double arrow

Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике.

1) Общество – это некая система, выделившаяся из природы, это система отношений между людьми, реализующихся в процессах жизнедеятельность (социальный институт семьи, социальный институт государства, в различных негосударственных объединениях, в жизнедеятельности отдельного человека, этноса). Общество — это системное образование, с одной стороны, а с другой стороны — это эволюционирующее образование. Очевидно, что для того, чтобы описать развитие общества необходимо решить об источнике процесса развития.

Основными источниками социодинамики являются социальные противоречия. Это постулат из общей теории диалектики, где источником развития рассматриваются единство и борьба противоположностей. Существует две стороны социальных противоречий. Но относительно того, как они разворачиваются и как они разрешаются в обществе существуют разные точки зрения.

2) Основные вариации рассмотрения источников развития.

ü Акцент на борьбу противоположностей за реализацию своих интересов и достижение целей.

Пример: классический марксизм и борьба пролетариата и буржуазии.

ü Концепции социального солидаризма. Нужно объединить, интегрировать усилия, ресурсы, чтобы продвигать общество. Конт: нужно создать особую науку, которая изучает процесс управления обществом, так как стабильность и устойчивость – залог прогресса. О. Конт: в обществе разные классы выполняют функции, без которых не может обойтись общество в целом. Пролетариат — руки социального организма, а финансовая буржуазия (в это время финансовый капитал начинает играть всё большую роль) — голова. Человеческий организм не может нормально функционировать, если руки и голова не находятся в определённой координации — то же самое и в жизни общества. Идеи классовой солидарности, гармонии, социального мира. Различные версии солидаризма ориентируются не на разрушение, а перестройку социально-экономических отношений путём реформ, в первую очередь экономических реформ. Затем в силу вступают различные социальные программы. Цель этих реформ и задача социальных программ — снизить, свести на нет взаимоотрицание, изменить структуру общества — всемерно приветствуется развитие среднего класса. Итак, солидаризм в разных версиях очень популярен. Социальные конфликты, моменты взаимоотрицания — это аномалия, и от них надо быстро любыми способами избавляться. В теоретическом выражении — это тот же Парсонс с его структурно-функциональным анализом: при моделировании социальной реальности ставится задача выделить подсистемы, чьё функционирование обеспечивало бы целостность, помогло бы избавиться от социальных конфликтов.

ü социальный конфликт — это данность, без которой невозможно существование ни одной социальной системы. Цель теории социального конфликта (и новой прикладной области — конфликтологии) — не изжить конфликты, а разрешить их, направить в приемлемые для общества рамки. Тем самым общество не лишается источника своего развития, но снимаются разрушительные последствия социального конфликта, купируются направления развития, представляющие угрозу. Один из основоположников этой теории — Ральф Даррендорф: в социальном конфликте сталкиваются классы, но это не классы в классическом марксистском понимании, где основной признак их отличия — отношение к средствам производства, к собственности. По Даррендорфу классы — это группы людей, сталкивающиеся в отношении политической власти. Ресурсом становится не экономический капитал, а власть. Одни группы людей обладают властным ресурсом, другие стремятся им завладеть. Отсюда — акцент смещается на социальные противоречия не в экономическом базисе, а в политической сфере. Фиксируется, что политическая надстройка, практика политической жизни играет в современном обществе всё большую и большую роль, идёт политизация всех сфер жизни (шоу-бизнес, спорт / выбор столицы Олимпиады, …). В такой случае — борьба за власть не на баррикадах, а через разрешение конфликтов в процессе разнообразных переговоров, обсуждений. Тогда общество не как экономическая целостность, а как коммуникативная целостность. Механизм развития — обсуждение самых различных проблем на разных уровнях гражданского общества и государственной системы с целью выработки приемлемых для большинства перспектив совместного развития. Таким образом, необходимость умения разрешать конфликты обусловливает появление специального знания — конфликтологии. Конфликтология может родиться только в обществе с преобладанием целерационального типа социального действия (по Веберу).

3) Теперь перейдем к основным формам социальных изменений:

ü революция – глубокий качественный коренной скачок в развитии социальной системы, который приводит к изменениям всех основных сфер социальной жизни. Революционный путь ругают за цену изменений. Этот путь наиболее радикальный: большой масштаб и сжатые сроки.

Революции всегда имеют предпосылки:

- демографический фактор (заметный рост населения по экспоненте вызывает глубокий конфликт, так как средства пропитания растут в арифметической прогрессии. Нужно сокращать народонаселение. Должны оставаться самые перспективные.)

- характер обновления социальных элит (нужно постоянно обновлять элиту новыми прогрессивными современно мыслящими субъектами. Застой в сфере элит может спровоцировать революционную ситуацию. Например, человек из обычных людей не может прийти к власти, и человек, долго находящийся у власти, не может уйти.)

- движение масс людей (стихийное недовольство, провоцируемое искусственными факторами.)

- кризис в осуществлении модернизации политической системы.

конфликты в экономической жизни



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: