Лабораторное занятие 3. Средства обучения иностранному языку. Учебно-методический комплекс. Критерии анализа и оценки учебника по иностранному языку

Средствами обучения называют материальные объекты, способные либо замещать учителя в его функциях, либо помогать ему выполнять эти функции. Главными комплексными средствами обучения являются учебные пособия, учебники и учебно-методические комплексы.

Цель занятия

– сформировать знания об особенностях различных подходов к анализу и оценке учебника иностранного языка, научить анализировать учебно-методический комплекс с точки зрения его современности и эффективности.

Задачи

к концу занятия студенты будут знать:

– психологические и методические характеристики средств обучения иностранному языку;

– структуру УМК и назначение каждого компонента УМК;

– как реализуются в учебнике методические принципы, заложенные в УМК;

уметь:

– определять основные цели и задачи УМК;

– анализировать структуру и компоненты УМК;

– определять и описывать механизмы учебного процесса в данном УМК.

План занятия

1. Психологические и методические характеристики УМК.

2. Научно-обоснованные критерии анализа и оценки учебников.

3. Структура УМК и её компоненты.

Вопросы для обсуждения

1. На каких методических принципах строится современный УМК? Какие компоненты входят в структуру содержания УМК?

2. Какие проблемы выделяются как наиболее значимые в статье И.Л. Бим, О.П. Афанасьевой, О.А. Радченко в статье «К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка»? Каким требованиям должен отвечать современный учебник иностранного языка?

3. Проанализируйте статью М.В. Якушева «Научно-обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка» и составьте схему анализа и оценки учебника.

4. По «Книге для учителя» (Кузовлев В.П. Английский язык, 7 кл.) определите, какую цель преследует УМК для 7 кл.? На какой основе он создан? Из чего состоит УМК?

5. Что является главной задачей обучения в 7 кл.? Какие задачи ставятся в области говорения, чтения, аудирования и письма?

6. В чем состоят особенности модели культуры страны изучаемого языка? Как происходит знакомство с культурой изучаемого языка?

7. Проанализируйте развивающие и воспитательные аспекты УМК. Какие развивающие и воспитательные цели реализуются через материалы УМК?

8. Что является механизмом учебного процесса в данном УМК? Опишите первый, второй и третий этапы цикла уроков. Какие задачи ставятся на каждом этапе?

9. Проанализируйте УМК по английскому языку других авторов, используя следующую:

Соответствие требованиям госстандарта.

Учет адресата (возрастных особенностей, профиля обучения).

Обеспечение благодаря коммуникативной цели обучения овладения школьниками иноязычным общением во всех его функциях: познавательной / информационной (умением сообщить / запросить информацию), регулятивной (выразить просьбу, дать совет, высказать предложение), ценностно-ориентационной/ эмоционально-оценочной (выразить мнение, желание, дать оценку и т. д.) и этикетной.

Открытая гибкая методическая концепция, учитывающая условия обучения.

Ориентация на личность ученика, учет его интересов, склонностей, способностей, а также уровня обученности.

Социокультурная направленность обучения, включение учащихся в диалог культур/ межкультурное общение.

Отбор по возможности аутентичных текстов. Обязательное включение литературных произведений (отрывков).

Деятельностный, проблемный характер обучения, выход иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности: игровую, трудовую, эстетическую; сочетание различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной.

Взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.

Поэтапность в овладении ими, концентричность подачи материала, ситуативная обусловленность упражнений.

Повышение результативности обучения, создание мотивов учения через всю организацию педпроцесса.

Создание иноязычной коммуникативной атмосферы на уроках.

Опора на прошлый опыт и родной язык учащихся.

Создание условий для самостоятельной работы, для автономии школьников.

Обоснованное название учебника (если оно есть).

Четкая представленность его содержания (развернутое оглавление, методический аппарат: формулировка заданий, комментарий и др.).

Четкое структурное членение учебника (на тематической/ поурочной/ сюжетной/ блочной основе).

Выделение структурной единицы: параграфа/ главы: тема/ текст/ блоки/ конкретный урок/ шаг в сюжетной линии.

Соотношение разных видов и жанров текстов и иллюстраций.

Соотношение типов упражнений и их видов в зависимости от специфики основных видов речевой деятельности.

Дидактические (включая мотивационную) функции зрительного ряда (рисунков, фото, схем, символов), а также их эстетическая функция.

Современный дизайн (по возможности).

Объясните термины

Средства обучения, учебно-методический комплекс, циклический характер обучения, учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: