double arrow

ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. (2ч).


Цель занятия: Раскрыть социокультурные и идейные предпосылки фи­лософии эпохи Возрождения, выделить ее характерные особенности. Проследить возрождение в XIV-XVI вв. различных направлений античной философии и показать их новый смысл. Охарактеризовать взаимодействие науки, в том числе медицинской, и философии в эпоху Возрождения. Рассмотреть взгляды выдающихся представителей философии этой эпохи и показать ее значение в переходе от схоластики к философским системам Нового времени.

План семинара:

1. Предпосылки возникновения и харак­терные особенности философии Возрождения.

2. Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре Воз­рождения.

3. Натурфилософия эпохи Возрождения: развитие естествознания в XIV - XVI вв., Николай Кузанский, Д.Бруно, Парацельс.

4. Социально-философские учения эпохи Возрождения. Гуманизм и Реформация.

Основные понятия: гуманизм, секуляризация, пантеизм, гилозоизм, монизм, атеизм, диалектика, естественное право, антропоцентризм, макиавеллизм, натурфилософия.

Методические указания:

Готовясь к ответу на первый вопрос, следует помнить, что эпоха Возрождения (XIV - XVI вв.) - период начала перехода от феодализма к индустриальной цивилизации, в рамках которого формируется новое мировоззрение, имеющее светский характер и ориентированное на научное знание. Необходимо показать, что развитие капитализма вначале в Италии, а затем других странах Западной Европы, сложные социально-политические противоречия эпохи, революционные научные открытия привели к разруше­нию средневековой картины мира и возникновению нового понимания приро­ды и человека, секуляризации - постепенному уменьшению влияния религии и церкви в обществе. Студенты должны раскрыть отличия в понимании античного наследия в средние века и период Возрождения, показать, что для философии этой эпохи характерны критика методов схоластики, антропоцентризм, пантеис­тическое понимание природы.

Рассматривая второй вопрос, требуется уяснить, что важной чертой мировоззрения Возрождения был гуманизм. Гуманизм в широком понимании означает любовь к человеку и человечеству. В узком значении термин используется для характеристики философии Возрождения, так как тема человека была одной из главных для мыслителей этой эпохи. Выявляя отличия от средневекового понимания человека в учениях Ф. Петрарки, Д. Пико делла Мирандола, Эразма Роттердамского, нужно обратить внимание на переосмысление гуманистами учения христианской антропологии о греховности человеческой природы. Важно подчеркнуть, что мыслители Возрождения рассматривали человека как равного Богу творца, стремились к гармонии духовного и телесного, светского и религиозного в культуре, свободе, активности и всестороннему развитию личности.




Отвечая на третий вопрос, необходимо охарактеризовать значение великих географических открытий, достижений в области математики, ме­ханики, биологии и медицины, создания гелиоцентрической системы мира в работах Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера и др. для разрушения средневекового мировоззрения. Рассматривая философские идеи выдающихся представителей натурфилософии Возрождения, следует подчеркнуть, что они были нацелены на осмысление новых научных открытий и формирование соответствующей им картины мира.

Николай Кузанский (1401-1464) - крупный ученый, философ и теолог. Сущность его взглядов состоит в стремлении сочетать пантеизм с традиционным христианским учением о соотношении Бога и мира. Студенты должны охарактеризовать учение Николая Кузанского о творении и развитии мира как развертывании Бога (актуальной бесконечности) в мир (потенциальная бесконечность), его представление о человеке как микрокосме, подобном и Богу и Космосу, теорию познания мыслителя, раскрывающую роль чувственного опыта, рассудка, разума и интуиции в познании. Изучая натурфилософию Д. Бруно (1548-1600), следует помнить, что она представляет собой более последовательный пантеизм. Требуется охарактеризовать идеи мыслителя о бесконечности Вселенной, физической однородности и единстве законов земного и небесного, его учения о Мировой Душе, человеке как микрокосме, этику героического энтузиазма. Необходимо также рассмотреть натурфилософские взгляды немецкого врача и астролога Парацельса (1483-1441) о наличии в мире активной жизненной си­лы, пронизывающей материю, влиянии природных факторов на физическое и душевное здоровье человека, его идеи об опытном знании как основе научного познания в медицине, роль мыслителя в формировании патерналистской модели медицинской этики.



Отвечая на четвертый вопрос, нужно объяснить, что сложные социально-экономические противоречия и политические события эпохи зарождения индустриальной цивилизации вызвали к жизни разнообразные социально-философские концепции. Следует коротко охарактеризовать учения французского мыслителя Ж. Бодена о государственном суверенитете, голландского юриста и историка Г. Гроция о естественном праве и общественном договоре, итальянского гуманиста Н. Макиавелли о независимости политической сферы от религии и морали, теории утопического социализма Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Студенты должны помнить, что в XVI в. в Западной Европе происходит Реформация - движение за реформу католической церкви, приспособление ее к новым историческим условиям. В результате Реформации возникает новое направление в христианстве - протестантизм, для которого характерно стремление пробудить индивидуальную активность человека, об­ратить его внимание от небесного к земному существованию. Важно показать, что, несмотря на разногласия гуманистов и сторонников протестантизма (по вопросам свободы воли человека, единства христианской церкви и др.), оба направления вели к одной цели - формированию независимой личности, индивидуальности человека, активно действующего в новых исторических условиях.

Основная литература:

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. – М., 2002 - С. 71-77.

2. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. – С. 88 -93.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.

4. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 109-113.

 

Дополнительная литература:

1. Баткин А.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

2. Бруно Д. Философские диалоги. - М., 2000.

3. Горфункель А.Х. Философия Возрождения. М., 1980.

4. История философии: Запад. Россия. Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - Т.2.- М., 1996.- С. 3-88.

5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней - Т.2.- СПб., 1994. - С.212-322; Т.3.- СПб., 1996.- С.3-134.

6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. - М., 1984.

7. Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте предпосылки возникновения философии Возрождения.

2. Что такое гуманизм? Как возник этот термин?

3. Каковы характерные особенности философии эпохи Возрождения? Что коренным образом отличает ее от схоластики?

4. Как отличается понимание человека в средневековой философии и гуманистических учениях?

5. Каковы предпосылки создания натурфилософских теорий в эпоху Возрождения? Приведите примеры таких теорий.

6. Как соотносятся философия и медицина в учении Парацельса?

7. Дайте характеристику социально-политической мысли эпохи Возрож­дения.

8. Как соотносятся Возрождение и Реформация?

9. Каково значение идей Возрождения в переходе от средневековой философии к философии Нового времени?

Темы докладов и рефератов:

Философия Возрождения и развитие медицины.

Гуманистическая концепция христианской философии Эразма Рот­тердамского.

Астрономические открытия XV-XVI вв. и их влияние на развитие фи­лософии.

Социальный идеал Т.Мора и Т.Кампанеллы.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: