Формирование воли как овладение собственным поведением

Воля — специфически человеческое качество. В поведении жи­вотных имеются лишь некоторые ее аналоги. К ним относится, на­пример, рефлекс свободы, заключающийся в том, что животные спо­собны преодолевать препятствия при насильственном ограничении движений. Это врожденная реакция узкого действия исключитель­но в рамках приспособительного поведения и актуальных биологи­ческих потребностей. Только человек способен проявлять специ­фическую активность, направленную на то, что необходимо, что со­ответствует социально одобряемым нормам поведения, вопреки своим непосредственным интересам и потребностям, субъективно пере­живаемым как «я хочу». Воля не относится к числу врожденных или генетически заданных форм поведения. Воля — продукт обще­ственно-исторического развития и формируется прижизненно как способность противостоять власти актуальных потребностей и импульсивных желаний. Волевая активность требует преобразова­ния взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворе­ния. На основе потребности в достижении цели как образа пред­восхищаемого результата у человека формируется сознательная ориентировка по отношению к цели как в речевом плане, так и в плане представления, воображения. Цель направляет и регулирует деятельность действия. Но цель, которая должна осуществиться как результат действия, теряет свои регулирующие функции, если она далека и трудна. Расширение и усложнение целей в процессе жиз­недеятельности сделали пути их достижения более тяжелыми. Воз­никла необходимость в формировании более сложных действий и механизмов их саморегуляции, которые были бы адекватны дости­жению далеких и труднодостигаемых целей.

В процессе общения и различных видов деятельности человек включается в систему общественных отношений, реализуется как личность, овладевает знаниями, нравственными нормами и ценнос­тями. Уже в дошкольном возрасте в процессе ролевой игры ребе­нок встает перед необходимостью действовать в соответствии с правилами и ролевыми ожиданиями и подчинять им свои непосред­ственные желания и импульсивное поведение. Если он играет роль врача, то не может бросить больного и убежать, если капитана суд­на — то должен стоять на вахте столько, сколько нужно. В млад­шем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, которая требует выработки произвольного внимания, произвольной памяти, самоорганизации и саморегуляции своего поведения. Имен­но в младшем школьном возрасте произвольность действий и пси­хических процессов формируется как одно из главных личностных новообразований. В подростковом и затем в юношеском возрасте складывается мировоззрение, человек становится способным вос­принимать и анализировать ценностные характеристики цели дей­ствия и осуществлять усилия для ее достижения в соответствии с личными убеждениями и нравственными нормами. Овладение во­левыми действиями дает ему возможность преодолевать ограничи­вающее влияние наличной ситуации, строить и воплощать в жизнь долгосрочные планы, обрести контроль над своим поведением.

Требования и критерии эффективного осуществления волевых действий определили содержание и структуру способностей к во­левой активности — специфический комплекс качеств личности, которые называются волевыми. Они необходимы человеку на всех этапах волевого действия. Качество, которое позволяет успешно ставить перед собой и другими людьми новые цели, называется инициативностью. Развитие инициативности расширяет возмож­ности человека к творчеству в различных видах деятельности, по­вышает лидерские и организаторские способности. Безынициатив­ный человек — это потенциальный исполнитель и подчиненный. Ему будет трудно, если возникнет необходимость взять на себя функции руководителя. Для учителя инициативность, организатор­ские способности — профессионально значимые качества, которые должны целенаправленно развиваться в процессе профессиональ­ной подготовки.

На этапе борьбы мотивов помогает решительность — способ­ность быстро принимать решения, но не импульсивно, а обдуманно, со знанием дела, и затем быстро претворять их в жизнь. Нереши­тельный человек принимает решение долго, мучительно, неодно­кратно меняет его. Обычно он привлекает к обсуждению и приня­тию решения других людей, с тем чтобы впоследствии возложить на них ответственность. Принятое в таких условиях решение не обладает побудительной силой и нередко вообще не реализуется. Нерешительные люди имеют склонность избегать ситуации, в кото­рых им нужно принимать важные решения, предпочитают пускать дело на самотек. Профессия учителя предъявляет высокие требо­вания к умению принимать решения, касающиеся как лично себя, так и классного коллектива.

Претворение принятого решения в жизнь требует от человека исполнительности, целеустремленности, настойчивости, терпеливости, дисциплинированности, смелости. На всех этапах воле­вого акта человеку важно проявлять самостоятельность, уметь принимать решения и совершать действия без помощи других, ру­ководствуясь собственными взглядами, используя свои знания и умения. Многие люди испытывают чувства удовлетворения, радос­ти и даже счастья не тогда, когда достигают желаемого, а от самого процесса его достижения. Особенность педагогической деятельно­сти заключается в том, что это деятельность с отсроченным резуль­татом. Цели обучения и воспитания учащихся достигаются в тече­ние длительного времени. Чтобы сохранять высокий уровень воле­вой активности, эффективно решать педагогические задачи, повышать педагогическое мастерство, учителю важно сформировать в себе волевые качества, позволяющие добиваться отдаленных целей.

Осуществление волевых действий вызывает у человека разно­образные эмоции: в случае достижения успеха — положительные, в случае неудачи, неспособности преодолеть препятствия — отри­цательные, например страх перед трудностями, перед поражением или страх совершить какое-либо необходимое, но связанное с опас­ностью действие. Часто в подобных ситуациях человек испытывает чувство стыда — не справился, подвел других, не оправдал надежд. Вспыльчивость, раздражение, гнев часто выражаются субъектом в форме аффекта — человек теряет контроль над собой, обвиняет в своих неудачах других людей, вступает с ними в конфликт. При повторных и длительных неудачах у человека возникают стрессы, развивается состояние фрустрации, он теряет веру в себя. Отрица­тельные эмоции снижают эффективность волевых действий, часто человек бросает начатое дело. Воля здесь проявляется в том, чтобы научиться справляться с отрицательными, дезорганизующими дея­тельность эмоциями. Умение владеть собой, своими эмоциями и действиями, способность сдерживать психологические и физиоло­гические проявления, мешающие достижению цели, характеризуют такие волевые качества, как выдержка и самообладание. Данные качества также важны для учителя. В его работе нередко возника­ют конфликты с учащимися. Причины их многообразны — несо­гласие с оценкой, нарушение дисциплины, невыполнение педагоги­ческих требований и многое другое. Выдержка и самообладание позволяют учителю избежать срывов, предотвратить состояние аф­фекта, сохранить контроль над ситуацией и над собой и найти кон­структивный способ разрешения конфликта.

Учитель несет ответственность за результаты своего труда, за применяемые по отношению к детям педагогические воздействия. В ответственности как волевом качестве личности заключена необходимость давать отчет в своих решениях и действиях, отвечать за их результат и возможные последствия.

Способность человека к волевым действиям предполагает гар­моничное развитие у него комплекса основных волевых качеств. О таком человеке говорят, что у него сильная воля. Субъект с силь­ной волей способен ставить перед собой труднодостижимые цели, принимать важные и сложные решения, претворять их в жизнь. Он умеет справляться с отрицательными эмоциями, возникающими при временных неудачах. Преодоление препятствий повышает его ак­тивность и может вызывать чувство удовольствия.

Человека с низким уровнем развития волевых качеств называ­ют безвольным. Он предпочитает подчиняться потребности в эко­номии сил, следует своим непосредственным влечениям, уступает своей лени. Если обстоятельства требуют от него выполнения слож­ного действия, связанного с достижением трудной цели, он обычно совершает его под влиянием внешнего давления, из страха перед наказанием или ради поощрения, не следуя своему волевому реше­нию. Препятствия в такой ситуации вызывают отрицательные эмо­ции; активность, направленная на их преодоление, невысока, чув­ства ответственности за качество полученного результата человек не испытывает, так как действие совершается под влиянием внеш­них сил, а не как проявление собственной активности личности.

Волевые действия характеризуются у каждого человека индиви­дуальными особенностями, которые определяются сочетанием и уровнем развития различных волевых качеств. Вариантов здесь очень много. Например, человек проявляет высокую волевую ак­тивность только тогда, когда кто-то указывает ему, что и как нужно делать. Это может быть следствием низкого уровня развития ини­циативности при хорошей исполнительности и дисциплинирован­ности. Такие люди, как правило, готовы к принятию целей, постав­ленных перед ними другими, им присущи внушаемость или конформ­ность.

Внушаемость выражается в снижении сознательности и кри­тичности при восприятии и реализации внушаемого содержания. Человек живет по внушенным установкам и направляет свои уси­лия на достижение внушенных целей деятельности. Ему не свой­ственно проявление активности, направленной на их осмысление, логический анализ, оценку в соответствии со своим прошлым опы­том и собственным пониманием ситуации, и он легко может ока­заться зависимым от желаний и целей других.

Конформность заключается в тенденции изменить свое поведе­ние, оценку ситуации и возможные действия в ней под влиянием других. Для конформного человека важно, чтобы его поведение соответствовало мнениям, оценкам или требованиям окружающих. Так, выбирая будущую профессию, некоторые молодые люди следу­ют не своим стремлениям, а подчиняются, например, совету, а иногда и давлению родителей, выбирают вуз по примеру товарища или отдают дань выбору модной, престижной профессии.

У нерешительных людей наибольшие трудности связаны с необ­ходимостью принятия решения. Они не умеют и не любят это де­лать. Но если решение ими принято, последующие этапы действия могут протекать вполне адекватно. Другие люди, напротив, прини­мают решение быстро и легко, но импульсивно, без необходимого обдумывания всех его последствий и способов достижения приня­той цели. Их тоже нельзя отнести к числу решительных. Принятые ими решения часто оказываются невыполненными или приводят не к тем результатам, к которым человек стремился. Еще один вари­ант негармоничного развития волевых качеств, когда сбои и нару­шения связаны с исполнительским звеном волевого действия. В этом случае человек способен принять обдуманное решение, пра­вильно выбрать цель, но ему недостает практических умений, на­стойчивости, терпения довести дело до конца. А есть категория людей, которые осуществляют действия без должного контроля получаемых результатов, не заботятся об их соответствии нормам и эталонам. Однако качественных результатов деятельности они обычно не получают, нанося этим вред себе и другим. Самоконт­роль за качеством результатов важен практически во всех видах деятельности. Никто не хочет купить некачественную вещь или въехать в недобротно построенный дом.

К качеству результатов педагогической деятельности — а это знания, умения, навыки, которые учитель формирует у детей, разви­тие их мышления — предъявляются особо высокие требования, так как уровень образования определяет уровень развития общества.

Нарушение того или иного звена в структуре волевого акта все­гда выступает следствием того, что человеку недостает самостоя­тельности и ответственности за дело, которое он выполняет, а иног­да и за свою судьбу. Корни формирования безвольной личности или проявления «сбоев» в отдельных звеньях волевого действия лежат обычно в дефектах воспитания, в стиле жизни человека, его взаимоотношений с другими людьми.

Формирование волевых качеств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием и неразрывно связано с развитием направленности личности, убеждений, мировоззрения, идеалов, с развитием характера и интеллекта человека. Методами воспитания волевых качеств являются убеждение, разъяснения, про­изведения художественной литературы, рассказы с яркими приме­рами и иллюстрациями того, как ведут себя люди в сложных жиз­ненных ситуациях, какие решения и почему они принимают, как им удается преодолевать трудности. Эти методы направлены на рас­крытие смысла общественно значимых норм. Очень важен личный пример.

Но одних этих методов недостаточно для того, чтобы ребенок смог перенести усваиваемые правила и нормы поведения в реаль­ную жизнь. Нередко такое усвоение носит пассивный и формаль­ный характер. Ни одно волевое качество нельзя воспитать, только разъясняя, призывая и показывая. Начиная с детских лет нужно создавать ситуации, в которых человек смог бы проявить желаемое качество. Это могут быть как реальные ситуации, так и ролевые игры. Процесс воспитания воли длителен. Он основан на постепен­ном включении в деятельность все более отдаленных целей, дости­жение которых требует приложения волевых усилий. Важно во­время оказать человеку, и особенно ребенку, дозированную помощь — в организации деятельности, составлении плана действий и их прак­тической реализации. Но при этом нельзя ограничивать его само­стоятельность. Не следует стремиться к тому, чтобы ребенок все­гда был послушным, в определенных пределах ему нужна свобода мыслей и действий, иначе он не сможет научиться сознательно и самостоятельно регулировать свои действия. Сохранить высокий уровень волевой активности помогают положительные эмоции, по­этому следует замечать даже самые малые успехи и вместе с ре­бенком радоваться им. Важно также помочь ребенку понять, что можно испытать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, т.е. повысить в его глазах ценность совершения волевого действия. Параллельно важ­но правильно относиться к ошибкам и неудачам ребенка — не ру­гать его за них, не унижать его достоинство, не вызывать чувство вины и неуспешности. Эти меры только снизят его самооценку и не принесут пользы. Следует помочь ребенку понять причину не­удачи, наметить вместе с ним план дальнейших действий. В форми­ровании воли стремление к успеху — более действенный мотив, чем избегание неудачи. Важно поэтому учить детей не бояться неудач, а извлекать из них полезный опыт.

Человеку легче осуществлять волевые действия, используя ра­нее усвоенные правила поведения и сформированные полезные навыки. Если ученик усвоил, что в школу и в другие места нужно приходить вовремя, без опоздания, ему будет легче так планировать свое время, чтобы следовать этому правилу. Если он привык са­диться за приготовление уроков в определенное время, ему будет легче отложить интересную книгу или преодолеть лень.

Осуществление волевых действий требует самоконтроля. Взрос­лым следует постепенно переходить от постоянного контроля за деятельностью ребенка к эпизодическому, побуждая его к самокон­тролю. Необходимо учитывать и возрастные особенности детей. В младшем школьном возрасте дети больше нуждаются во внешнем контроле, в большей степени проявляют готовность следовать инст­рукциям и выполнять требования. В подростковом возрасте внеш­ний контроль уже не соответствует новым ценностям и стремле­нию личности к самоутверждению. Чрезмерный внешний контроль вызывают у подростков негативизм и упрямство. Негативизм про­является в отказе выполнять предъявляемые требования или в со­вершении действий, намеренно противоположных требованиям или ожиданиям других людей. Такие действия, как правило, лишены разумных оснований. Людьми, проявляющими негативизм, управ­лять так же легко, как и конформистами. Достаточно только ста­вить перед ними цели и формулировать требования, обратные тому, что действительно следует сделать. Упрямство выражается в стрем­лении во что бы то ни стало поступить по-своему. Внешне оно напоминает волевое поведение, но оно таковым не является, так как, осуществляется вопреки разумным доводам и часто во вред само­му человеку. У большинства подростков негативизм и упрямство — временные явления, отражающие кризис возраста. Применяя по отношению к ним методы физического наказания или психологи­ческого давления, можно временно добиться послушания, но не вос­питать волю. Воспитание воли основано на уважении к личности, признании ее прав на самостоятельность и творчество.

Жизнь в обществе и воспитание формируют в человеке психо­логические механизмы произвольных действий и волевой активно­сти. С подросткового возраста человек сам начинает формировать свою личность, характер, волю в соответствии с сознательно по­ставленными целями в процессе самовоспитания. Этот процесс происходит в течение всей жизни. Самовоспитание воли основыва­ется на самопознании индивидуальных особенностей, своих силь­ных и слабых сторон, критическом анализе своих возможностей, осознании несоответствия идеалам, выработке навыков овладения собственным поведением и тренировке желаемых волевых качеств. Один из основоположников учения о воле, Т. Рибо, так определил ее значение: «Воля представляет собой венец, последнее слово раз­вития, результат большого числа дисциплинированных в иерархическом порядке стремлений. Воля есть наиболее совершенный вид того, что называется деятельностью». Воля не развивается до авто­матизма. Даже при высоком уровне развития волевых качеств со­вершение волевого действия требует от человека интенсивной нрав­ственной, интеллектуальной и практической работы по преобразо­ванию действительности, преодолению и преобразованию себя.

Контрольные вопросы

1.В чем состоит различие между произвольными и волевыми дей­ствиями?

2.Каковы основные механизмы и структура волевого действия?

3.В чем заключается феномен борьбы мотивов?

4.Каковы различия между простыми и сложными волевыми дейст­виями?

5.Какие волевые качества личности вы знаете? Как можно их охарактеризовать?

6.Какой план самовоспитания воли вы можете составить?

Тестовые задания

1.Механизм когнитивного диссонанса был описан...

A.Л.И. Божович.

Б. В.А. Иванниковым.

B.В.И. Селивановым.

Г. Л. Фестингером.

2.Функция воли, проявляющаяся в задержке или отказе от действия,
называется...

A. Переключательной.

Б. Распределительной.

B. Тормозной.

Г. Пассивной.

3.Умение ставить перед собой и другими людьми новые цели и задачи
называется...

A. Целеустремленностью.

Б. Инициативностью.

B. Активностью.

Г. Самостоятельностью.

4. Стремление поступить по-своему вопреки разумным доводам называется...

A. Упорством.

Б. Упрямством.

B. Негативизмом.

Г. Настойчивостью

Глава 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: