Тема 2. Основная цель обучения – формирование коммуникативной компетенции

Методические указания

К практическим занятиям по методике обучения ИЯ.

Семинарские занятия охватывают следующие разделы программы:

1. Лингводидактические проблемы обучения.

2. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам (на современном этапе и в историческом освещении).

3. Организация процесса обучения иностранным языкам в школе (контроль, планирование ЦМК и др.).

4. Обучение основным видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму на иностранном языке). Фонетические, грамматические и лексические аспекты этих видов деятельности.

Практическое занятие 1.

Тема 1. Цель обучения, как главный фактор, определяющий задачи, содержание и методы обучения иностранному языку в школе

Цель обучения языку – заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения. Будучи компонентом системы обучения, они оказывают воздействие на выбор содержания, методов, средств, организационных форм обучения, что дает основание относить цели к числу базисных категорий методики и одновременно к одному из ведущих компонентов системы обучения.

Цель семинара

– расширить и углубить знание студентов о целях и задачах обучения иностранному языку в школе;

– познакомить с различными способами анализа методических концепций по теме занятия.

Задачи

к концу семинара студенты будут знать:

– основные методические понятия по теме занятия;

– содержание образовательных, воспитательных, практических и развивающих цели обучения иностранному языку;

– навыки и умения, которыми необходимо овладеть учащимся на разных этапах обучения;

уметь:

– сравнивать характер и содержание целей обучения на различных этапах развития методики как науки;

– определить характер целей и задач обучения на различных этапах обучения (начальный, средний, старший).

План семинара

1. Эволюция характера и содержания целей на различных этапах развития методики.

2. Формулировка целей и задач обучения иностранному языку в школе.

3. Навыки и умения, необходимые для владения иностранным языком на различных этапах обучения в школе.

Вопросы для обсуждения

1. Почему в последнее время изменилась постановка целей обучения? С чем это связано? Дайте определение понятию «цель обучения».

2. Как определялись практические цели обучения в 1970–90-е годы (В.С. Цетлин, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, О.Л. Бим, С.К. Фоломкина).

3. Как определяются практические цели обучения в современных подходах к обучению? (А.М. Щукин, Н.Д. Гальскова – схемы).

4. Что представляет собой образовательная цель обучения? (Л.В. Щерба, О.Л. Бим, Г. В. Рогова, Е.Н. Соловова).

5. В чем значение воспитательной цели обучения для всего процесса обучения? От чего зависит комплексное решение задач воспитания?

6. Охарактеризуйте развивающую цель обучения и формируемые личностные качества у изучающих иностранные языки в «Европейском языковом портфеле» (Пример из учебника А.М. Щукина).

9. Какими навыками и умениями надо овладеть учащимся на разных этапах обучения:

– начальном,

– среднем,

– старшем?

Объясните термины

Цель обучения, задачи обучения, практическая цель обучения, образовательная цель обучения, воспитательная цель обучения, развивающая цель обучения.

Рекомендательный библиографический список

1. Баранова Н.В. Социокультурный компонент // ИЯШ. 2001. № 2. C. 40–42.

2. Вострикова Н.А. Цели урока иностранного языка и способы их достижения // ИЯШ. 2001. № 5.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 2000. С. 57–73.

4. Колесникова И.А., Долгина Д.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранного языка. СПб., 2001. C. 70–71, 73–77. 5. Концепция образования по иностранному языку в 12-летней школе // ИЯШ. № 4. 2000.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М., 2002. С. 2–6.

Тема 2. Основная цель обучения – формирование коммуникативной компетенции

Коммуникативная компетенция – это способность осуществлять речевую деятельность средствами изучаемого языка в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В её основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах. Базируется коммуникативная компетенция на ряде других компетенций.

Цель семинара

– расширить и углубить знания студентов об уровнях и составляющих компонентах коммуникативной компетенции;

– познакомить с требованиями к уровню сформированности коммуникативной компетенции в школе.

Задачи

к концу семинара студенты будут знать:

– основные компоненты, составляющие структуру коммуникативной компетенции;

– требования к уровню сформированности коммуникативной компетентности (Европейский и национальный образовательный стандарт);

уметь:

– определять, какие учебные материалы способствуют формированию коммуникативной компетентности;

– анализировать характер учебных заданий (коммуникативный и некоммуникативный) при обучении 4 видам речевой деятельности.

План семинара

1. Уровни владения иностранным языком. Пороговый уровень как базовый общеобразовательный уровень.

2. Структура коммуникативной компетенции.

3. Требования к уровню сформированности лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной и стратегической компетенции в школе.

Вопросы для обсуждения

1. Какой уровень владения английским языком является базовым общеобразовательным уровнем?

2. Охарактеризуйте структуру коммуникативной компетенции. Выделите её компоненты.

3. Дайте определение лингвистической компетенции. Какие требования предъявляются к уровню сформированности этой компетенции в средней школе?

4. Что является социолингвистической компетенцией? Когда можно начинать формирование этой компетенции? Охарактеризуйте требования к уровню её сформированности.

5. Чему способствует социокультурное развитие? Как сформировать социокультурную компетенцию в школе?

6. Как общеучебные умения в структуре стратегической компетенции помогают учащимся построить общение в устной и письменной форме?

7. Дайте определение дискурсивной компетенции. Что должны уметь учащиеся для построения собственного высказывания и восприятия и толкования смысла высказывания других людей?

8. Проанализируйте различные учебные задания по обучению видам речевой деятельности и определите их характер – коммуникативный / некоммуникативный.

Объясните термины

Коммуникативная компетенция, лингвистическая компетенция, социолингвистическая компетенция, социокультурная, дискурсивная, стратегическая.

Рекомендательный библиографический список

1. Баранова Л.В. Социокультурный компонент // ИЯШ. 2001. № 2. C. 40–42.

2. Колесникова И., Долгина О. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001.

3. Концепция образования по иностранным языкам в 12-летней школе // ИЯШ. 2000. № 4. Материалы образовательного стандарта. М.: Просвещение, 2002. C. 4–18.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002. С. 4–6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: