Спор об универсалиях: реализм - номинализм

Характерной чертой средневековой философии является спор об универсалиях (общих понятиях, в котором сконцентрировались как онтологические проблемы (что есть реально сущее? Обладает ли общее признаками реального бытия или нет? Как соотносятся общее и единичное в мире?) Так и гносеологические проблемы (каким образом существует идеальное? Как возможно рационально понятийное познание? Как относятся мышление и действительность?).

В трактовке сущности общего, соотношении общего и единичного выделяются две крайние позиции: реализм и номинализм.

Реализм - философское направление, признающее существование общего, общих понятий (идей) вне вещей, до существования вещей в божественном разуме. Концепцию реализма в средневековой философии развили: Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский. В отличие от крайнего реализма, утверждающего, что общее существует только вне вещей, Фома Аквинский обосновал позицию умеренного реализма, утверждающего троякое существование универсалий;

  • до вещей в божественном разуме, идеи как вечные прообразы вещей;
  • в вещах, как и сущности, субстанциональные формы;
  • после вещей, в человеческом разуме, как понятия, результат абстракции.

Номинализм (от лат. nomen - имя) - философское учение отрицающее онтологическое знание универсалий, утверждающее, что реально существуют только единичные вещи, а общее - это результат деятельности разума, который находит связи между вещами. Представители этого направления в средневековье: Росцелин, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам, Николай из Отрекура, Иоганн Буридан и др.

Крайности двух противоположных позиций снимаются в концептуализме Абеляра.

Концептуализм (от лат. conceptus - понятие) - философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что в единичных предметах существует нечто общее, на основании чего в познании возникает концепт - понятие, выраженное словом.

Спор об универсалиях выявил две позиции философов и на проблему творения мира. Реалисты считают, что разум - это главное и в акте творения (Бог творит мир благодаря идеям, образцам, которые изначально у него существуют), так и в акте познания. Номиналисты же утверждают, что главное в творении мира не разум, а воля (Бог творит мир в акте свободной воли).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: