Методические указания
К практическим занятиям по методике обучения ИЯ.
Семинарские занятия охватывают следующие разделы программы:
1. Лингводидактические проблемы обучения.
2. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам (на современном этапе и в историческом освещении).
3. Организация процесса обучения иностранным языкам в школе (контроль, планирование ЦМК и др.).
4. Обучение основным видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму на иностранном языке). Фонетические, грамматические и лексические аспекты этих видов деятельности.
Практическое занятие 1.
Тема 1. Цель обучения, как главный фактор, определяющий задачи, содержание и методы обучения иностранному языку в школе
Цель обучения языку – заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения. Будучи компонентом системы обучения, они оказывают воздействие на выбор содержания, методов, средств, организационных форм обучения, что дает основание относить цели к числу базисных категорий методики и одновременно к одному из ведущих компонентов системы обучения.
|
|
Цель семинара
– расширить и углубить знание студентов о целях и задачах обучения иностранному языку в школе;
– познакомить с различными способами анализа методических концепций по теме занятия.
Задачи
к концу семинара студенты будут знать:
– основные методические понятия по теме занятия;
– содержание образовательных, воспитательных, практических и развивающих цели обучения иностранному языку;
– навыки и умения, которыми необходимо овладеть учащимся на разных этапах обучения;
уметь:
– сравнивать характер и содержание целей обучения на различных этапах развития методики как науки;
– определить характер целей и задач обучения на различных этапах обучения (начальный, средний, старший).
План семинара
1. Эволюция характера и содержания целей на различных этапах развития методики.
2. Формулировка целей и задач обучения иностранному языку в школе.
3. Навыки и умения, необходимые для владения иностранным языком на различных этапах обучения в школе.
Вопросы для обсуждения
1. Почему в последнее время изменилась постановка целей обучения? С чем это связано? Дайте определение понятию «цель обучения».
2. Как определялись практические цели обучения в 1970–90-е годы (В.С. Цетлин, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, О.Л. Бим, С.К. Фоломкина).
3. Как определяются практические цели обучения в современных подходах к обучению? (А.М. Щукин, Н.Д. Гальскова – схемы).
|
|
4. Что представляет собой образовательная цель обучения? (Л.В. Щерба, О.Л. Бим, Г. В. Рогова, Е.Н. Соловова).
5. В чем значение воспитательной цели обучения для всего процесса обучения? От чего зависит комплексное решение задач воспитания?
6. Охарактеризуйте развивающую цель обучения и формируемые личностные качества у изучающих иностранные языки в «Европейском языковом портфеле» (Пример из учебника А.М. Щукина).
9. Какими навыками и умениями надо овладеть учащимся на разных этапах обучения:
– начальном,
– среднем,
– старшем?
Объясните термины
Цель обучения, задачи обучения, практическая цель обучения, образовательная цель обучения, воспитательная цель обучения, развивающая цель обучения.
Рекомендательный библиографический список
1. Баранова Н.В. Социокультурный компонент // ИЯШ. 2001. № 2. C. 40–42.
2. Вострикова Н.А. Цели урока иностранного языка и способы их достижения // ИЯШ. 2001. № 5.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 2000. С. 57–73.
4. Колесникова И.А., Долгина Д.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранного языка. СПб., 2001. C. 70–71, 73–77. 5. Концепция образования по иностранному языку в 12-летней школе // ИЯШ. № 4. 2000.
5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М., 2002. С. 2–6.
Тема 2. Основная цель обучения – формирование коммуникативной компетенции
Коммуникативная компетенция – это способность осуществлять речевую деятельность средствами изучаемого языка в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В её основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах. Базируется коммуникативная компетенция на ряде других компетенций.
Цель семинара
– расширить и углубить знания студентов об уровнях и составляющих компонентах коммуникативной компетенции;
– познакомить с требованиями к уровню сформированности коммуникативной компетенции в школе.
Задачи
к концу семинара студенты будут знать:
– основные компоненты, составляющие структуру коммуникативной компетенции;
– требования к уровню сформированности коммуникативной компетентности (Европейский и национальный образовательный стандарт);
уметь:
– определять, какие учебные материалы способствуют формированию коммуникативной компетентности;
– анализировать характер учебных заданий (коммуникативный и некоммуникативный) при обучении 4 видам речевой деятельности.
План семинара
1. Уровни владения иностранным языком. Пороговый уровень как базовый общеобразовательный уровень.
2. Структура коммуникативной компетенции.
3. Требования к уровню сформированности лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной и стратегической компетенции в школе.
Вопросы для обсуждения
1. Какой уровень владения английским языком является базовым общеобразовательным уровнем?
2. Охарактеризуйте структуру коммуникативной компетенции. Выделите её компоненты.
3. Дайте определение лингвистической компетенции. Какие требования предъявляются к уровню сформированности этой компетенции в средней школе?
4. Что является социолингвистической компетенцией? Когда можно начинать формирование этой компетенции? Охарактеризуйте требования к уровню её сформированности.
5. Чему способствует социокультурное развитие? Как сформировать социокультурную компетенцию в школе?
6. Как общеучебные умения в структуре стратегической компетенции помогают учащимся построить общение в устной и письменной форме?
7. Дайте определение дискурсивной компетенции. Что должны уметь учащиеся для построения собственного высказывания и восприятия и толкования смысла высказывания других людей?
|
|
8. Проанализируйте различные учебные задания по обучению видам речевой деятельности и определите их характер – коммуникативный / некоммуникативный.
Объясните термины
Коммуникативная компетенция, лингвистическая компетенция, социолингвистическая компетенция, социокультурная, дискурсивная, стратегическая.
Рекомендательный библиографический список
1. Баранова Л.В. Социокультурный компонент // ИЯШ. 2001. № 2. C. 40–42.
2. Колесникова И., Долгина О. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001.
3. Концепция образования по иностранным языкам в 12-летней школе // ИЯШ. 2000. № 4. Материалы образовательного стандарта. М.: Просвещение, 2002. C. 4–18.
5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002. С. 4–6.