Средствами обучения называют материальные объекты, способные либо замещать учителя в его функциях, либо помогать ему выполнять эти функции. Главными комплексными средствами обучения являются учебные пособия, учебники и учебно-методические комплексы.
Цель занятия
– сформировать знания об особенностях различных подходов к анализу и оценке учебника иностранного языка, научить анализировать учебно-методический комплекс с точки зрения его современности и эффективности.
Задачи
к концу занятия студенты будут знать:
– психологические и методические характеристики средств обучения иностранному языку;
– структуру УМК и назначение каждого компонента УМК;
– как реализуются в учебнике методические принципы, заложенные в УМК;
уметь:
– определять основные цели и задачи УМК;
– анализировать структуру и компоненты УМК;
– определять и описывать механизмы учебного процесса в данном УМК.
План занятия
1. Психологические и методические характеристики УМК.
2. Научно-обоснованные критерии анализа и оценки учебников.
3. Структура УМК и её компоненты.
Вопросы для обсуждения
1. На каких методических принципах строится современный УМК? Какие компоненты входят в структуру содержания УМК?
2. Какие проблемы выделяются как наиболее значимые в статье И.Л. Бим, О.П. Афанасьевой, О.А. Радченко в статье «К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка»? Каким требованиям должен отвечать современный учебник иностранного языка?
3. Проанализируйте статью М.В. Якушева «Научно-обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка» и составьте схему анализа и оценки учебника.
4. По «Книге для учителя» (Кузовлев В.П. Английский язык, 7 кл.) определите, какую цель преследует УМК для 7 кл.? На какой основе он создан? Из чего состоит УМК?
5. Что является главной задачей обучения в 7 кл.? Какие задачи ставятся в области говорения, чтения, аудирования и письма?
6. В чем состоят особенности модели культуры страны изучаемого языка? Как происходит знакомство с культурой изучаемого языка?
7. Проанализируйте развивающие и воспитательные аспекты УМК. Какие развивающие и воспитательные цели реализуются через материалы УМК?
8. Что является механизмом учебного процесса в данном УМК? Опишите первый, второй и третий этапы цикла уроков. Какие задачи ставятся на каждом этапе?
9. Проанализируйте УМК по английскому языку других авторов, используя следующую:
Соответствие требованиям госстандарта.
Учет адресата (возрастных особенностей, профиля обучения).
Обеспечение благодаря коммуникативной цели обучения овладения школьниками иноязычным общением во всех его функциях: познавательной / информационной (умением сообщить / запросить информацию), регулятивной (выразить просьбу, дать совет, высказать предложение), ценностно-ориентационной/ эмоционально-оценочной (выразить мнение, желание, дать оценку и т. д.) и этикетной.
Открытая гибкая методическая концепция, учитывающая условия обучения.
Ориентация на личность ученика, учет его интересов, склонностей, способностей, а также уровня обученности.
Социокультурная направленность обучения, включение учащихся в диалог культур/ межкультурное общение.
Отбор по возможности аутентичных текстов. Обязательное включение литературных произведений (отрывков).
Деятельностный, проблемный характер обучения, выход иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности: игровую, трудовую, эстетическую; сочетание различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной.
Взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.
Поэтапность в овладении ими, концентричность подачи материала, ситуативная обусловленность упражнений.
Повышение результативности обучения, создание мотивов учения через всю организацию педпроцесса.
Создание иноязычной коммуникативной атмосферы на уроках.
Опора на прошлый опыт и родной язык учащихся.
Создание условий для самостоятельной работы, для автономии школьников.
Обоснованное название учебника (если оно есть).
Четкая представленность его содержания (развернутое оглавление, методический аппарат: формулировка заданий, комментарий и др.).
Четкое структурное членение учебника (на тематической/ поурочной/ сюжетной/ блочной основе).
Выделение структурной единицы: параграфа/ главы: тема/ текст/ блоки/ конкретный урок/ шаг в сюжетной линии.
Соотношение разных видов и жанров текстов и иллюстраций.
Соотношение типов упражнений и их видов в зависимости от специфики основных видов речевой деятельности.
Дидактические (включая мотивационную) функции зрительного ряда (рисунков, фото, схем, символов), а также их эстетическая функция.
Современный дизайн (по возможности).
Объясните термины
Средства обучения, учебно-методический комплекс, циклический характер обучения, учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для учителя.