Изучение Турецких Женщин

Глава.

Проведение исследований по острым социальным темам.

Изучение турецких женщин, носящих хиджаб.

Güliz Ger and Özlem Sandikci

Ученые, изучающие острые социальные вопросы сталкиваются со многими проблемами на различных этапах исследования. Хотя любая тема может казаться важной, нас интересует именно та область которая касается физической или эмоциональной угрозы исследователю или исследуемой области. Так например это исследования в области касающихся смертельных болезней, смерти (напр, Alty и Rodham, 1998; Cannon, 1989; Johnson и Plant, 1996), девиантного или уголовного поведения(Bergen, 1993; Braithwaite, 1985; Herzberger, 1993), политических групп или групп интереса (Brewer, 1990; Hoffman, 1980; Punch, 1989). Несмотря на тот факт, что многие исследования проводятся по частным заказам, такие как касающихся бездомных людей (Hill and Stamey, 1990; Hill, 1991), межличностных взаимоотношений (Raghubir and Menon, 1998), рака груди (Pavia и Mason, 2004) и субкультур (Schouten и McAlexander, 1995;Kates, 2004), - это только малая часть того, что действительно является важным и представляет собой некий пример проведения исследований в проблемных областях(Hill, 1995).

Цель этой главы в том, чтобы обсудить потенциальные дилеммы, которые могут возникнуть перед психологами, маркетолагами, исследователями при изучении важных тем и, чтобы представить возможные решения.

Тем не менее мы должны подчеркнуть, что наша дискуссия касается трудностей с которыми мы столкнулись в своем опыте и не стремится охватить все возможные сложности в других исследованиях.

Особо, мы говорим о проблемах,с которыми мы столкнулись когда мы проводили исследование женщин, покрывающих голову в Турции. Мы верим, что исследование турецких женщин станет одним из хороших примеров, чтобы проследить, как методологические, этические и политические проблемы взаимосвязаны с развитием исследования.

Данную сложную и непредсказуемую природу научно-исследовательского процесса, мы предпочитаем представлять как самоотражающее, критическое повествование нашей работы, а не как общий контрольный список, что делать и что не делать. В соответствии с критическим феминистским духом мы пытаемся подчеркнуть условную природу научного исследования, достоверность личного опыта, и сильную динамику, влияющую на научно-исследовательский процесс и значение субъективности исследователя (Clifford и Markus, 1986; Marcus И Fischer, 1986; Nielsen, 1990;Роберт, 1981).

Изучение Турецких Женщин.

Мы изучали исламистские сообщества в Турции с 2000 года. Наш проект включал в себя исследования различных областей повседневной жизни, как например, досуг, домашние украшения и одежда, развлечение, в которых особенно видны различия между женщинами, исповедующими ислам, и другими.

Изучая разнообразные способы и стили в жизни, мы попытались понять баланс или перевес, может быть напряженность, которые характеризуют отношения современных жительниц и более религиозных женщин, которые носят хиджаб. (более подробней, смотри Sandikci и Ger, 2001, 2002, 2005).

Наш анализ носил этнографический характер и включал в себя многочисленные источники данных и методы исследования. В течении 5-летнего периода мы провели глубинные интервью с закрытыми в одежде и более открытыми женщинами, опрашивали владельцев и персонал магазинов одежды,также тех, кто посещал несколько показов мод, проходивший на летнем курорте и проводили ряд наблюдений в различных местах - торговые центры, мечети и ассоциации женщин, также анализировались различные статьи, каталоги реклам и компаний.

Хотя население которое мы изучали состоит из мужчин и женщин разных социоэкономических слоев, мы интересуемся главным образом представителями из средних/средневерхних слоёв общества, образованными городскими женщинами, которые сами определяют свой образ жизни и сами решили носить хиджаб.

Есть множество причин выбора подобного фокуса внимания. Прежде всего, этот женский головной шарф - один из наиболее распространенных признаков исламской религиозной идентичности. Начиная с середины 1980-х годов, в Турции появился и распространился во всех городах новый стиль головного убора - хиджаб.

Городские, образованные и сравнительно обеспеченные молодые женщины, у которых принят хиджаб, сами решили покрывать голову в отличии от сельских женщин, которые носят хиджаб по традиции. Наблюдая возрастающий спрос на головные уборы, а также соответствующую одежду, возникло несколько компаний, обслуживающих городских женщин. Скоро, развивающийся образ женщины в платке стал настолько популярен, что стимулировал развитие нескольких компаний одежды которые успешно функционировали в этом регионе. 1980-е годы стали переломными в развитии буржуазного класса который распространял, в виде примера определенный стиль одежды для всех жительниц.

Отели и летние курорты, супермаркеты и другие компании, обслуживающие консервативную клиентуру открывались все больше и больше в разных уголках Турциии. Почти во всех частях города компании нацеленные на женщин, из исламистского сообщества конкурировали с компаниями, клиентами которой являлись более европизированные женщины.

Изучение особенностей спроса товаров у жителей Турции, исповедующих ислам было весьма интересной и спорной темой. Это было интересно поскольку показывало, как более консервативное сообщество с его эстетическими и политическими взглядами находилось в постоянной конфронтации с современным сообществом.

В данном исследовании мы столкнулись со многими вопросами которые заставили нас переоценивать наши собственные теории и предположения. Анализ данного случая давал возможность понять существующие связи между современным обществом, глобализацией и развитием спроса на товары в восточных сообществах.

Однако проблема с другой стороны состояла в том что это был рискованно, так как исследование женщин носящих хиджаб, двумя женщинами не покрывающих голову представляло собой некое приключение.

При проведении нашего исследования мы столкнулись с некоторыми проблемами, некоторые из которых мы ожидали, некоторые нет. Исследование мусульман весьма чувствительная тема, не потому что интересно влияние религии и традиций, а интересно влияние политики и социума.

Турция имеет вековую юридическую систему и в соответстввкии с ней хиджаб запрещен в общественных местах и учреждениях включая университеты, больницы и суды. Если многие сельские женщины и пожилые покрывают голову следуя традиции, то городские женщины носят хиджаб, как символ государства, исповедующего Ислам. Дело в том что согласно политике государства, хиджаб представлял собой потенциальную угрозу светскому образу жизни и ограничивался всяческими способами. Так например перед университетами вешались изображения студенток покрывающих голову, как пример недопустимого внешнего вида. Подобная пропаганда распространялась во всех районах, вне зависимости от консервативности нравов и затрудняла передачу соответствующих традиций. Таким образом каждый раз при ожесточении правил и введения запрета на хиджаб в стране начинались мгновенные беспорядки. Данная интенсивная вражда между двумя лагерями, тех кто «за» и «против» платка и других способах выражения своей религии и ситемы взглядов носила достаточно спорный характер, обусловленная политикой государства.

На следующих страницах мы обсуждаем некоторые методологические проблемы с которыми столкнулись мы и другие исследователи при проведении исследования по проблемным вопросам и и также указываем на некоторые решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: