- кризис феодализма;
- зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
- становление европейских государств;
- незаинтересованность руководителей государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической церкви;
- кризис, моральное разложение католической церкви, её оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций ((от лат. indulgentia — милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства);
- распространение идей гуманизма, рост самосознания личности, индивидуализм.
Мартин Лютер (1483 – 1546), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооружённой) борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:
Ø общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
Ø между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая церковь;
Ø необходимо упрощение обрядов;
Ø Церковь должна стать демократичной, а обряды – понятными людям;
Ø необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
Ø необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
Ø необходимо запретить индульгенции
Жан Кальвин (1509 – 1564), французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Возглавил реформационное движение в Женеве. Добился признания реформированной церкви в качестве официальной. Провёл реформы: в Женеве были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, танцы, установлен строгий надзор за населением с целью воспитания граждан в духе аскетизма, пуританизма.
Ключевой идеей протестантизма считал идею предопределения. Смысл этой идеи состоит в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасёнными, либо погибнуть, не состояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению. Успех в работе – признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.
Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение её из узкогерманского в международное явление.
Томас Мюнцер (1490 – 1525), вождь крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне 1524-1526 годов в Германии. Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г. разошёлся с учителем. В целом, соглашаясь с учителем, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых заключался в том, что необходимо реформировать не только церковь, но общество в целом. Цель же изменения общества состоит в том, чтобы достичь всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле. Главной причиной всех зол Мюнцер видел неравенство, классовое разделение, в основе которого лежит частная собственность и частный интерес. Частный интерес необходимо подавить, всё должно стать общим (имелись в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства). Жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества. Власть и собственность должны принадлежать простому народу – «ремесленникам и пахарям».
Значение философии Реформации:
§ послужила идеологическим обоснованием политической и вооружённой борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI века и в дальнейшем почти во всех странах Европы;
§ результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное разграничение в Европе;
ü торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе – Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;
ü сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы – Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.
Политическая философия. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приёмы политической борьбы.
Никколо Макиавелли (1469 – 1527), итальянский политический мыслитель, историк, писатель, поэт эпохи Возрождения. Основные произведения: «История Флоренции», комедия «Мандрагора», «Государь». Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:
Ø человек обладает изначально злой природой;
Ø движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
Ø совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
Ø для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма необходима особая организация – государство;
Ø правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
Ø правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна – промотана);
Ø ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
Ø в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за её независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков, как его времени, так и последующих эпох.
Философия социалистов-утопистов. Основное внимание эти философы сосредоточили на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала бы социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты (утопия (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна)).
Томас Мор (1478 – 1535) – основатель утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он занимался политической деятельностью: был членом парламента, председателем палаты общин, лорд-канцлером Великобритании (в 1535 г. казнён как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви).
Философия Т. Мора изложена в произведении «Утопия» о выдуманном острове, на котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в Утопии не существует частной собственности. Все граждане участвуют в производительном труде. Труд осуществляется на основе всеобщей повинности. Все произведённые продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. В связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осуждённые преступники. Первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически - трудовой коллектив). Все должностные лица избираются. Мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности).
Томаззо Кампанелла (1568 – 1639), итальянский гуманист, философ, богослов, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Философия Т. Кампанеллы изложена в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом городе, жители которого – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле в Городе Солнца отсутствует частная собственность. Все граждане участвуют в производительном труде. Результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами. Труд совмещается с непременным обучением. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъёма до отхода ко сну. Солярии всё делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают. Большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ребёнок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни. Во главе города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Значение философии социалистов-утопистов состоит в том, что идеи их были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
Основные понятия и термины:
Гелиоцентризм - (от слова Гелиос (Гелий), в греческой мифологии бог Солнца), возникшее в эпоху Возрождения представление о строении Солнечной системы: Солнце — центральное тело, вокруг которого обращаются планеты.
Геоцентризм - (от слова Гея, в греческой мифологии мать-земля), иначе Птолемеева система мира. Возникшее в древнегреческой науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной. Согласно геоцентрической системе мира, планеты, Солнце и другие небесные светила обращаются вокруг Земли по орбитам, представляющим сложное сочетание круговых орбит.
Гуманизм - (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Индульгенция - (от лат. indulgentia — милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.
Пантеизм - (от греч. pan — все и theos — бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое.
Секуляризация - (от позднелат. saecularis — мирской, светский), ослабление влияния церкви на общественную и государственную жизнь.
Утопия - (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований.
Контроль знаний
1. Назовите основные исторические предпосылки, которые способствовали наступлению эпохи Возрождения.
2. Почему эпоха Возрождения была названа именно так?
3. Какие важные признаки характеризируют Возрождение в сравнении со Средневековьем?
4. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения?
5. Назовите видных деятелей гуманизма эпохи Возрождения.
6. Перечислите основные особенности философской мысли периода Возрождения.
7. Какое содержание вкладывали деятели Возрождение в понятие "Гуманизм"?
8. В чём значение открытий Н. Коперника для философии?
9. В чём заключалась суть Реформации?
10. Концепции коммунистического общества мыслителей эпохи Возрождения: авторы и их сочинения.
11. Натурфилософия в творчестве деятелей Возрождения.