Вы будете изучать:
- тайну человеческого «Я»;
- проблему антропосоциогенеза;
- биологическое и социальное в человеке;
- образы человека в истории философской мысли;
- ценности человеческого существования
Цели темы:
- дать основные понятия философской антропологии;
- представить смысл проблем, занимавших мыслителей;
- проследить постоянное изменение взглядов философов в понимании человека;
- познакомить с современными философскими теориями, посвящёнными проблеме личности;
- развить способность к пониманию другого человека
После изучения темы вы сможете:
- убедиться в том, что теории философской антропологии находят своё отражение в современных дискуссиях о роли и месте человека в мире;
- различать типы философских позиций в понимании отношений личности и общества;
- рассматривать свои собственные представления о человеке в контексте истории философии;
- разбираться в таком разделе философии, как философская антропология;
- понимать причины изменений представлений о человеке;
- ориентироваться во множестве современных теорий личности
Термин «антропология» означает учение о человеке, а философская антропология, соответственно, философское учение о человеке, или философия человека.
|
|
Философская антропология – направление философии, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.
Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследующей естественно-историческое происхождение человека и человеческих рас; социологией, рассматривающей социальные особенности человеческого существования; педагогикой – наукой о воспитании человека, а также психологией, изучающей особенности индивидуального поведения.
Отличие философского учения о человеке от других наук состоит в том, что оно исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида.
Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии:
§ сущность и природа человека;
§ антропогенез;
§ психический мир человека;
§ скрытые духовные силы человека;
§ проблема существования человека
§ проблема жизни после смерти;
§ духовное развитие человека;
§ перспективы эволюции человека;
§ смысл жизни человека;
§ проблемы свободы и ответственности человека;
§ ценности в жизни человека
На рубеже XX – XXI вв. Проблема человека становится центральной в философском знании. Проявляется обострённое внимание к тому, что в философии называется «экзистенциальной проблематикой»: вопросам о смысле жизни и ценности человеческого существования. Напротив, интерес к онтологии и гносеологии как частям философского знания заметно снижается. Почему так происходит?
|
|
Проблема человека приобретает особую актуальность в те периоды развития истории, когда остро встаёт вопрос о смысле жизни и цели существования не только отдельного человека, но и всего общества. Именно такой период переживает как отечественная, так и мировая история.
Обыденному мышлению представляется, что человек не заключает в себе никакой тайны, ведь каждый из нас уверенно выделяет человека из остального мира, и его отличие от других существ представляется совершенно очевидным. Но, как говорил испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, философии оправдана тем, что выходит за пределы очевидности. Выходит она за такие пределы и в исследовании человека. Испанский мыслитель не одинок в своём мнении. Ещё И. Кант пришёл к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?» И все они перекрываются одним вопросом: «Что такое человек?».
Философы считают, что проблема человека содержит в себе много тайн и загадок. Именно в этих выражениях говорили о человеке многие мыслители. «Человек, - писал Ф. М. Достоевский, - есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Для Достоевского очевидно не только то, что человек есть тайна, но и то, что соответствовать своему понятию человек может, только занимаясь этой тайной, причём занимаясь всю жизнь.
Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не может быть вполне применён исключительно рационалистический, сугубо научный подход. Какие бы науки не занимались изучением человека, их методы всегда направлены на его «препарирование». Простая сумма знаний частных наук о человеке не даёт искомого образа, поэтому философия всегда стремилась к постижению его целостности и пыталась выработать собственные средства познания сущности человека.
Современная философская антропология включает в себя многообразные и противоречивые школы и направления, активно обсуждающие такие проблемы, как сущность и существование человека, соотношение в его природе биологического и социального, происхождение человека (антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи), социализация личности, бытие человека в культуре.
Для того чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо представить себе те результаты, которые были достигнуты в истории философии, поскольку есть некоторая традиция, преемственность взглядов на сущность человека.
Какие же образы человека существовали в истории философской мысли?
1. Античность: космоцентризм, человек - часть космоса, в своих человеческих проявлениях подчинённый высшему началу - судьбе | |||||||||||||||||
Сократ:человек познает самого себя | Эпикур:свобода и счастье человека | Диоген:аскетизм | Платон, Аристотель: человек - гражданин - государство | ||||||||||||||
2. Средневековье: теоцентризм, человек есть образ и подобие Бога, идеальный образ человека – образ святого; главный признак человечности – любовь к Богу | |||||||||||||||||
человек - тварное существо | зло произошло от собственной воли человека | человек - промежуточное существо между животным и Богом | человек раздвоен: тело бренно, душа бессмертна | смысл жизни - познание себя | |||||||||||||
3. Возрождение: человек - предмет культа | |||||||||||||||||
Оптимистический гуманизм - вера в силы человека | человек - творец своей судьбы | человек на одной ступени с Богом | человек красив, деятелен, свободен | ||||||||||||||
4. Новое время: человек - сложная машина | |||||||||||||||||
человек - порождение природы | человек есть мыслящее существо (Р. Декарт) | человек изменяет мир с помощью знаний | человек революционным образом меняет мир: насилие над историей | ||||||||||||||
5. Немецкая классическая философия:а) человек - существо духовное б) человек - творец истории | |||||||||||||||||
6. Марксизм: человек - совокупность общественных отношений | |||||||||||||||||
трудовая деятельность - основная форма существования человек | в человеке отражается эпоха | человек - автор, режиссер, актер своей собственной драмы | принадлежность человека к определенной социальной группе | человек не рассматривается как индивидуум | |||||||||||||
7. Русская философия: православная направленность | |||||||||||||||||
обращена к душе человека | не заинтересованность в подчинении окружающему миру | главная проблема - усовершенствование человека | цель - поиск правды и справедливости | ||||||||||||||
8. Новейшее время | |||||||||||||||||
Фрейдизм Сознание человека управляется иррационально, то есть бессознательно | Экзистенциализм Решающее воздействие на человека оказывают воля к жизни, воля к власти, вера, стремление к переживанию подлинности жизни | ||||||||||||||||
Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек – это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, то есть существом социальным. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Встаёт вопрос о том, каким образом происходило формирование человека как разумного, социального и деятельного существа.
|
|
При рассмотрении этой проблемы следует выделить три основных подхода:
§ Креационная концепция. Концепция творения человека Богом или иной надчеловеческой личностью, или безличной сущностью в силу свободного акта свободного волеизъявления этой сущности, непостижимого для ума.
Многие философы считают библейскую версию происхождения человека правдоподобней, чем дарвиновскую – об этом, считает, например, русский мыслитель Лев Шестов, свидетельствуют неутолимая тоска и вечная духовная жажда человека. Если бы человек произошёл от обезьяны, он по-обезьяньи умел бы быстро найти всё, что ему нужно. Правда, на свете очень много людей, сумевших по-обезьяньи приспособиться к жизни: они весьма изобретательны в добывании пищи и вполне довольны своей жизнью.
|
|
Но, пояснял Шестов и Дарвин и Библия правы. Часть людей произошла от согрешившего Адама, чувствует в своей крови грех предков, мучается этим грехом, а другие от несогрешившей обезьяны, их совесть спокойна, они не терзаются и не мечтают.
Другой русский философ С. Л. Франк считал, что теория эволюции сводит бытие человека лишь к его природному существованию и даёт беспомощные объяснения его происхождения, с её точки зрения человек с его душой, разумом постепенно развился из какой-нибудь амёбы или протоплазмы. Это всё равно, если бы мы сказали, что круг постепенно развился из треугольника или точки, а машина из гайки. Теория эволюции – это наивная мифология. Человек не может развиться из того, что в принципе ему чуждо, он возникает совсем из другого источника.
§ Теория естественного эволюционного происхождения:
1. общая космологическая теория эволюции. Человек есть часть всеобщего процесса эволюции космоса.
2. синтетическая теория эволюции (Ч. Дарвин). Человек есть продукт естественного отбора и генетических мутаций. То есть мы, как и все другие представители нашего мира являемся продуктом эволюции путём естественного отбора.
3. В противовес этому существуют течения, дающие человеку особый статус среди живых существ, объясняют его происхождение как революционный переход от природной, биологической эволюции, в качественно иной статус, надприродный. Это уже упоминавшаяся теория творения человека Богом и трудовая теория антропогенеза (Ф. Энгельс).
По обилию накопленных подтверждений трудовая теория доминирует. Её современный вариант рассматривает труд в единстве с природными факторами происхождения человека. В числе первых природных предпосылок антропогенеза называются: 1. активная вулканическая деятельность; 2 Сильный радиационный фон на предполагаемой прародине человека – юге Африки; 3. изменение климата на Земле; 4. космические воздействия, пассионарные толчки и др.
Одна из этих предпосылок, или все вместе стали причиной мутаций, которые в единстве с естественным отбором привели к появлению внешних биологических признаков человека: 1. тело, приспособленное для прямохождения; 2. развитая для тонкого манипулирования кисть; 3. развитый мозг; 4. голая кожа.
Объяснение этих процессов содержит множество загадок. Одна из них состоит в том, что по некоторым расчетам длительность подобных изменений выходит за рамки не только возраста Земли, но и наблюдаемой Вселенной. Вместе с тем, останки пралюдей и следы их трудовой деятельности подтверждают, что такие изменения действительно происходили:
- 3-5 млн. лет назад – австралопитек (australis-южная, pithekos-обезьяна), освоивший прямохождение и изготовлявший галечные и костяные орудия труда;
- 1,5 млн. лет назад – питекантроп (обезьяночеловек), имеющий развитую кисть, зачатки речи;
- 150 тыс. лет назад – неандерталец (долина Неандерталь в Германии), обладающий развитым мозгом, членораздельной речью;
- 90-100 тыс. лет назад – homo sapiens (человек разумный), имевший вид современного человека.
Согласно трудовой теории, природные изменения, ставшие исходной причиной биологических изменений человекообразных обезьян не стали решающими для появления человека. Только трудовая деятельность: целенаправленная, осмысленная, результативная могла сыграть решающую роль в появлении человека.
§ Гипотезы о внеземном, космическом происхождении человеческого рода как «эксперимента» высокоразвитых цивилизаций на планете Земля.
Итак, с одной стороны, человек разумный – это результат биологической эволюции, её усложнения и видоизменения. Он генетически связан с другими формами биологической жизни. С другой стороны человек – существо социальное, ибо он преобразует природные объекты, то есть занимается производством. Именно ходе этой деятельности человек формируется как социальное существо.