double arrow

Действия того, кто вышел из-под влияния гун материальной природы и обрел трансцендентное знание, становятся целиком духовными.


Перевод Шрилы Бхакти Ракшак Шридхары Госвами Махараджа:

Действия совершаемые без корысти, в качестве жертвоприношения Всевышнему рассеиваются в вечности.

Перевод Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа:

Кто свободен от привязанности к материальному и чей ум исполнен знания (гьяны), тот уже освобожден. В поступках такого человека, посвящающего каждое свое усилие поклонению Парамешваре, совсем не остается корысти. Так он достигает уровня акармы.

КомментарийШрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Полностью развив в себе сознание Кришны, человек поднимается над всеми проявлениями двойственности и выходит из-под оскверняющего влияния материальных гун. Осознав свою природу и свои взаимоотношения с Кришной, он достигает освобождения, и его ум остается всегда погруженным в сознание Кришны. Поэтому все, что он делает, он делает для Кришны, который является изначальным Вишну /все свои действия он посвящает/. И как следствие этого, все его действия становятся актами жертвоприношений, ибо цель любого жертвоприношения – удовлетворить Верховную Личность, Вишну, или Кришну. Результаты подобной деятельности становятся трансцендентными и приносят человеку кармических реакций.




Комментарий Шрилы Бхакти Ракшак Шридхары Госвами Махараджа

Приверженцы философии рационализма (карма-мимамсаки) утверждают, что хорошие поступки не исчезают бесследно, а приносят плоды, которые до поры до времени созревают в тонком невидимом поле, именуемом апурва. Эти плоды достаются душе после смерти тела. Само обстоятельство, что в будущем появляются плоды деятельности, свидетельствует о том, что деятельность (карма) вечна, и ее последствия испытывают как сам совершающий действия, так и другие. Однако эта философия отрицает существование верховной власти, сосредоточенной в руках одной личности. Рационалисты призывают к нравственности, но не признают Бога. Любопытно, что из слов Кришны самаграм правилийате — "последствия действий рассеиваются", они делают вывод: поскольку освобожденная душа не несет ответственности за свои поступки, последствия ее деятельности рассеиваются в апурве и распределяется между другими живыми существами. Другими словами, освобожденная душа перекладывает свои грехи на других. Такое толкование не верно. В этом стихе Господь ясно говорит, что бескорыстная деятельность, совершаемая ради Него не вызывает последствий, ни хороших, ни плохих, как для самого совершающего, так и для других живых существ в материальном мире.

Комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Особенности ягьи будут описаны позже. Плоды кармы, совершаемой ради обретения гьяны, уничтожаются, и это возвышает человека до уровня акармы.



Комментарий Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Карма (работа), совершаемая ради удовлетворения Шри Бхагавана (ягья-артха), никогда не делает человека пленником материального мира. Деятельность ради удовольствия Бхагавана охарактеризована здесь словами акарма-бхава, "состояние бездействия".

Как утверждают карма-мимамсаки (философы[-прагматики], мыслящие на мирском уровне), следование дхарме (или предписанному Ведами долгу) само по себе не ведет к жизни в раю, так же как и греховные поступки в виде видхармы (действий, запрещенных Ведами) отнюдь не ведут человека в ад. Эти "знатоки" кармы выдвигают понятие пурва-мимамсы и говорят, что любые поступки создают тонкую энергию, именуемую апурвой, которая и побуждает карму снова и снова приносить плоды. Их рассуждения о том, что эти плоды потом могут быть разделены другими душами, ведутся к тому, чтобы утвердить вечность кармы. Все эти соображения, однако, никак не применимы к человеку, идущему путем нишкама-карма-йоги.

ТЕКСТ 24

брахмарпанам брахма хавир брахмагнау брахмана хутам

брахмаива тена гантавйам брахма-карма-самадхина

брахма – духовное по природе /обладающее духовной природой/; арпанам – пожертвование; брахма – Всевышний; хавих – масло; брахма – духовный; агнау – в жертвенном огне; брахмана – духовной душой; хутам – предложенное; брахма – духовного царства; эва – непременно; тена – он; гантавйам – достигнет; брахма – духовной; карма – деятельностью; самадхина – полностью поглощенный.



Перевод Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:

Человек, целиком погруженный в сознание Кришны непременно достигнет духовного царства, ибо всего себя он отдает духовной деятельности /он с полной самоотдачей занимается духовной деятельностью/, в которой потребление является абсолютным и предлагаемое обладает той же духовной природой.

Перевод Шрилы Бхакти Ракшак Шридхары Госвами Махараджа:

Жертвоприношение так устроено, что все, что с ним связано — жертвенный черпак, масло для подношения, жертвенный огонь, священник, совершающий жертвоприношение, само действо и жертвенные дары обладает абсолютной природой Брахмана. Кто совершает действия как жертвоприношения и понимает, что они связаны с Абсолютом (Брахманом), тот сам скоро достигнет уровня Абсолюта.

Перевод Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа:

Брахмы (духовной реальности) достигает тот, кто совершает ягью, ибо в ней все принадлежности, гхи, огонь, подношения и жрец (исполнитель) сами являются брахмой. Такой человек достоин подняться на уровень брахмы, поскольку он всецело поглощен кармой, несущей в себе ту же природу, что и брахма.

КомментарийШрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

В этом стихе говорится о том, как деятельность в сознании Кришны может в конечном итоге привести человека к духовному совершенству. Преданные в сознании Кришны могут заниматься самыми разнообразными видами деятельности, о которых будет рассказано в последующих стихах. Здесь же изложен лишь принцип деятельности в сознании Кришны. Обусловленной душе, пораженной материальной скверной, обязательно придется действовать на материальном уровне /не избежать материальной деятельности/, и все же она должна вырваться из материального плена. Методом, который поможет ей сделать это, является метод сознания Кришны. Например, больного, который страдает заболеванием кишечника, вызванным чрезмерным употреблением молока, можно вылечить другим молочным продуктом, творогом /простоквашей/. Так и обусловленную душу, поглощенную материальной деятельностью, можно вылечить с помощью метода сознания Кришны, изложенного в Бхагавад-гите. Этот метод обычно называют ягьей, то есть деятельностью (жертвоприношением), цель которого – удовлетворить Вишну, или Кришну. Чем больше живые существа, находящиеся в материальном мире, будут действовать в сознании Кришны, то есть исключительно ради удовлетворения Вишну, тем более духовной станет его атмосфера, благодаря полной погруженности людей в сознание Кришны. Употребленное здесь слово брахма (Брахман) значит духовный. Господь обладает духовной природой, и лучи, исходящие от Его трансцендентного тела, называют брахмаджьоти, Его духовным сиянием. Все сущее пребывает /покоится/ в брахмаджьоти, но когда джьоти покрыто иллюзией (майей), или желанием чувственных удовольствий /деятельностью, связанной с удовлетворением чувств/, оно называется материей. Этот материальный покров можно сбросить, воспользовавшись методом сознания Кришны; таким образом все то, что приносится на алтарь сознания Кришны, тот, кто принимает подношение, процесс потребления, совершающий подношение и его результат – все это вместе взятое является Брахманом, или Абсолютной Истиной. Абсолютную Истину, покрытую майей, называют материей. Материя, задействованная в служении Абсолютной Истине, вновь обретает духовную природу, а сознание Кришны – это метод, позволяющий трансформировать иллюзорное сознание в сознание Брахмана, то есть Всевышнего. Говорится, что когда ум полностью погружен в сознание Кришны, он находится в самадхи, или состоянии транса. Деятельность, совершенная в трансцендентном сознании, получила название ягьи, жертвоприношения, целью которого является удовлетворение Абсолюта. На уровне духовного сознания жертвователь, пожертвование, процесс потребления, тот, кто совершает или проводит жертвоприношение и его результат, его конечная цель – становятся тождественными Абсолюту, Верховному Брахману. В этом заключается /Таков/ метод сознания Кришны.

Комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура

В предыдущей шлоке говорилось, что человек должен совершать карму для ягьи. Какова же природа ягьи? Предвосхищая этот вопрос, Шри Бхагаван произносит данную шлоку, начинающуюся словом брахмарпанам. Арпанам - это предметы, с помощью которых делается подношение. Жертвенный ковш и другую утварь называют брахмой. Хавих - осветленное масло и прочие продукты, предлагаемые на ягье, - тоже являются брахмой. Слово брахмагнау означает "основание", поэтому место, где проводится жертвоприношение, и огонь относятся к той же категории - к категории брахмы. Таким образом, брахма - единственное, к чему стремится мудрый человек. Иной цели не существует. Если кто спросит, почему, то ответ будет в том, что карма, единая с брахмой и неотличная от нее, ведет к самадхи - к полному сосредоточению ума. И иных плодов на этом пути быть не может.

Комментарий Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Особый предмет, с помощью которого масло возливают в жертвенный огонь, называется срувой, а продукты, предлагаемые полубогам, именуют хавих.

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие разъяснения: "Теперь послушай, каким образом карма в виде ягьи порождает гьяну. Разновидности ягьи Я опишу позже. Сейчас Я объясню то, что лежит в основе любого жертвоприношения. Совершать материальные действия вполне естественно для дживы, обусловленной материальным сознанием. Когда такая джива, занимаясь мирской деятельностью, исполняет свои обязанности и при этом размышляет о чит-таттве (исполненной сознания Истине), она совершает ягью. А когда исполненная сознания Истина проявляет себя в материи, это называется брахмой. Эта брахма - всего лишь сияние Моего тела. Чит-таттва в корне отлична от материальной вселенной. Ягья совершенна, когда все пять ее составляющих - а именно, арпанам (предмет, с помощью которого делается подношение), хавих (продукты), агни (огонь), картта (исполнитель) и пхала (обретаемые плоды) - являются основой брахмы, или служат возвышению до уровня брахмы. Деятельность человека (карму) называют брахма-ягьей, если человек, глубоко сосредоточившись, старается обнаружить брахму в своих действиях. Поскольку жертвенная утварь, продукты, огонь, исполнитель (а именно, его бытие) и плоды являются брахмой, то и конечная цель, к которой ведет ягья, тоже является брахмой".

ТЕКСТ 25

даивам эвапаре йаджнам йогинах парйупасате

брахмагнав апаре йаджнам йаджненаивопаджухвати

даивам – поклоняясь полубогам; эва – таким образом; апаре – некоторые другие; йаджнам – жертвоприношения; йогинах – йоги-мистики; парйупасате – поклоняются с необыкновенным радением; брахма – Абсолютной Истины; агнау – на огонь; апаре – другие; йаджнам – приносят пожертвования; йаджнена – совершая жертвоприношения; эва – таким образом; упаджухвати – предлагают.

Перевод Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:







Сейчас читают про: