Карма-йоги искусно совершают дева-ягьи, а гьяна-йоги все свои действия приносят в жертву огню брахмы

КомментарийШрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Как уже говорилось, человека, выполняющего свои обязанности в сознании Кришны, также называют совершенным йогом, или мистиком высшего класса. Но есть и другие йоги, которые приносят жертвы полубогам, или поклоняются Верховному Брахману, безличному аспекту Верховного Господа. Таким образом, существуют различные виды жертвоприношений, которые совершают различные категории людей. Все эти виды жертвоприношений, совершаемые разными категориями людей, различаются лишь внешне. В сущности, жертвоприношение – это действие, направленное на удовлетворение Верховного Господа, Вишну, которого также называют Йагйей. Все различные виды жертвоприношений могут быть разделены /можно разделить/ на две основные категории: принесение в жертву предметов материальной собственности и жертвоприношения с целью обретения трансцендентного знания. Люди, обладающие сознанием Кришны, жертвуют всю свою материальную собственность ради удовлетворения Верховного Господа, а люди, стремящиеся обрести временное материальное благополучие, жертвуют свою собственность, чтобы удовлетворить полубогов, таких как Индра, бог солнца и другие. Еще одна категория людей, имперсоналисты, приносят в жертву свою индивидуальность /свое индивидуальное существование/, погружаясь в бытие безличного Брахмана. Полубоги – это могущественные живые существа, назначенные Верховным Господом управлять материальным миром и следить за всеми протекающими в нем процессами: снабжение вселенной теплом, водой и светом. Те, кто стремятся завладеть материальными благами, поклоняются полубогам, совершая различные жертвоприношения, рекомендованные в Ведах. Из называют бахв-ишвара-вади, или политеистами. Другая категория людей, те, кто поклоняются безличному аспекту Абсолютной Истины и считают формы полубогов существующими лишь временно, приносят на алтарь Всевышнего свою индивидуальность, и прекращают индивидуальное существование, погружаясь в бытие Всевышнего. Имперсоналисты проводят время в философских поисках и дискуссиях, пытаясь постичь трансцендентную природу Всевышнего. Иными словами, если те, кто трудятся для того, чтобы насладиться плодами своего труда, приносят в жертву часть свое материальной собственности ради получения материальных удовольствий, тогда как имперсоналисты жертвуют своей индивидуальностью, чтобы погрузиться в бытие Всевышнего. Для имперсоналиста жертвенным алтарем является Верховный Брахман, а пожертвованием – своя собственная индивидуальность, сгораемая в огне Брахмана. Однако человек в сознании Кришны, подобный Арджуне, жертвует всем ради удовлетворения Кришны, и в результате все его материальные достояния, также как и он сам – все приносится в жертву Кришне. Так он становится йогом высшего класса, но при этом сохраняет свою индивидуальность /не лишается ее/.

Комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Шри Бхагаван говорит: "Существуют разные виды ягьи, в зависимости от того, к какой цели стремится человек. Послушай теперь о разновидностях жертвоприношний". Описывая виды ягьи, Шри Бхагаван произносит восемь стихов, первый из которых начиается словами даивам эва. Ягья, в которой поклоняются полубогам, таким как Индра или Варуна, называется даивам. Люди, совершающие подобные ягьи, никогда не считают Индру или кого-то еще из полубогов брахмой. Это и объясняется в данном стихе. Как сказано в сутре, сасйа-деватетйана: для того, кто совершает дева-ягьи, полубоги - не более чем почитаемые им божества; о брахме там ничего не говорится. В этой же шлоке слово йогинах указывает на карма-йогов, а слово апаре - на гьяна-йогов. Брахмагнау означает, что брахма, или Параматма, является жертвенным огнем. То, что приносится в жертву этому огню, или тат-падартхе (Абсолютной Истине), называется ягьям (хавих, подношением) и имеет вид твам-падартхи (дживы), которую предлагают с помощью ягьены, а именно, произнося пранава-мантру, слог ом. О величии этой гьяна-ягьи будет рассказано позже. Здесь же слова ягьям и ягьена использованы соответственно для обозначения того, что предлагается огню (осветленное масло и прочее), и того, что служит инструментом при подношении (ковш и остальная утварь). Иными словами, шуддха-джива и пранава - это ягьям и ягьена в более глубоком смысле.

Комментарий Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Шрила Бхактивинода Тхакур выражает мысли Кришны такими словами: "Людей, которые берут на себя обет совершать ягью, именуют йогами. В зависимости от способностей йогов, существуют разные виды ягьи. По сути дела, сколько на свете йогов, столько есть и видов ягьи. Опираясь на вигьяну, или научное понимание, можно сказать, что все ягьи делятся на две главные категории: 1) карма-ягья, представляющая собой жертвенные обряды и 2) гьяна-ягья, состоящая в размышлении над чит-таттвой. О ней Я скажу чуть позже. Теперь же послушай, пожалуйста, о разных видах ягьи. Карма-йоги, совершая дева-ягьи, поклоняются Моим истинным представителям, таким как Индра или Варуна, которых Моя внешняя энергия наделила особыми силами. Поклоняясь им, карма-йоги постепенно достигают уровня нишкама-карма-йоги. Что же касается ягьи, которую совершают гьяна-йоги, то она состоит в принесении самого себя (твам-падартхи) в качестве масла на огонь брахмы (тат-падартхи) и повторении при этом пранава-мантры, или слога ом, а также маха-вакьи (великих слов) - тат твам аси ('я Твой слуга'). Позже Я поведаю тебе о превосходстве этой гьяна-ягьи".

ТЕКСТ 26

шротрадининдрийанй анйе самйамагнишу джухвати

шабдадин вишайан анйа индрийагнишу джухвати

шротра-адини – такие как процесс слушания; индрийани – чувства; анйе – другие; самйама – ограничений; агнишу – не огонь; джухвати – приносят; шабда-адин – звуковая вибрация; вишайан – объекты чувственного удовлетворения; анйе – другие; индрийа – органов чувств; агнишу – на огонь; джухвати – они приносят в жертву.

Перевод Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:

Одни (те, кто всю жизнь остаются брахмачариями) приносят в жертву процесс слушания и свои чувства на огонь обуздания ума, а другие (ведущие регулируемую семейную жизнь) приносят в жертву объекты чувств на огонь чувств.

Перевод Шрилы Бхакти Ракшак Шридхары Госвами Махараджа:

Принявшие обет безбрачия, приносят свои чувства — слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения в жертвенный огонь обуздания ума. Миряне, исполняющие свои обязанности (свадхарму), жертвуют объекты чувств — звук, образ, запах, поверхность и вкус — в огонь чувств.

Перевод Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: