить недоверие к истине, а ложь, напротив, представить в белоснежных ризах истины. Такие недобросовестные приемы и уловки получили наименование “софизмы”, а слово “софист” приобрело тот негативный оттенок, который сохранился у него до сих пор. Вот примеры некоторых софизмов, сохранившихся в трудах древних авторов:

“То, чего ты не терял, у тебя есть. Ты не терял рогов. Следовательно, ты рогат”.

“Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит”.

Со времен Античности до нас дошла следующая история. У знаменитого софиста Протагора был ученик по имени Эватл, обучавшийся праву. Учитель и ученик заключили договор, согласно которому Эватл должен был заплатить за обучение лишь после того, как выиграет свой первый процесс. Однако, закончив обучение, Эватл не спешил выступать в суде. Терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд.

“Эватл в любом случае вынужден будет заплатить мне, — рассуждал Протагор. — Он либо выиграет этот процесс, либо проиграет его. Если выиграет - заплатит в силу нашего с ним договора; если же проиграет - заплатит в силу приговора суда”.

“Ничего подобного, - рассуждал, в свою очередь, Эватл. — Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Если выиграю - решение суда освободит меня от уплаты; если же проиграю - не буду платить в силу нашего договора”.

Ученик, как видите, оказался достоин своего учителя! Озадаченный таким поворотом дела, Протагор посвятил этому спору с Эватлом особое сочинение “Тяжба о плате”, которое, к сожалению, до нас не дошло.

А если вам публично начнут задавать, например, такие вопросы (договорившись предварительно, что вы будете отвечать только “да” или “нет”):

“Перестал ли ты бить свою мать?”, “Перестал ли ты пить коньяк по утрам?” и т.п. Здесь можно впасть в легкий столбняк: скажи хоть “да”, хоть “нет” - все равно оказываешься в дурацком положении.

Чувствуешь, что тебя слегка надувают, но в чем тут дело, сказать трудно. Софистика стала мешать общественной жизни греков, как, впрочем, она мешает нам и сейчас. Аристотель систематизировал известные к тому времени логические знания, добавив к ним немало нового, и написал несколько сочинений, в которых представил логику как средство защиты истины и разоблачения софистики и лжи. В этом качестве она служит людям вот уже более двух тысячелетий. Значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схоласты и до сих пор сохраняется введенная ими латинская терминология.

В середине XIX в. логика пережила свою научную революцию: возникла и стала бурно развиваться математическая (символическая) логика, применяющая для анализа рассуждений математические средства и методы. Именно она заложила теоретические основы последующей разработки языков программирования для компьютерной техники. Аристотелевская логика с тех пор стала называться традиционной.

В России до 1917 г. логику преподавали в старших классах гимназии, и русские логики внесли значительный вклад в развитие этой науки. Однако вскоре после Октябрьской революции логика — по целому ряду причин - в России исчезает. Только в конце 40-х гг. она вновь возвращается сначала в юридические институты и университеты, затем в педагогические и другие вузы, а в последние годы логика вновь начинает проникать в школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: